Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5_Texty_lektsiy.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
327.17 Кб
Скачать

2.2 Концепт пространство и модели осмысления пространства

Пространство в мифологическом мире может осмысляться в виде концентрических кругов.

Самый ближний круг, микрокосм – это человек. Его границы – тело и одежда, прикосновение к которым расценивается в разных культурах как нарушение этических и прочих норм (одежда у славян издревле выполняла функцию магического оберега).

Следующий круг – это дом человека, его ближайшее окружение. Дом – это связующее звено в общей картине мира: с одной стороны, дом принадлежит человеку, с другой, связывает человека с внешним миром. Основная функция дома – защита (сравн. дать приют под крышей, совр. крыша ‘бандитская защита’). Представления о пороге отражаются во многих устойчивых выражениях: обивать пороги, с порога, только за порог, показывать порог и.т.д. Границы дома – окно, крыша, порог, дверь – являются его важнейшими значимыми элементами, поскольку это место наибольшего удаления от центра «своего» мира, где ослаблены его защитные силы и начинают действовать законы «чужого» пространства. У кочевых народов, пространственные границы «дома» шире: например, у казахов круг дома – это степь, по которой это племя проходит за одну кочевку.

Последняя граница вокруг человека – это граница «своей» земли, родины. Всякое массовое переселение, смещение с нее воспринималось как трагедия. После того, как возникли первые государства, присвоение чужих земель стало интерпретироваться как «освоение», «окультуривание» чужого пространства («дикого», как бы «нечеловеческого»).

Другим древнейшим вариантом осмысления пространства была горизонтальная, линейная модель, в соответствии с которой пространство представляет собой горизонтальное однонаправленное движение.

Как свидетельствуют данные этимологии, слова с исходным значением движения, перемещения в пространстве регулярно развивают модальное значение желания, стремления. Так, например, глагол стремиться (относится к индоевропейскому гнезду *sreu- ‘течь’) имеет значения ‘быстро двигаться, стремительно направляться куда-либо’ и ‘стараться достичь чего-либо, настойчиво добиваться чего-либо’. Сравн. также русск. гнать ‘заставлять двигаться в определённом направлении’ и гнаться ‘стремиться к чему-либо, добиваться, домогаться чего-либо’: гнаться за успехом.

Пространство реализуется в виде нескольких оппозиций, важнейшими из которых являются оппозиции верх – низ и левый – правый. В основе первой оппозиции лежит представление о верхнем и нижнем мире в мифологической модели (у славян – оппозиция Перуна, живущего на небе, на вершине мирового дерева, и Велеса – божества нижнего мира).

В основе оппозиции левый – правый лежит миф о том, что каждый человек имеет доброго и злого духов рядом с собой: ангел-хранитель справа, бес-искуситель – слева. Противопоставление левый – правый приобрело глобальный смысл: оно вошло в систему нравственных отношений, и слово правый получило значение хорошего, справедливого; оно связано со словами право, правда, справедливость; под левым понимается все ненормальное, несправедливое, женское, чужое; сравн. правое дело, правая рука и встать с левой ноги, левые деньги и т.д. Кроме того, с левым связано понятие смерти, с правым – понятие жизни. По поверьям, смерть входит через левое ухо, отсюда славянский обычай пить на тризне слева направо. В Индии до сих пор считается, что дрожание правого глаза – доброе предзнаменование, а левого – дурное.

В мифопоэтической традиции осмысляются и другие характеристики пространства, например, широкий – узкий. В понятии широты воплощаются представления об отсутствии преград, открытости, дневном свете, свободе; им противостоят представления о суженности, т.е. сдавленности, сжатости, ограничении возможности движения, ночной тьме, угнетённости и страхе.

Т. В. Топорова, исследовавшая древнеисландскую модель мира, отмечала, что узость нередко ассоциируется со стихией хаоса, поэтому вполне закономерно появление отрицательных коннотаций у лексем с тем же корнем, что и в прилагательном со значением ‘узкий’, сравн. др.-исл. Qngr ‘узкий’ и angr ‘забота’, Qngra ‘угнетать’; др.-в.-нем. engi ‘узкий’ и angust ‘боязнь, страх’; др.-инд. amhas ‘страх, угнетенное состояние’ и amhu- ‘узкий’. Понятие узости связывается с ночью, сравн. эддический контекст: enn Nott var Nqrvi borin ‘а ночь была рождена (великаном) Нёрви’ (букв. ‘узкий’).