Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
406
Добавлен:
17.10.2014
Размер:
27.65 Кб
Скачать

ПИЩЕВЫЕ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ

Пищевые токсикоинфекции — полиэтиологическое заболевание, возни­кающее при попадании в организм вместе с пищей микробных агентов и (или) их токсинов. Болезнь характеризуется острым началом, бурным течением, симптомами общей интоксикации и поражения органов пищева­рения.

Этиология. К пищевым интоксикациям относятся заболевания, вызван­ные стафилококковым (St. aureus и St. epidermidis) энтеротоксином типов А, В, С, D и Е. Заболевания, вызванные Cl. perfringens, правильнее относить к пищевым токсикоинфекциям. Различают 6 сероваров возбудителя:

А, В, С, D, Е и F. Пищевые токсикоинфекции вызывают в основном кло-стридии серовара А, реже Сир. Возбудитель — грамположительная палочка, анаэроб, может образовывать споры. В этиологии пищевых токсикоинфекции играют роль и энтеробактерии рода Salmonella, Esche-richia и Shigella. Клиническая характеристика вызываемых ими заболе­ваний приведена в соответствующих разделах. Ко второй группе возбуди­телей пищевых токсикоинфекции относятся условно-патогенные микроорга­низмы рода протеус, цитробактер, энтеробактер, клебсиелла, ацинетобактер, псевдомонас, эрвиниа, вибрио, бацилус и др.

Эпидемиология. Заболевания объединяет пищевой механизм переда­чи инфекции. Источником возбудителей является больной человек или бактерионоситель, а также животные — больные и бактерионосители. Ста­филококковая интоксикация чаще связана с употреблением молока, молоч­ных продуктов, тортов, мороженого, реже — мясных, рыбных и овощных блюд. Клостридиоз развивается после употребления мяса, мясных продуктов, грибов, обсемененных возбудителем. При пищевых токсикоинфекциях, выз­ванных V. Parahaemolyticus, основными факторами передачи возбудителей являются вяленая и жареная морская рыба, креветки, кальмары и крабы. Заражение фитопатогенными микроорганизмами рода эрвиния наблюдается при употреблении овощей и фруктов, в частности капусты, огурцов, помидоров и цитрусовых. Заболевания в основном регистрируются летом и осенью, но могут наблюдаться в любой сезон.

Патогенез. В связи с малым патогенным потенциалом условно-пато­генных возбудителей для развития пищевой токсикоинфекции необходимо накопление микроорганизмов в пищевом продукте в дозе 10 х7-8 . Патогенное воздействие на организм условно-патогенных микроорганизмов в основном связано с эндотоксином. Некоторые штаммы продуцируют и экзотоксин. Экзо- и эндотоксины, образующиеся при гибели микробной клетки, всасываются слизистой оболочкой желудка и кишечника Возбудители обла­дают свойством внутриклеточного паразитирования Под влиянием экзо- и эндотоксинов нарушается проницаемость клеточных мембран эпителия сли­зистой оболочки желудка и кишечника, происходит торможение всасы­вания и гидролиза, усиление кишечной секреции, потеря воды, натрия, калия, хлора и белка Всосавшиеся в кровь эндо- и экзотоксины вызы­вают повреждение паренхиматозных органов, сердечно-сосудистой и нервной систем и системы регуляции агрегатного состояния крови (PACK). Раз­виваются признаки интоксикации, острого гастроэнтерита и дегидратации

Клиника. Инкубационный период короткий и исчисляется часами В на­чале заболевания отмечаются резкий озноб, повышение температуры тела, тошнота и многократная рвота, схваткообразная боль в животе преиму­щественно в надчревной или околопупочной области. Стул частый обиль­ный, водянистый с зеленью и слизью. Кожа и видимые слизистые оболочки сухие. Язык обложен, сухой. Пульс частый, артериальное дав­ление низкое. Выражены явления общей интоксикации — головная боль, слабость, головокружение, отсутствие аппетита Наблюдается лейкоцитоз с выраженным сдвигом лейкоцитарной формулы влево.

