Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аборт или Рождение. Две чаши весов Главы 4-6.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.39 Mб
Скачать

Классификации типов реакций на беременность дочери:

Важным фактором в принятии решения о сохранении ребенка оказывает позиция родителей беременной и родителей отца ребенка (прародителей – бабушек и дедушек). Силяева М. описывает несколько вариантов принятия новости о возможном появлении внука:

1. Оптимальная готовность прародителей (бабушек и дедушек) состоит в осознании своей собственной особой роли. Наряду с оказанием некоторой помощи – бытовой, материальной, они выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Бабушки и дедушки, готовые к принятию своих новых социальных ролей, понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. [125]

2. Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что: а) они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал»). Отвергают факт беременности: дочери могут говорить – («твоя беременность – твои проблемы»), активно настаивать на аборте; в случае беременности от сына, могут абсолютно отстраниться от принятия решения, не созваниваться с беременной женщиной, а в случае родов, не особо интересоваться судьбой ребенка;

б) либо, напротив, «с восторгом и усердием» принимаются выполнять родительские обязанности. Такие прародители могут предлагать родить ребенка и отдать им на воспитание.

В предыдущих главах мы разбирали другую классификацию 5 типов реакций на новость о беременности: 1.категорично против рождения ребенка, 2.больше склоняются к аборту, 3.отстранились от решения, 4.больше склоняются к рождению ребенка, 5.категорично за рождение ребенка. Прежде, чем говорить о возможных реакциях матери на новость о беременности дочери и стратегиях консультирования в каждом конкретном случае, важно разобрать уровни отношений между «давшей» и «принявшей» жизнь, поскольку это сильнейшим образом будет влиять на решение об аборте или рождении ребенка.

Тип отношений между матерью и дочерью.

Конечно, идеальный случай, когда мать любит свою дочь, позволяет ей раскрыться как женщине и затем отпускает ее под опеку и ответственность сильного мужчины, ее мужа, чтобы там ее взрослая девочка приняла роль жены и матери, передав эстафету жизни дальше через рождение собственных детей.

Но, к сожалению, так бывает не всегда. Можно выделить различные уровни отношений между матерью и дочерью. Эта классификация условна и больше создана для того, чтобы нам легче было сориентироваться во всем многообразии жизненных случаев. Мы будем рассматривать тип взаимодействия между матерью и дочерью и то, как это может влиять на репродуктивное поведение дочери.

1. Психологическое слияние с матерью.

Французские психоаналитики К. Эльячефф и Н. Эйниш в своей книге «Дочки-матери. Третий лишний?» [175] говорят о том, что все женщины, родившие ребенка, в обязательном порядке принимают на себя две социальные и психологические роли – женщины и матери. Сексуальная жизнь с партнером, отношения с мужчинами – это роль женщины, а воспитание и забота о ребенке – это роль матери. Не у всех женщин получается найти баланс между этими ролями, из-за чего происходят большие и маленькие трагедии. Но важно понимать: любой перекос в материнско-дочерних отношениях означает только то, что из них выпал или не выполняет свою функцию третий участник жизненного процесса – мужчина (муж и отец). Именно его пассивность и невмешательство приводят к ситуациям, когда женщина становится «больше матерью, чем женщиной». Она посвящает всю себя материнству, забывая о своем женском начале или сознательно подавляя его.

Эти матери постепенно отстраняются от мужа и могут в конечном итоге совершенно потерять связь с мужчиной, выбрав супружеское одиночество. Либо муж остается в семье и отдает всю власть над дочерью жене, не вмешиваясь особо в происходящее, либо просто исчезает из их жизни.

Такая мать подсознательно старается привязать к себе дочь, воплотить через нее свои нереализованные мечты. Взросление дочери нависает над ней как коршун, поэтому она будет препятствовать ее романтическим отношениям, внушать отвращение к мужчинам и интимной жизни. Совершеннолетняя независимая дочь ей не нужна, ей нужен подчиняемый ребенок, который навсегда останется с мамой и будет согревать ее одиночество. В психологии это называется «нарциссическим захватом», когда мать уже не живет своей жизнью, не имеет собственных увлечений, а полностью погружена в жизнь дочери. Она вынуждает ее рассказывать все интимные подробности своих отношений и не иметь секретов, поскольку мать воспринимает это как предательство. Такие девочки просто не имеют сил вырваться из «захвата» матери и часто так и не становятся женами и матерями, а если и становятся, то редко их личная жизнь складывается удачно, если только дочь не осознает всю патологичность таких отношений и не обратится за помощью к специалистам, чтобы разорвать этот порочный круг.

***Случай из практики. Ольга (31 год) и ее мать Светлана (51 год). Ольга живет с мамой в двух комнатах коммунальной квартиры. Ольге только 31 год, но она уже успела побывать замужем 3 раза (2 мужа умерли и с одним состоялся развод), родить двоих детей (дочь 8 лет и сын 12 лет) и сделать 4 аборта.

