Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТЕКСТ КУРСА ЛЕКЦИЙ по ИТДиТП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.89 Mб
Скачать

1.3. Таможенное дело в Карфагене. Первые известные таможенные тарифы

Государством с успешной торговлей и развитой системой таможенного дела был Карфаген. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в период правления Ганнибала сбор таможенных пошлин был настолько велик (порядка 80 процентов государственного дохода), что позволял освободить от налогов значительную часть населения.

Именно с Карфагеном связано появление первых известных таможенных тарифов. В III в. до н.э. в городе Тарифа на юге Испании, находившейся в то время под властью Карфагена (ныне входит в испанскую провинцию Кадис в составе автономного сообщества Андалусия), была, возможно впервые, составлена тарифная таблица. Она включала три столбца: 1) название товара; 2) единица его измерения; и 3) величина пошлины (сбора). Таким образом, таблица, названная «тарифом» в честь города Тарифа – места своего образования, систематизировала порядок взыскания и размер пошлины за провоз товара через Гибралтарский пролив.

Еще одним древнейшим памятником торгово-таможенных отношений по праву является Пальмирский таможенный тариф, принятый в г. Пальмира (Карфаген, ныне – Сирия) в 137 г. Этот акт издан сенатом города Пальмира с целью предупреждения споров, возникавших между купцами и таможенным ведомством по вопросу о пошлине с товаров, облагаемых иногда не по закону, а по старому обычаю. Пальмирский таможенный тариф представлял собой камень-стелу весом более 15 тонн, с высеченными надписями, регламентирующими размеры пошлин за ввоз и вывоз определенных товаров. Тариф изложен на двух языках, греческом и арамейском1, на которых тогда общалось большинство купцов.

Рис. 2. Пальмирский таможенный тариф

Пальмира находилась на пересечении торговых путей, соединявших страны Средиземноморья с Индией, Аравией и Персией и процветала за счет международной торговли. Через Пальмиру везли ткани, пряности, благовонные масла в сосудах и в мехах, вино, хлеб, ювелирные изделия и др. Здесь верблюжьи караваны разгружались, и с ввозимых товаров взималась пошлина.

Примечательно, что Пальмирский таможенный тариф был найден русским археологом-любителем, князем С.С. Абамелек-Лазаревым, во время его поездки в Пальмиру в 1882 году. В настоящее время Пальмирский таможенный тариф находится в нашей стране – в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в отделе Востока. В Россию из Пальмиры он был доставлен в 1901 году экспедицией Я.И. Хури в качестве дара турецкого султана Абдул Хамида II российскому императору. Небезынтересно, что когда груз прибыл в Одессу, стелу на два года задержали на таможне – за неуплату пошлины на ввоз. Посему в Императорском Эрмитаже Пальмирский тариф был установлен позже – в 1903 году.

Появление тарифа и его широкое распространение позволило государствам осуществлять тарифное регулирование и тарифную политику. Первые таможенные тарифы тариф г. Тарифа и Пальмирский тариф – способствовали формированию таможенной политики государства как совокупности мероприятий, проводимых государством по отношению к иностранным или своим товарам, когда они пересекают границу или продаются на рынке.

При помощи таможенного тарифа государства стали законодательно регулировать торгово-пошлинные отношения, в том числе межгосударственные, осуществлять не только фискальную функцию с целью наполнения государственной казны, но и функцию покровительства национальной экономики – от нездоровой конкуренции со стороны иноземных товаров или от создания препятствий финансового или организационного характера, защиты национального товаропроизводителя (в том случае, когда внутри страны было достаточно какого-либо товара, то ставки пошлины повышались, и напротив, если ощущался недостаток, то они, соответственно, снижались).

Таким образом, таможенный тариф становится значимым инструментом в руках государства, как в вопросе пополнения казны, так и в деле защиты национальной экономики. Иными словами, при помощи таможенного тарифа государства стали использовать сбор таможенных пошлин в интересах своей таможенной политики. Собственно, с этого времени существуют две основные, две противоположные тенденции в таможенной политике: 1) протекционизм (покровительство, защита) в отношении своего товаропроизводителя, выражающийся, прежде всего, в высоких ввозных пошлинах на определенные товары, которые государство стремится произвести само; и 2) фритредерство (политика свободной торговли, открытых дверей в торговле с другими странами, выражающаяся в низких или даже нулевых ввозных пошлинах и тем самым в акценте не на самостоятельное производство товара, а на его привлечение из-за границы).