Имеются клинико-эпидемиологические особенности в зависимости от этиологии Так, при пищевой токсикоинфекции, вызванной клостридиями, инкубационный период может колебаться от 6 до 24 ч. При инфици-ровании клостридиями A, D и Е заболевание проявляется синдромом острого гастроэнтерита различной тяжести.

При заболевании, обусловленном Cl. perfringens, возможно развитие тяжелого некротического энтерита и гемоколита. Иногда наблюдается тя­желый анаэробный сепсис При заболеваниях, вызванных Вас. Cereus, ин­кубационный период в среднем 5—6 ч с колебаниями от 3 до 19 ч. У большинства больных цереозы протекают легко, однако иногда разви­ваются симптомы тяжелой токсикоинфекции по типу острого гастроэнтери­та, отмечаются обезвоживание, обессоливание, судороги и резкая диффузная боль в животе При энтерококковой пищевой токсикоинфекции инкуба­ционный период 2—17 ч При стафилококковой пищевой интоксикации инкубационный период самый короткий и длится от 1 до 5—6 ч. Заболева­ние начинается с озноба, явлений острого гастрита, общей интоксика­ции, развиваются сердечно-сосудистые расстройства вплоть до коллапса. При заболеваниях, вызванных парагемолитическим вибрионом, болезнь про­текает легко по типу острого гастроэнтерита Изредка наблюдается тяжелое течение пищевой токсикоинфекции, развиваются признаки де­гидратации II—III степени Выздоровление наступает через 5—7 дней При протейной, цитробактерной, энтеробактерной, клебсиеллезной, псевдомо-надной и иной этиологии инфекции клиническая картина мало отли­чается от приведенной При постановке этиологического диагноза пищевых токсикоинфекции, вызванных условно патогенными микроорганизмами, не­обходимо учитывать комплекс следующих клинико-эпидемиологических и лабораторных данных Об инфекционной природе свидетельствуют групповые вспышки пищевых токсикоинфекции после употребления общего пищевого продукта, острое начало с коротким инкубационным периодом, озноб, повышение температуры, симптомы интоксикации, многократная рво­та, схваткообразная боль в надчревной области, частый жидкий стул. Решающее значение имеют результаты бактериологического исследования испражнений, рвотных масс, промывных вод и пищевых продуктов выде­ление условно-патогенных микроорганизмов в монокультуре, увеличение в 2—4 раза и более титра антител в реакции агглютинации с аутоштам-мами и высоким титром при однократном исследовании, обнаружение возбудителей шл их токсинов в пищевых продуктах, послуживших фактором передачи инфекции

Дифференциальный диагноз проводится с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости, различными патологическими состояниями, отравлениями ядами, лекарственными препаратами

При остром аппендиците, в отличие от пищевых токсикоинфекции, возникает интенсивная постоянная боль в животе, локализующаяся в правой подвздошной области и только в начальной фазе болезни — в надчревной. Рвота 1—2-кратная, жидкий стул не более 5—7 раз в сутки, без слизи и крови. Определяются напряжение брюшной стенки, аппендикуляр-ные симптомы и признаки раздражения брюшины В крови выраженный нейтрофильный лейкоцитоз.

Острый холецистит характеризуется внезапными приступами сильной боли в правом подреберье, иррадиирующей под правую лопатку, в плечевой сустав и ключицу, ознобом и повышением температуры. Многократная рво­та не приносит облегчения Появляются желтушность склер и кожи. Пальпаторно определяются напряжение мышц в правом подреберье, увеличение печени и желчного пузыря, симптомы раздражения брюшины, отмечаются положительные симптомы Кера, Мерфи, Ортнера и Мюсси. В жидких испражнениях нет патологических примесей. В крови высокий лейкоцитоз. В анамнезе имеются указания на хронические заболевания гепатобилиарной системы, употребление жирной жареной пищи, алкоголя. Имеют значение результаты рентгенологических исследований и посева испражнений и рвотных масс на условно-патогенную бактериальную флору

