Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права - 2.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
302.08 Кб
Скачать

19. Аксиология как философско-правовая дисциплина

Аксиология – учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту.

20. Естественно-правовая аксиология

Согласно данной аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки позитивного права и соотв-ющей правоустанавливающей власти (законодателя, гос-ва в целом). При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соотв-ющей абсолютной ценностью.

В понятие естественного права, т.о., наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т.д.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В рез-те такого смешения права и морали естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, с позиций ктрх выносится то или иное ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (гос. власти).

При таком подходе позитивное право и гос-во оцениваются не столько с точки зрения собственно правового критерия, сколько по существу с этических позиций. Совокупность подобных нравственно-правовых свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется при этом как выражение всеобщей и абсолютной справедливости естественного права, ктрой должны соотв-вать позитивное право и деятельность гос-ва в целом.

Справедливость при этом трактуется не в формально-юридическом смысле, а как нравственное или смешанное нравственно-правовое явление и понятие с особым для каждой естественноправовой концепции и, следовательно, ограниченным и конкретным нравственным содержанием.

Отмеченные недостатки присущи не только концепциям традиционного юснатурализма, но и различным собственно философским учениям прошлого и современности, которые в своем правопонимании так или иначе исходят из идей и конструкций естественного права (учения Канта, Гегеля и их последователей, В. С. Соловьева, Р. Марчича и др.).

Вместе с тем, к несомненным заслугам представителей естественноправового подхода следует отнести постановку и разработку проблем ценности права, идей свободы и равенства всех людей, естественноправовой справедливости, прирожденных и неотчуждаемых прав человека, правового государства и т.д.

21. Позитивистская (нормативистсткая) аксиология

Аксиология – учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке – это то, что имеет значение долженствования и свободы. Речь идёт о нормативном и регулятивном значении ценностей, ктрые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума – цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.

Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом.

Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность). Но под бытием понимается не эмпирическая реальность, а истинное бытие, т.е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.

Предметная область и основная тематика правовой аксиологии – это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, императивного требования и т.д.) и соотв-ющие ценностные суждения о правовом значении фактически данного закона (позитивного права) и гос-ва.

Нормативистская аксиология

В рамках нормативизма, отождествляющего право и закон, отрицающего объективную сущность права и вместе с тем критерий отличия права от произвола, в принципе невозможно предметно говорить о собственно правовой оценке и правовой ценности закона.

В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права нормативизм отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Причем признаваемая нормативистами "ценность" закона (позитивного права) на самом деле лишена собственно правового ценностного смысла. "Ценность" закона (позитивного права) – это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по какому-либо объективному (не властно-приказному) правовому основанию.

Показателен в этом отношении радикальный подход Г. Кельзена, согласно которому право ценно только как приказание, как норма. В таком смысле (как приказ, как норма) право характеризуется им как форма долженствования. При этом "норма" у Кельзена – это чистое долженствование-приказание, но не норма равенства, не норма свободы, не норма справедливости. Она ничего из формально-правовых характеристик права в себе не содержит. Кельзеновская норма (и вместе с тем форма права) - это "чистая" и пустая форма долженствования, пригодная для придания императивно-приказного статуса и характера любому произвольному позитивно-правовому содержанию.