Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции из даунсайтап.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.57 Mб
Скачать
  • Высыпание игрушек из коробки

Психологи утверждают: нужно поддерживать инициативы ребенка. Как же это делать, если он, скажем, хочет высыпать игрушки из коробки, после чего теряет интерес к ним? Например, можно наполнять коробку и предлагать высыпать опять; можно опустошить коробку и посадить в нее самого ребенка, чтобы покатать, как в игрушечном автомобиле; можно наполнить специальным материалом, например, мягкими игрушками, и засыпать сверху лежащего на полу ребенка. Главное - уйти от повторяющихся однотипных манипуляций. Время игры увеличивается, у нее появляется цель. Ребенку при этом необходимо прислушиваться к предложениям взрослого и действовать в рамках игровой инструкции. Поскольку это увлекательно, то можно быть уверенным в том, что на смену импульсивному действию придет целенаправленная игра. Хорошо бы время от времени слегка видоизменять сюжеты, чтобы ребенку не наскучило сотрудничать. Уловив мгновение, когда интерес выходит из-под контроля, взрослый должен предложить похожую игру в один ход с ярким эффектом.

Надо успокоить взрослых, которые при схожих обстоятельствах опасаются, что специально привлекать внимание к уже закрепившемуся «плохому» поведению опасно, так как это усугубит нежелательный интерес ребенка. Наоборот, поддерживаемый близкими взрослыми поверхностный интерес гаснет, переходя на новый уровень игры и отношений. Только, действительно, не нужно предлагать ребенку то, что он и так хорошо освоил. Мол, любишь кидать или высыпать игрушки – на, делай это прямо сейчас! Стоит подключаться к однотипной игре именно с целью ее усложнения хотя бы на один ход.    

  • Манипулирование двумя мягкими игрушками («кукольный театр»)

Довольно характерна картина, когда ребенок продолжительное время сидит по-турецки или в схожей позе и держит в обеих руках по мягкой игрушке. Он управляет игрушками так, что они сталкиваются, расходятся, трясутся непонятным образом. При этом у некоторых детей в зависимости от индивидуальных возможностей присутствует речевое сопровождение, различимы отдельные слова и целые фразы, хотя это все-таки не связный текст. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, будто игрушки то ли выясняют отношения, то ли сражаются, то ли выполняют какой-то замысловатый ритуал или танец.

Но если спросить, в чем заключается сюжет, ответы будут примерно такие: «Во что-то играет», «Они(игрушки) о чем-то разговаривают», «Наверно, они каким-то образом выясняют отношения…». Обтекаемые высказывания «во что-то», «каким-то образом», «о чем-то» – лишнее свидетельство того, что игра основана на приблизительности действий. Подобная игра и вправду проходит без изменения сюжета. Выделить в ней какое-нибудь событие не представляется возможным. Скорее всего, такой ребенок склонен избегать активности в освоении нового, слепляя разные реальные действия, с которыми сталкивается в повседневной жизни, в одно, тягучее и плохо различимое.

Выводы:

  1. Данная игра не является адекватной заменой развернутой сюжетной игре.

  2. Привычка приучает ребенка «уходить в себя», не распределяя внимание между игрой и текущими окружающими событиями.  

Рекомендации:

  • Взрослым необходимо видеть под такой игрой сложившийся стереотип, не идя на поводу у иллюзии о  сложности сюжета.

  • Менять укоренившуюся привычку в сторону увеличения общей психической и двигательной активности.

  • Тренировать по-настоящему активное внимание не только в обучающих заданиях, но, в первую очередь, в повседневных контактах на почве бытовых вопросов.

  • Уделять внимание наращиванию продуктивности в деятельности любого характера – игровой, обучающей, бытовой.