Острый панкреатит отличается внезапным началом после погрешностей в диете, употребления жирной пищи и алкоголя Боль в животе очень сильная, чаще опоясывающего характера, реже локализуется в надчревной области или слева Наблюдается неукротимая рвота желчью, которая не приносит облегчения Живот вздут, могут наблюдаться явления динами­ческой непроходимости кишечника, болевого шока и коллапса В крови высо­кий лейкоцитоз, в моче повышенная активность амилазы и диастазы

При тромбозе и эмболии сосудов брыжейки наблюдается бурное прогрессирующее течение, внезапное начало, боль в отличие от пищевой токсикоинфекции невыносимая, температура в начале заболевания нормаль­ная В испражнениях и рвотных массах определяется примесь крови Быстро нарастают признаки интоксикации и динамической непроходимости кишеч­ника. В анамнезе ревматизм, хронические сердечно-сосудистые заболевания, тромбофлебит, артериит и нарушения в системе PACK. В крови высокий лейкоцитоз и нарушения коагулограммы.

Острая кишечная непроходимость вследствие странгуляции, обтурации, инвагинации и заворота кишок отличается внезапным появлением сильной схваткообразной боли в животе при нормальной температуре и отсутствии признаков общей интоксикации. В отличие от пищевых токсикоинфекций характерна задержка стула и газов. При частичном отхождении кала и газов состояние больных не улучшается. В запущенных случаях разви­вается многократная рвота фекальным содержимым. Иногда удается паль-паторно определить инвагинат или опухоль, вызвавшие непроходимость. Положительные симптомы «шума плеска», Валя, при обзорной рентгено­скопии органов брюшной полости видны чаши Клойбера. В анамнезе — операции на органах брюшной полости, частые «пищевые токсикоин­фекций».

В дифференциации пищевых токсикоинфекций и перфоративной язвы желудка и двенадцатиперстной кишки имеют значение длительный «язвен­ный» анамнез, внезапное появление резкой «кинжальной» боли в животе и отсутствие общей интоксикации и диареи. В начале заболевания темпе­ратура остается нормальной. Положительные симптомы раздражения брю­шины Перкуторно и рентгенологически в брюшной полости определяется свободный воздух. Характерен высокий лейкоцитоз.

При остром пиелонефрите и почечной колике в отличие от пищевой токсикоинфекций, при которой болевой синдром не является ведущим, боль­ной стонет и мечется от резкой схваткообразной боли в пояснице, иррадии-рующей в паховую область и половые органы. Отсутствуют или выражены незначительно диспепсические явления, в испражнениях нет слизи и крови. Больные жалуются на дизурические явления. Положительный симптом Пастернацкого В моче повышенное содержание белка, определяются гематурия, цилиндрурия и бактериурия. Учитываются данные анамнеза жизни и эпиданамнеза, а также результаты бактериологических, серологи­ческих и урологических методов исследования.

Для желудочно-кишечного кровотечения характерны внезапное насту­пление общей слабости, головокружения, бледности кожи и слизистых оболочек, тахикардии и гипотонии на фоне нормальной температуры и отсутствия других признаков общей интоксикации. Вскоре появляется кровавая обильная рвота, учащается стул, испражнения обильные дегте-образные В крови отмечается снижение содержания эритроцитов и гемоглобина Наиболее частыми причинами желудочно-кишечного кровоте­чения являются язва двенадцатиперстной кишки или желудка, синдром Маллори—Вейса, портальная гипертензия, распадающиеся опухоли, поли-поз, заболевания крови и др Решающее значение в диагностике имеют ре­зультаты эндоскопических методов исследования, в частности гастродуоде носкопии и колоноскопии.

