Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Приемы психического воздействия на людей.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
312.83 Кб
Скачать

2.7. Подыграть себе

Для выхода из тупиковых ситуаций иной раз необходимо сде­лать некоторые допущения, которые увязывают все проблемы в один алгоритм и приводят к определенному решению. В данном случае об­разуются ассоциативные связи в ЦНС, которые помогают в нужном ключе разрешить возникший процесс асинхронности.

Для демонстрации рассмотрим, каким образом на практике этот прием применил С.А.Андреевский при защите братьев Келеш, обвиняемых в поджоге одного из цехов своей фабрики, якобы с целью получения страховой премии. Путем постановки наиболее необходимых для разрешения вопросов, произвольно трактуя фак­ты, адвокат сам дает на них ответы и добивается оправдательного приговора: «Если, таким образом, вы вспомните, что после того, как дым уже пробился наружу, прошло более 2-х часов, прежде чем он стал настоящим образом обращать на себя внимание, то вы, ко­нечно, признаете, что для внутреннего процесса тления нужно по­ложить также немалое и, во всяком случае, еще большее количе­ство часов, и для вас станет ясно до очевидности, что в 6 часов ве­чера кладовая была заперта контролером Некрасовым уже с невидимой, но готовой причиной будущего пожара. Это была за­бытая папироска, запавшая искра, что-нибудь такое маленькое — я в точности не знаю что (ведь истинная причина большинства по­жаров неизвестна), — но для меня не важен вопрос: что именно? Для меня важен другой вопрос: мог ли прибегнуть к такой причи­не, к такому медленному и неверному средству человек, который желает, умышляет, заботится, устраивает так, чтобы пожар про­изошел непременно? Вот что важно для меня».

Этой фразой С. А. Андреевский пытается отвлечь внимание от высказанной им спорной версии. Информация присяжными по­лучена, а времени на ее обработку он не дает, так как выдвигает следующий аргумент: «И для меня ответ несомненен: нет, не мог. Такие шутки выкладывает только случай, а не умысел. Попробуй, в самом деле, зажженной папироской сделать пожар — мудреное дело, а сколько пожаров именно происходит от неосторожно бро­шенной папиросы». А затем следует обращение к подсознанию по­средством описания обыденной ситуации: «Вот, положим, вы ку­рите и занимаетесь. Кладете возле себя зажженную папиросу или сигарету, иногда бывает, что каждый раз, как вы ее оставляете, она потухнет. И вам приходится ее вновь зажигать, а иной раз запиши­тесь, зачитаетесь —глянь: а между тем, вся папироска до конца сго­рела на пепельнице. Иной раз табак горит успешно, иной — нет: дотлеет до какого-нибудь корешка — и стой, — попадается сырая ниточка и — кончено. И кому же лучше знать эти свойства табака как не табачному фабриканту?

Поджигатель бы непременно взял себе в союзники керосин, стружки и всякие другие горючие материалы. Но ничего этого здесь не было. И не было не только потому, что якобы подозрительная куча мусора на месте пожара была не что иное, как истлевший та­бак, бумага и папиросы..., но и потому, что до прихода пожарных не было вовсе пламени, а горючие материалы непременно дали бы пламя. Поэтому уж если не смазывать табак керосином и не под­кладывать горючих веществ, то поджигателю неминуемо следова­ло предвидеть, что для успеха горения нужно сделать тягу, дать доступ воздуху, открыть где-нибудь форточку или выбить окно — иначе далее чада и тления дело не пойдет. Но и этого сделано не было.

Таким образом, вся история пожара громко говорит нашей со­вести и ясно доказывает нашему уму, что пожар этот не задуман чело­веком, а вызван непредвиденным случаем».

Следовательно, вставленное в определенном месте вольное допущение, нивелирование его инородности путем отвлечения внимания, может помочь в проведении своей точки зрения по какому-либо вопросу.