Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
медицинская психология лекции русс отд..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
145.18 Кб
Скачать

Тема 7 Расстройства мышления

Цель: Ознакомить студентов с расстройствами мышления, научить распознавать расстройства и нарушения мышления.

План:

  1. Понятие расстройств мышления

  2. Классификация расстройства мышления

1. Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболе­вания психиатр часто руководствуется наличием того или дру­гого вида нарушений мышления. Поэтому во всех учебниках и монографиях по психиатрии, посвященных самым различным клиническим проблемам, мы встречаем высказывания относительно расстройства мышления. Много работ, описывавших расстройства мыслительной деятельности, мы встречаем и в психологической литературе. Однако единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет.

В патопсихологии используется определение мышления несколько отличное от общепсихологического.

С точки зрения общей психологии, мышление есть обоб­щенное, опосредованное отражение действительности в ее су­щественных, закономерных связях и отношениях.

Для патопсихолога мышление - это деятельность, опирав­шаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача разрешается.

Схематично это можно представить так (рис. 5):

Рис. 5. Схема мыслительной деятельности.

На основе этой схемы можно рассмотреть нарушения мыш­ления, которые проявляются в расстройстве того или иного компонента мыслительной деятельности.

В патопсихологии выделяются три основных вида патоло­гии мышления:

  1. Нарушение операциональной стороны мышления.

  2. Нарушение динамики мышления,

  3. Нарушение личностного компонента мышления. К их рассмотрению мы далее и переходим.

2. Нарушение операциональной стороны мышления. К основным мыслительным операциям от­носятся, как известно, анализ и синтез, различают также обоб­щение, отвлечение (абстрагирование), сравнение, противопос­тавление.

При некоторых формах патологии психической деятельно­сти у больных теряется возможность использовать систему опе­раций обобщения и отвлечения.

Обобщение есть следствие анализа, вскрывающего сущест­венные связи между явлениями и объектами.

Выделяют несколько уровней процесса обобщения:

  • категориальный - отнесение к классу на основании главных, существенных признаков (например, оперение у птиц);

  • функциональный - отнесение к классу на основании функциональных признаков (поют, летают, клюют, не­сут яйца и др.);

  • конкретный - отнесение к классу на основании конкрет­ных признаков (имеют крылья, две ноги, хвост и др.);

  • нулевой (операция обобщения отсутствует) - перечис­ление предметов либо их функций без попытки обоб­щить.

При всем многообразии нарушений операциональной сто­роны мышления их можно свести к двум крайним вариантам:

  1. снижение уровня обобщения;

  2. искажение самого процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения. Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждени­ях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заме­няется установлением сугубо конкретных, часто случайных свя­зей между предметами.

Особенно четко подобный вид патологии мышления выяв­ляется с помощью методики классификации предметов. В этом эксперименте один из больных отказывался объединить в одну группу козу с волком, «потому что они враждуют»; другой больной не объединяет кошку и жука, потому что «кошка живет в доме, а жук летает». Частные признаки «живет в лесу», «лета­ет» больше определяют суждения больных, чем общий признак «животные».

Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно вы­раженной и выраженной степенях. При ярко выраженном сни­жении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию; для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не мо­гут быть объединены.

Таким образом, сопоставление данных, полученных с помо­щью различных методов (классификация предметов, метод ис­ключения, объяснение пословиц и метод пиктограмм), обнару­жило у ряда больных (эпилептиков, олигофренов) снижение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переноса, условности. Больные не в со­стоянии выделить существенные свойства предметов, не мо­гут раскрыть смысловые связи между ними.

Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень был у человека ранее, а затем сни­зился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У болых же олигофренией отмечается недоразвитие понятийно­го, абстрактного мышления.

Искажение процесса обобщения. Нарушения отвлечения и обобщения могут принять и дру­гой характер, являясь как бы антиподом только что описанных. Если суждения описанных выше больных не выходят за преде­лы частных, единичных связей, то у больных, о которых пойдет речь, «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Их суждения отражает лишь случайную сторону явлений, а не существенные отношения между пред­метами.

