Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП РЯКР Райская Л.М..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
823.67 Кб
Скачать
    1. Публицистический стиль

Публицистический стиль ориентирован, с одной стороны, на сооб- щение информации, а с другой – на воздействие на читателя (зрителя, слушателя), т. е. осуществляет функции воздействия и передачи инфор- мации. Поэтому для него характерно сочетание экспрессивности (для максимального воздействия) и стандарта (для быстроты и точности пе- редачи информации). Это стиль газетных и журнальных статей, интер- вью, репортажей, а также политических выступлений, радио- и телепе- редач. Для него характерны: 1) экономия языковых средств, лаконич- ность изложения при информативной насыщенности; 2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость; 3) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие используемых языковых средств; 4) эк- лектизм – совмещение черт публицистического стиля с другими стиля- ми; 5) использование изобразительно-выразительных средств; 6) син- таксис в основном книжный, с развернутыми синтаксическими конст- рукциями, часто используется инверсия – перестановка слов в предло- жении.

Поскольку публицистические произведения реализуют функцию воздействия, то им присуще использование изобразительно- выразительных средств языка (эпитеты, синонимы, антонимы, антитезы, метафоры, риторические вопросы и пр.).

Разнообразие жанров публицистики связано с тем, что произведе- ния этого стиля не отличаются однородностью, они охватывают огром- ное разнообразие тем и сфер жизни общества, освещают практически все животрепещущие проблемы и новости.

Кроме нейтральных, в публицистическом стиле часто употребля- ются слова оценочные и эмоциональные (амбиции, тоталитарный, громила, обывательщина). Слова в переносном значении (грязь в значе-

нии «безнравственность», акцентировать в значении «выдвигать на первый план»). Характерно использование так называемой «политиче- ской» лексики: президент, парламент, фракция, электорат, спикер, общественность, конституция. Используется и высокая книжная лек- сика: дерзать, воздвигать, ознаменовать. Для этого стиля характерно употребление метафоры как способа оценки явлений окружающей дей- ствительности:

– «военные» метафоры – круговая оборона, десант парламентари-

ев;

  • «строительные» – национальные квартиры, здание устаревшей

политики;

    • «дорожные» – корабль реформ, политическое бездорожье, выве- ренный курс;

    • «театральные» – сценарий переговоров, политический балаган;

В публицистике используются также разговорные слова и фразео- логизмы (размалевать, схлопотать, задним умом крепок, на голубом глазу).

Часто встречаются прилагательные и наречия с оценочным значе- нием (серьезный, второстепенный, презрительно, великодержавный). Ярко выраженная личная позиция автора предопределяет частотность личных местоимений, а сиюминутность, актуальность материала дикту- ет необходимость использования форм глагола в настоящем времени.

Синтаксические особенности стиля связаны с необходимостью со- четания экспрессивности и информационной насыщенности: употреби- тельны восклицательные предложения, вопросительные (в том числе риторические вопросы), повторы, изменение порядка слов в предложе- нии для выделения какого-либо слова: Это политика близорукая.

Современные СМИ насыщены словами-заимствованиями, обозна- чающими новые общественно-экономические, политические, научно- технические, культурно-бытовые явления, такие, как брокер, дистрибь- ютор, импичмент, инаугурация, киллер, крупье, дисплей. Переосмысля- ются термины из различных областей знания, чаще всего экономиче- ские, политические, «компьютерные»: дикий рынок, стагнация, база данных.

Всё более актуальным становится обращение к религиозной лекси- ке: праведник, православие, соборность, веротерпимость, воцерквле- ние. Используются книжные слова, которые раньше были малоупотре- бительны; именно через публицистику возвращаются к нам слова, на- зывающие вечные духовные ценности – милосердие, благотворитель- ность, меценатство.

Вместе с тем интенсивно (порой слишком интенсивно и неуместно) используется просторечная и жаргонная лексика, которая становится особым экспрессивным средством: разборка, совок, беспредел, чернуха.

Однако в целом публицистический стиль по-прежнему остается в основном стилем книжным, о чем свидетельствует не только слово- употребление, но и синтаксический строй, ориентированный на книж- ность.

Характерной языковой особенностью публицистики является ши- рокое использование публицистических стандартов, которые необхо- димы в СМИ для того, чтобы читатель воспринимал текст блоками, за- трачивая минимум времени и усилий для усвоения информации. Пуб- лицистические стандарты имеют двоякую природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие к официально-деловым штам- пам – открывать блестящие перспективы, относиться с недоверием, стать ярким событием – их употребление характерно для информаци- онных текстов.

С другой стороны, в публицистических текстах используются стан- дарты, обладающие свойством экспрессивности: погрозить пальцем, уйти в песок, кусать локти, хлопать глазами, лежать мертвым гру- зом. Сочетание нейтральных и экспрессивных стандартов особенно ха- рактерно для текстов полемических, оценочных: «Провозгласив по- строение в России рыночной экономики, реформаторы палец о палец не ударили для приведения в действие рыночных механизмов, и прежде всего в “кровеносной системе экономики” банковском секторе». В этом отрывке книжные слова (провозгласить, построение, реформато- ры) описывают действие властей, а экспрессивное палец в о палец не ударили дает авторскую оценку этих действий. Столкновение этих двух пластов лексики позволяет автору добиться особого стилистического эффекта: если заменить фразеологизм на нейтральное не стали приво- дить в действие, текст сразу приобретает описательный характер.

Публицистические экспрессивные стандарты в результате длитель- ного и неумеренного употребления теряют выразительность и экспрес- сивность, «стираются», начинают раздражать и утомлять адресатов публицистических текстов. Таким образом стандарты превращаются в штампы, с которыми журналистам приходится бороться. Так произош- ло, например, с выражениями шагает по планете (Новый Год, Перво- май, праздник, весна), золото (белое, черное, голубое) – о природных богатствах, труженики (полей, ферм, промышленных гигантов).

Другой особенностью публицистических текстов является языко- вая игра, используемая для привлечения внимания адресата, стимули- рующая интерес к тексту. Языковая игра – это намеренное нарушение

норм речевого поведения, искажение устойчивого оборота, что вызыва- ет обычно смех, улыбку адресата. Языковая игра основана на эффекте обманутого ожидания, когда адресат вместо ожидаемого привычного оборота видит его остроумное, уместное «переиначивание». Является эффектным способом создания заголовков: Время разбрасывать ядра (статья о российских метательницах ядра) – Ср. известное библейское выражение Время разбрасывать камни и время собирать камни. Дру- гой пример: Полисы для полисов (статья об отношениях городских вла- стей к страхованию) – здесь обыгрывается столкновение в одном заго- ловке двух омонимов полис (‘страховой документ’ – ‘город’).

Изменения в системе стилей современного русского языка больше всего коснулись именно публицистического стиля, т. к. он обслуживает такую сферу общественной жизни, которая претерпела наибольшие преобразования – область политики, экономики, культуры, обществен- ного сознания.

В практике речи обычно стили не встречаются в чистом виде, они, как правило, смешиваются в той или иной пропорции. Поэтому умест- нее говорить о преобладании черт того или иного стиля в речевых от- резках.

Художественная литература дает пример такого эклектизма (сме- шения) разностилевых единиц: в зависимости от целей, которые ставит перед собой автор, в художественном произведении представлены об- разцы всех стилей – для речевой характеристики персонажей, для соз- дания эстетического эффекта, для достоверности и убедительности по- вествования и т. д. Поэтому язык художественной литературы не яв- ляется отдельным, самостоятельным стилем.