
4. Психогенные невралгии
Кожная гиперестезия часто сочетается с резкими болезненными ощущениями типа миалгии или невралгии. Выраженные болезненные ощущения по ходу межреберных промежутков расценивают обычно как межреберную невралгию.
Возможны жалобы на боль в плечевом суставе, нарастающую по ночам с ограничением объема движений в любом направлении и развитием так называемого неподвижного, или замороженного, плеча. При этом, болевые ощущения возникают по утрам, исчезают, как только больной начинает двигать рукой и снимаются приемом антидепрессантов.
У части больных неприятные ощущения распространяются по ходу тройничного нерва (от висков к деснам и челюсти). Интенсивность их варьирует в широких пределах – от легкой парестезии с ощущением онемения и покалывания в области затылка или верхней губы (реже подбородка и нижней челюсти) на высоте аффекта до острых «прострелов», расцениваемых как невралгии, но не снимающихся производными пиразолона, а иногда и наркотическими анальгетиками.
Важнейшей особенностью псевдоневрологических нарушений является необычайная подвижность болезненных ощущений («блуждающий» характер невралгии). При этом, больной долго и безуспешно лечится то от диагностированной у него невралгии тройничного нерва, то от межреберной невралгии, то от шейного, то от пояснично-крестцового радикулита. Зона болезненных ощущений нередко выходит за пределы области, иннервируемой тем или иным нервным стволом; при первичном осмотре она может располагаться справа, а при повторном, через несколько дней, – слева. При лечении подобных состояний следует иметь в виду необходимость применения антидепрессантов.
Псевдокорешковый синдром
Болезненные ощущения в спине и позвоночнике с преобладанием страха и тревоги описывались в качестве самостоятельного клинического понятия под названием irritatio spinalis, а в дальнейшем были включены в рамки neurastheniae spinalis, или спинномозговой ипохондрии.
Психогенная боль в пояснично-крестцовой области, обусловливает временную нетрудоспособность больных и снимается в процессе лечения антидепрессантами.
Психофизиологическая реакция, расцениваемая обычно как ишиас и люмбаго, становится в последнее время одной из масок тревожной депрессии.
В психоанализе позвоночнику и, в частности, пояснице отводится ключевая роль в ситуации «противостоять – держаться» или «сгибаться – уступать» (чем увереннее чувствует себя индивид в сфере интерперсональных отношений, тем легче ему поддерживать вертикальное положение). Развитие боли в поясничной области является свидетельством того, что пациент уже не может «держаться» (Timsit M. et al., 1973) и отказывается от активного сопротивления и агрессии (Hinz G, Pohl W, 1977). И если мигрень или невралгия тройничного нерва связываются при этом с неосознанной или невыраженной эмоцией гнева, то ишиас выступает, в конечном счете, как выражение желания уклониться от какой-либо обязанности или избежать какой-либо опасности.
У больных, лечащихся в неврологическом отделении с диагнозом «обострение пояснично-крестцового радикулита» установлена прочная психосоматическая связь между депрессией и корешковым синдромом: любое волнение или «расстройство» тут же трансформируется в болезненные ощущения даже при полном отсутствии соответствующей симптоматики; непосредственной причиной госпитализации оказываются в конечном счете семейные неурядицы или конфликтная ситуация на производстве. Например, у одной из пациенток ежегодные «обострения корешкового синдрома» (всегда в январе) наступали с началом напряженной и ответственной работы над составлением годового отчета и прекращались вскоре после завершения последнего.
Боль в области позвоночника характеризуется отсутствием органических нарушений или незначительными признаками спондилеза. Болезненные ощущения по ходу позвоночника – спонтанные и при надавливании, то преимущественно в области остистых отростков, то распространяющиеся паравертебрально – могут фиксироваться в области определенных позвонков или локализоваться одновременно в нескольких разных участках, либо «перемещаться» с места на место. Обострение болевого синдрома часто связано с конфликтными ситуациями и протекает на фоне подавленности и тревоги. Диффузные патологические ощущения (шуршание или хруст в межпозвоночных сочленениях и крупных суставах, чувство «усталости» или «ломоты» в позвоночнике, тепла или холода вдоль него, такое впечатление, «как будто там не то битое стекло, не то песок насыпан», иногда даже ощущение «сплющивания» позвонков) делают подобных больных постоянными посетителями невропатологов и ревматологов, ортопедов и физиотерапевтов.
Расцениваемые зачастую как признаки поражения спинного мозга или костных изменений, они остаются до сих пор неиссякаемым источником диагностических ошибок, а сами больные нередко принимают их за начальные проявления какого-то тяжелого, нераспознанного органического страдания.