Подобные нарушения мыслительной деятельности обозна­чают как искажение процесса обобщения. Они встречается чаще всего у больных простой шизофренией, вялотекущей и при галлюцинаторно-параноидной форме течения болезни, но могут наблюдаться и при других формах этого заболевания. Такие больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало ин­тересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, случайным, явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего характера, но часто не в состоянии ответить на конкретный вопрос. Приведем примеры диагностики данного вида расстройства.

Таким образом, при выполнении экспериментальных зада­ний больные с искажением процесса обобщения сближают лю­бые отношения между предметами и явлениями, даже если они неадекватны конкретным жизненным фактам. Реальные же различия и сходства между предметами ими во внимание не принимаются.

Нарушение динамики мыслительной деятельности. По словам И. М. Сеченова, мысль имеет определенное на­чало, течение и конец. Болезненные состояния мозга приводят чаще всего не к операциональным, а к динамическим нарушени­ям мышления.

Выделяют четыре типа нарушения динамики мышления: непоследовательность суждений, лабильность, откликаемость, инертность.

Непоследовательность суждений. Характерная особенность этого нарушения состоит в неус­тойчивости способа выполнения задания.

Способы действия этих больных при выполнении ими за­дания «Классификация предметов» примерно следующие. Боль­ные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекват­ный условиям задачи, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но, спустя некоторое время, оставляют правильный путь решения.

Анализ подобных случаев позволяет выделить три типич­ные ошибки непоследовательности:

  • чередование обобщенных и ситуационных решений. Выполнение заданий на уровне обобщенных решений не бывает стойким;

  • логические связи подменяются случайными сочетания­ми. Например, правильное выполнение задания класси­фикации предметов нарушалось тем, что больные объе­диняли объекты в одну группу лишь потому, что кар­точки оказались рядом;

  • образование одноименных групп: больные часто выде­ляют предметы по правильному общему признаку, но тут же начинают выделять аналогичную по смыслу группу. Так, например, больной мог выделить группу людей, в которую входили врач, ребенок, уборщица, и тут же выделял еще одну группу людей, куда входил моряк, лыжник и т. п.

Лабильность мышления. В этом же случае нарушение динамики мышления носит более стойкий характер, изменяя само строение мышления. Ла­бильность суждений становится как бы постоянным модусом мыслительной деятельности больных. Подобная постоянная ла­бильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. При этом осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспе­риментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления, а представляет собой цепочку неуправляемых ассо­циаций.

Откликаемость. Одной из форм лабильности является «Откликаемость». При таком нарушении неустойчивость способов выполнения работы достигает у некоторых больных чрезвычайно утрированной фор­мы: они не только не в состоянии удерживать ход своих сужде­ний в установленном раньше направлении, но и начинает реаги­ровать на любой раздражитель, к ним неадресованный.

Например, услышав, как другой больной говорит, что сего­дня ему на завтрак давали колбасу, испытуемый, передававший рассказ о том, как галка, перекрасившись, полетела в голубятню, говорит: «И голуби ее угостили колбасой».

Другой пример. С особой отчетливостью феномен «откли-каемости» обнаруживается в ассоциативном эксперименте, ко­гда, несмотря на инструкцию, и, игнорируя естественные ассоциа­ции, больной отвечает перечислением предметов, которые нахо­дятся перед глазами. Это так назьшаемые «вплетения». При предъ­явлении слова «пение» больной отвечает словом «стол», на слово «колесо» — словом «очки» и т. п., тогда как в норме это должны быть ассоциации по смежности, сходству, контрасту и др.

Инертность мышления. Инертность мышления является антиподом только что опи­санных видов нарушений. В этих случаях больные не могут ме­нять избранного способа своей работы, изменять ход своих су­ждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпи­лепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Каков же механизм наблюдаемого расстройства? Запазды­вание ответов больных являются существенным отклонением от нормального протекания ассоциативного процесса. Они свиде­тельствуют о том, что следовой раздражитель имеет больше сигнальное значение, нежели актуальный. Актуально звучащие слова у этих больных не приобретают значения раздражителя. В силу инертности связей прошлого опыта больные отвечают не на звучащее, а на отзвучавшее слово.

Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления. Мышление - это деятельность. Чтобы мышление могло ре­гулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Не существует мыш­ления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т. е. от личности в целом. Особен­но ярко выступает нарушение личностного компонента в таком виде нарушений, которое характеризуется как «разноплановость мышления».

Разноплановость мышления. Нарушение мышления, обозначаемое как «разноплано­вость», заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают как бы в разных плоскостях. При разноплановости мышления сама основа классификации не но­сит единого характера. Больные объединяют объекты в тече­ние выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов и ус­тановок.

Резонерство. Резонерство - это расстройство мышления определяется клиницистами как «склонность к бесплодному мудрствованию», как тенденция к непродуктивным многоречевым рассуждениям.

Нарушение критичности мышления. Понятие критичности в психиатрии и в патопсихологии употребляется в двух разных значениях.

В первом случае имеется в виду критичное отношение к бреду, к галлюцинациям и другим болезненным переживаниям.

Во втором - тот вид критичности, который состоит в уме­нии обдуманно действовать, проверять и исправлять свои дей­ствия в соответствии с объективными условиями.

Виды патологии мышления. Мы начали раздел с того, что, помимо распространенности, отметили многообразие нарушений мышления. Надо сказать, что в психопатологии существует несколько иной подход к классификации этих нарушений и порой иное их название. Кли­ническому психологу, чтобы профессионально общаться с пси­хиатром и психопатологом, надо знать эти особенности.

В литературе по психопатологии рассматривают наруше­ния мышления в виде расстройств:

  1. ассоциативного процесса,

  2. патологии суждений,

  3. патологии мышления по темпу, характерные для психи­ атрической клиники.

Расстройства ассоциативного процесса, в свою очередь, проявляются:

а) в нарушении стройности мышления;

б) в нарушении целенаправленности мышления. К нарушениям стройности мышления относят:

  1. Разорванность мышления - нарушение смысловых свя­зей между членами предложения при сохранности грамматиче­ского построения фразы.

  2. Бессвязность - нарушение и смысловой речи, и синтак­сического строя речи.

  3. Вербигерации - своеобразные стереотипии в речи вплоть до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.

  4. Парагномен - действие под влиянием внезапного нелепо­го умозаключения.

5. Паралогическое мышление - отсутствие адекватной логики. К нарушениям целенаправленности относятся следующие:

  1. Патологическая обстоятельность.

  2. Резонерство.

  3. Цементная детализация.

  4. Персеверация.

  1. Символизм. В отличие от общепринятой системы симво­лов, усматривание больными обычных символов там, они не играют символической роли.

  2. Аутическое мышление. Отрыв от реальной действитель­ности, погружение в мир воображения, фантастических пережи­ваний.

К патологии суждений относят четыре вида нарушений:

  1. Бредовые расстройства - ложные умозаключения. Раз­личает паройяльный бред -cистематизированный бред; парано­идный бред - характеризуется наличием бредовых идей, кото­ рые чаще не имеют достаточно стройной системы; парафренный бред - сочетается с нарушениями ассоциативного процесса (ра­зорванность, резонерство и символизм).

  2. Бредоподобные расстройства - ложные умозаключения, связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональными нарушениями, отличаются от бредовых отсутствием тенденции

к систематизации, кратковременностью, возможностью частич­ной коррекции методом разубеждения.

3. Сверхценные идеи - аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления.

4. Навязчивые идеи — неправильные мысли при критичном к ним отношении, но невозможности избавиться.

Нарушения мышления по темпу встречаются двух видов:

  1. Ускоренное мышление, как скачка идей (наблюдается в маниакальной фазе при МДП) и ментизм, или мантизм, — возни­кающий помимо воли больного наплыв мыслей (при шизофре­нии).

  2. Замедленное мышление, которое проявляется как замед­ление темпа мыслительной деятельности (во время депрессив­ной фазы при МДП), или как тугоподвижность, ригидность (при эпилепсии).

Вопросы:

  1. Назовите классификацию нарушения мышления.

  2. Какие патологии мышления есть?

Литература:

  1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

  2. Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.

  3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.