При абдоминальной форме инфаркта миокарда имеют значение анам­нестические данные, указания на ишемическую болезнь сердца в прошлом, отсутствие в начале заболевания признаков интоксикации, повышенной температуры, частого жидкого стула Боль появляется внезапно, иррадиирует в левое плечо, спину, реже определяется в надчревной области Пульс вначале частый, слабый, нередко аритмичный Коллапс Решающее значение для диагностики имеют результаты электрокардиографии

Гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения развиваются, как правило, после психических и физических перенапря­жений, стрессовых ситуаций, приема алкоголя, при перепадах атмосферно­го давления у лиц с хронической сердечно-сосудистой патологией, в част­ности гипертонической болезнью Отмечаются общемозговые и очаговые неврологические симптомы, температура остается нормальной, нет характер­ной боли в животе и частого жидкого стула.

Результаты бактериологического исследования рвотных масс и кала на патогенную и условно-патогенную микрофлору отрицательные. Нет соответ­ствующих иммунологических сдвигов при серологическом исследовании парных сывороток.

Менингиты различной этиологии изредка протекают под клинической маской пищевых токсикоинфекций У больных менингитом рвота связана с внутричерепной гипертензией и интоксикацией. При менингитах положи­тельны менингеальные знаки, в частности ригидность мышц затылка, симптомы Кернига, Брудзинского, Лесажа, наблюдаются очаговые невро­логические симптомы. Решающее значение в постановке диагноза имеют данные люмбальной спинномозговой пункции: истечение спинномозговой жидкости под повышеным давлением, изменение ее цвета и прозрачности и содержания в ней клеток, белка, сахара и хлоридов, а также повыше ние активности ряда ферментов — аспартат- и аланинаминотрансферазы, малат- и лактатдегидрогеназы.

При аддисоничееком желудочно-кишечном кризе резкая общая сла­бость и диспепсические явления развиваются на фоне нормальной или пониженной температуры, в испражнениях нет слизи и крови. Кожа холодная, пигментированная. Резко падает артериальное давление. В крови наблюдается низкое содержание глюкозы, нарушено содержание калия, натрия и хлора, 11- и 17-ОКС. В анамнезе—болезнь Аддисона и нарушения режима и лечения

Пельвиоперитонит генитального происхождения, эндопериметрит, ад-нексит, токсикозы беременных, аборты, внематочная беременность и дру­гие заболевания женской половой системы могут протекать с симптомами, характерными для пищевой токсикоинфекций. Однако боль при пельвиопери-тоните интенсивнее, чем при пищевой токсикоинфекций, усиливается при пальпации и вагинальном исследовании, иррадиирует в поясницу, половые губы, прямую кишку, бедра Определяется локальное напряжение брюш­ной стенки, симптом Щеткина—Блюмберга положительный. В крови высокий нейтрофильный лейкоцитоз. При нарушенной внематочной беременности и кровотечении развиваются признаки гиповолемии и анемии. Важное диагностическое значение имеют результаты вагинального исследования, анамнеза жизни и эпиданамнеза, а также бактериологические и серологи­ческие данные.

Для пищевой аллергии помимо диспепсических явлений характерна пятнисто-папулезная зудящая сыпь и другие проявления аллергозов. Забо­левание чаще развивается вскоре после употребления молока, яиц, рыбы, крабов, креветок, цитрусовых, клубники, орехов и шоколада. Учитываются данные аллергологического анамнеза, кожных проб с пищевыми аллерге­нами. В крови лейкопения, тромбоцитопения, эозинофилия.

Недостаточная активность дисахаридаз и других ферментов, обеспечи­вающих процессы пищеварения, а также нарушение всасывания сопро­вождаются симптомами интоксикации и энтерита, которые исчезают при ограничении в диете или полном изъятии углеводов и пищевых продуктов, содержащих повышенное количество Сахаров. После нагрузки ди- и моно-сахаридами наблюдается усиление дисфункции кишечника. При лактазной недостаточности, в анамнезе отмечается непереносимость молока, сметаны, сливок и молочных продуктов, при недостаточной активности сахарозы больные не переносят сахар, мед, сладкие фрукты и овощи. Оконча­тельный диагноз устанавливается на основании результатов дифферен­цированных углеводных нагрузок поли-, ди- и моносахаридами.

Отравления ядами — см «Дизентерия».