Здесь уместно назвать третью, издавна сложившуюся, тенденцию таможенной политики – контрабанду, которая, вполне возможно, появилась вместе с образованием таможенного дела. Самая распространенная причина возникновения контрабанды – завышенные таможенные пошлины. Государство пытается взыскать пошлину, а лица, перемещающие товары, уменьшить ее уплату или даже избежать уплаты, если пошлина чрезмерно завышена, т.е. если она, так сказать, «задирается». Тогда случается контрабандный провоз товара. Из-за контрабанды государство недополучает в казну финансовые средства, поскольку товары проходят мимо таможен. Небезынтересно, чтоданное обстоятельство в значительной степени способствовало гибели Карфагена. Когда на карфагенскую территорию вступили римляне-завоеватели, карфагенское войско, состоявшее преимущественно из воинов-наемников, отказалось воевать, т.к. вовремя не получило положенной зарплаты. А зарплата не была выплачена по причине недостатка средств в казне, которая, в свою очередь, опустела из-за того, что правительством перед этим были резко увеличены размеры таможенных пошлин, что привело к активизации контрабанды. Аналогичное обстоятельство встречалось в истории не раз, например, способствовало ослаблению и распаду Римской империи.

1.4. Предпосылки возникновения таможенного дела и его складывание

у древнерусских славян (VI-VIII вв.)

Таможенное дело у древнерусских славян возникает примерно в VI в., насколько об этом можно судить из имеющихся немногих источников. Данному процессу способствовал целый ряд предпосылок, которые целесообразно вкратце охарактеризовать.

1. Осваивание древнерусскими славянами земель Восточно-Европейской равнины, по иному называемой Русской равниной, поскольку большая часть равнины расположена в пределах России, а С.М. Соловьев называл ее «Великой равниной»1. Восточно-Европейская равнина простирается от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей – до Черного, Азовского и Каспийского морей, и является одной из крупнейших равнин Земного шара.

«Отец истории» Геродот, в середине I тыс. до н.э., называл это пространство Скифией (видимо, все же, южную, юго-восточную и юго-западную части), населенную, в том числе, праславянскими этническими образованиями – сарматами и другими, а М.В. Ломоносов и Г.В. Вернадский называли их роксоланами.

Надо сказать, с началом нашей эры, во II-IV веках, по свидетельствам историков Птолемея, Прокопия, Маврикия, наблюдалось активное расселение славян, начавшееся, по-видимому, с Закарпатья и Прибалтики. А в V-VI вв., то есть в интересующий нас период, по мнению Федора Успенского, изложенному в «Истории Византийской империи», наблюдалось «беспредельное распространение славян по Европе, по островам Архипелага и по Малой Азии, которому до сих пор не подыскано надлежащего объяснения»1. Добавим к этому суждению, что славяне расселялись и дальше – на Ближнем Востоке, Севере Африки, например, на территории нынешней Сирии. Что касается русских славян, то их особенно привлекали земли вдоль Днепра, Волхова, Двины, Ладожского озера, озера Ильмень, озера Селигер, являвшихся значимыми торговыми и транспортными артериями.

2. Образование союзов древнеславянских племен. Оно было вызвано трудностями освоения земель и потребностью в укреплении поселений, организации жизни и военной защиты от набегов чужеземцев, а также организации собственных военных походов. Чтобы выжить в суровых условиях и «чтобы стать на высоте тех задач, которые предъявлены были славянам условиями соседства и требованиями культурной жизни, им необходимо было сгруппироваться в племенные союзы и положить начатки государственной организации»2, отмечал Ф. Успенский.

В VI в., по свидетельству византийских историков, в Приднепровье и Приднестровье проживали мощные протогосударственные образования – союзы древнеславянских племен антов и склавен (а также, вероятно, венедов), о силе которых говорит тот факт, что в военном отношении их мощь была сопоставима с византийской. Походы древнеславянских дружин антов и склавен на Византию были нередкими. К примеру, упоминаются походы 540, 549, 551, 558 годов, когда византийская армия терпела сокрушительные поражения, захватывалась столица – Константинополь, а Византийская империя платила славянам дань. Вот как описывает Прокопий Кесарийский в книге «Тайная история» вторжение древнеславянских дружин в Восточную Римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I: «Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем, об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах»1. И добавляет, что племена эти «сохраняют гуннский нрав», имея в виду, вероятно, что предками славян были сарматы, которые одним-двумя веками ранее входили в гуннское войско Аттилы (Гуннское царство, Гуннская империя), дань которой платили и Западная и Восточная Римские империи в течение нескольких десятилетий. Согласно «Галльской хронике 452 года», хранящейся в Британском музее, своими военными успехами «Аттила заставил византийского императора Феодосия Младшего выплачивать ежегодную дань в двойном размере (700 литр золотом, то есть 230 кг) и наложил другие тяжелые условия сохранения мира»2).

Согласно гипотезе академика Б.А. Рыбакова, изложенной в труде «Торговля и торговые пути», в том же VI в. образовался союз полян и северян, в который затем вошли древляне, дреговичи, полочане и, возможно, волыняне3. Создавались и другие союзы племен, особенно начиная с VII в. – времени начала разделения славян – на западных, восточных и южных, и их расселения. Структура управления в этих союзах была поначалу вечевой, общинно-демократической, затем – княжеской.