Ольга попала на консультацию к психологу с очередной беременностью на сроке в 18 недель. Она была в 4ый раз замужем, беременность супруги планировали, но теперь он «вдруг» собрал вещи и уехал в другой город к матери. Они не общались уже 3 недели, и женщина стала думать об аборте. На замечание специалиста о том, что срок уже большой, и это запрещено законом, она ответила, что за деньги все можно, и у нее есть знакомый врач, который уже делал ей один такой аборт. В ходе беседы стало понятно, что ключевой фигурой всего происходящего, хоть и находящейся в тени, была мать Ольги – Светлана.

Светлана стала вдовой, когда дочери было 7 лет, и с тех пор никаких мужчин в свою жизнь она не впускала. Она стала в буквальном смысле жить жизнью дочери. Ольга рассказывала матери все интимные подробности своих отношений с мужчинами, вплоть до того, что мать по ее просьбе покупала ей презервативы в аптеке, помогала подобрать красивое нижнее белье и была главным консультантом во всех любовных связях дочери. Она обсуждала с матерью свои сексуальные ощущения и отсутствие оргазмов, а мать давала советы.

Ольга стала жаловаться на то, что дети неуправляемы. Дочь абсолютно не слушается, сын хамит и не успевает практически по всем предметам, рискуя остаться на второй год. Для понимания степени запущенности ситуации достаточно привести только один факт: двенадцатилетний сын до сих пор сам не вытирает себе попу после того, как покакает – это делает бабушка Света. Он открывает дверь туалета в их коммунальной квартире и зовет бабушку, а она бежит и ухаживает за внучком. При этом недавно сын вернулся из школы с засосом на шее, а вечером эта, со слов Ольги, «девица» из 9 класса, позвонила им домой и требовала, чтобы Мишу немедленно позвали к телефону, в ответ на что, Ольга обвинила ее в сексуальной распущенности и бросила трубку. Рассказывая эти подробности жизни сына, женщина краснела от стыда и перекладывала вину на мать: «Это она его балует, все покупает, ни в чем не отказывает, а мне так стыдно, когда он ее из туалета кричит, ведь все соседи видят, срамота…».

В отношениях с зятьями Светлана вела себя подобным образом: давала советы, указывала, что и как нужно делать. Мужья, естественно, начинали протестовать, требовали, чтобы Ольга перестала рассказывать матери подробности их совместной жизни. Последний муж собрал вещи после того, как увидел тещу, проверяющую карманы его куртки и кошелек. Он возмутился, но к его удивлению Ольга встала на сторону матери, объяснив ее поступок заботой и тревогой, попросив мужа быть поласковее с мамой.

В ходе психологической консультации Ольга признала, что ее отношения с мамой нарушены, имеют искаженную форму, что отражается и на ее личной жизни и на воспитании детей, и согласилась, что семейная терапия была бы важной для нее. Она посетила еще 2 встречи с психологом. При выполнении теста «семейная социограмма» она изобразила себя в центре, а детей, маму и кота вокруг себя. Именно так и была выстроена их жизнь в реальности.

В ходе беседы с мамой женщины поразила ее речь: «Мы сделали 4 аборта, мы родили двух детей, нам тяжело решить, сохранять эту беременность или нет». В итоге Ольга развелась с этим мужем. Она убедила себя, что все мужчины вокруг слабые и ненадежные и не стоят ее, что проблема только в мужчинах, а не в ее отношениях с мамой. Беременность Ольга доносила и родила здорового малыша.***

Еще психологическое слияние с матерью может проявляться в том, что дочь практически один в один повторяет судьбу и поступки своей матери, ее отношение к жизни, абсолютно не замечая при этом патологичности происходящего. Такая дочь может жить отдельно от матери, создать собственную семью, но в решающие моменты своей жизни вопреки здравому смыслу следовать неадекватным ситуации советам матери.

***Случай из практики. Нина, 36 лет. Биографии матери и дочери удивительно похожи: обе были замужем два раза, уходили от мужей по причине их измен. У обеих трое детей от разных отцов, два аборта и сердце, полное презрения и ненависти к мужчинам. Нина обратилась в центр с беременностью, в результате которой и родила третьего ребенка. На тот момент она уже была в разводе со вторым мужем, забеременела в результате случайного романа и думала, делать аборт или нет. Ее мать активно выступала за аборт. Но Нина сомневалась, так как уже было два аборта и воспоминания о них висели на душе тяжелым грузом. В ходе беседы психолог нарисовала семейную генограмму, показав женщине поразительное сходство с судьбой ее матери. Нину это поразило, так как ей никогда не приходило в голову проводить такие сравнения. В итоге она сохранила беременность.***

Во время психологических консультаций с беременной крайне важно подчеркнуть патологичность отношений с матерью, показать, что зависимость от матери опасна грозящим одиночеством и невозможностью построить счастливые супружеские отношения, а ситуация беременности является для нее шансом эмоционально отделиться от матери, «повзрослеть», состояться как женщине. Важно показать (предсказать), как могут разворачиваться события в случае ее подчинения воли матери и в случае принятия самостоятельного решения.