- •Раздел 1. Роль и значение культуры в духовном самоопределении личности
- •Раздел 2. Культурологическая концепция человека и его формирование в современной системе образования
- •Раздел 3. Методологические особенности культурологического подхода к изучению и преподаванию основ религиозных культур
- •Раздел 1. Специфика изучения духовных констант светской этики в контексте нового мировидения
- •Раздел 2. Гуманитарный характер изучения этики и изменения духовных ценностей личности
- •Раздел 3. Взаимное влияние текста и контекста в этических отношениях: бесконечность смыслопорождения и самопознания
Раздел 2. Гуманитарный характер изучения этики и изменения духовных ценностей личности
Важно ясно понимать, что гуманитарная сущность образования может реализовываться не только и не столько в рамках гуманитарных дисциплин. Это особый подход, соединяющий и знание, и его ценностное осмысление. Именно гуманитарная педагогика создаёт условия развития в человеке целостных представлений о мире, чувства личной причастности к его судьбе и ответственности за его развитие.
При гуманитарной педагогической установке учителя «текстом» становится всё: и ученик, каждый день и каждую минуту предстающий разными ликами, и класс как целостный субъект, и тема урока, и преподаваемая дисциплина, и вся школьная жизнь, и мир за пределами школьной территории. При этом меру диалогичности, как и многое другое в профессии учителя, невозможно установить ни рекомендациями, ни положениями. Здесь каждому педагогу предстоит самостоятельно найти точную соразмерность диалогического и монологического подходов.
Гуманитарный способ постижения этики и применение в школьной практике методологии гуманитарного знания позволяют создать условия диалогического взаимодействия для реализации основной функции образования – формирования «образа» человека, его системы ценностного отношения к миру и самому себе, придающим его мировосприятию цельность, глубину и многогранность.
Историю, литературу, этику можно «преподавать» и как точные дисциплины, если ограничиться задачей репродуктивного характера. Если целью познания истории становится только воспроизведение фактов того или иного события, то она будет «точной» дисциплиной. Когда при изучении искусства мы добиваемся информационной полноты в знаниях учащихся по тем или иным стилям, авторам, произведениям, оставляя без внимания чувственно-эстетическое восприятие и ценностное отношение к материалу, мы снова оказываемся в границах «точной» дисциплины. Гуманитарным образом можно преподавать и физику, и математику, если знания предметного характера будут восприняты как текст, который нужно понять, осмыслить и интерпретировать.
Что такое деление – в математике и в жизни? А сложение? Что можно умножить? А что преумножить? Правомерна ли война как способ разрешения конфликта? А чем страшна гражданская война – особенно в семье? И что вообще это такое? И можно ли её избежать, а если да – то как? Эти и подобные вопросы переносят акцент с изучения конкретных фактов на уровень их осмысления с позиций важнейших жизненных потребностей, в ходе которого информация невольно эмоционально взвешивается, переходя из плоскости познания в глубины отношений, ценностей, картины мира.
Уже в 1980-е годы лучшие учителя советской школы заявляли об ограниченности репродуктивной, монологической системы передачи знаний, о сложности и многогранности процесса вызревания человека в человеке, о необходимости включения в школьную практику диалогических принципов равноправного партнёрства и методов ценностно-наполненного освоения материала школьной программы.
Во многих городах России появились учителя-новаторы, создавшие экспериментальные учебные заведения на основе авторских педагогических концепций. При существенных содержательных и методологических отличиях, их объединяет общий подход: отношение к учителю и ученику как равноправным участникам учебного процесса и установка на диалогический принцип «Я-ТЫ», скрепляющий все уровни и формы гуманитарной педагогической среды. М.П. Щетинин обращал на это внимание уже почти полвека назад: «Человек может всё! И это не слепая вера. Дайте человеку возможность мочь! А если нам кажется иногда, что не можем, то это не от «действительного положения вещей», а от того, что где-то погрешили перед собственной природой, перед сложнейшей системой – человеком».
Педагогические идеи М.П. Щетинина в отношении к ученику созвучны гуманитарным установкам Ш.А. Амонашвили. В его «педагогической хартии» «Здравствуйте, дети!» изложены основные заповеди учения, сложившегося в последние десятилетия его Учительства в стройную теоретическую концепцию. Эти заповеди представляют собой профессионально-мировоззренческий комплекс идей, основанных на диалогическом подходе, в котором процесс образования мыслится как взаимное ученичество взрослого и ребёнка: «Заповедь 1. Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребёнке своего учителя и воспитателя». Диалогичным здесь предстаёт и совместная активность учителя и ученика, и установка на их принципиальное равенство, при котором возможна смена ролей, способов обретения знаний.
«Человек – это открытая система, то есть такая, которая находится в непрерывном взаимодействии со средой, в которой она существует и функционирует» – пишет М.С. Каган в своём исследовании «Се человек…». Это значит, что формы и средства построения системы его духовных ценностей будут тоже непрерывно изменяться. В зависимости от изменений обстоятельств и личного отношения к ним неприметно, но непрерывно меняется и система ценностей личности, и сам человек, и формируемая им культура.
Гуманитарный подход к изучению этики тоже предполагает две ступени:
1. изучение необходимой информации о категориях этики и её основных понятиях;
2. последующее её ценностное проживание, внутренне меняющее личность, формирующее её способность к нравственному выбору и принятию решений.
Необходимость открытия сущностных глубин мира, укрепления ценностной, духовной составляющей образования утверждается сегодня представителями различных школ и направлений. По сути, речь идёт о глубинной гуманитаризации системы познания мира, и гуманитарной составляющей системы образования как её важнейшего элемента. Гуманитаризация образования и науки стала жизненной потребностью времени, тогда как реально формируется тенденция, направленная на формализацию образовательного процесса.
Естественные науки считают бесспорным, что изучаемые ими законы достойны существования. Всеобщая цель медицинской деятельности – сохранение жизни как таковой и по возможности уменьшение страданий. Медик вынужден поддерживать даже смертельно больного. Является ли жизнь ценной и когда? Об этом вопрос не ставится.
Все естественные науки дают нам ответ на вопрос, что мы должны делать, если мы хотим технически овладеть жизнью. Но хотим ли мы этого, и должны ли мы это делать, и имеет ли это, в конечном счёте, какой-нибудь смысл – эти вопросы они оставляют совершенно нерешёнными.
Логика оперирует готовыми знаниями, описывает их и классифицирует.
Гуманитарный способ освоения культуры как текста позволяет реализовать основную функцию искусства, науки и жизни – гармонизации отношений человека с миром, с самими собой. Именно в такой личности испытывает насущную потребность современная культура и современная школа.
