Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Валерия Еременко Времен свяязующая нить.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
95.23 Кб
Скачать

3.Судьба Анны Неклюдовой (Беклешовой)

а/Знакомство с Михаилом Неклюдовым и замужество.

Анна Беклешова происходила из старинного дворянского рода Псковской губернии, внесенного в 6-ю часть дворянской родословной книги. Из письма мы узнаем, что Анна Беклешова и Михаил Неклюдов познакомились, когда жили в Островском уезде и были соседями по имениям: «Еще в 1838 году в деревне полюбила я соседа нашего, приходившего в годовой отпуск, Кирасирского полка штаб-ротмистра Михаила Неклюдова»8. Отец Анны, инженер-капитан Степан Борисович Беклешов, сначала был против их союза: «…мы виделись беспрестанно, казалось, ничто не противилось нашему будущему союзу, как вдруг, по разным причинам, ему отказали, он поехал путешествовать с горя»9. В это время Анна Беклешова знакомилась с Петербургским обществом: «До 1840 года ежегодно каждую зиму бывала я в Петербурге, погружаясь в секреты света, наслаждалась всеми удовольствиями, театрами, балами, концертами, обществом. Пожила весело. Вы знаете, личико у меня было смазливое, я не глупа, говорят, любезна, свет меня любил и баловал». Однако, когда через полтора года Михаил вернулся и «возобновил свои ухаживания»10, мать Анны, «узнав его благородный характер, отличает и привечает и, уверовав в искреннем привязанности его ко мне, дала согласие на нашу свадьбу, которая и совершилась в Пскове 21 апреля 1841 года»11, поручителем со стороны жениха был Федор Бартоломей.12

Сведения о роде Неклюдовых и об усадьбе Апанькино стали известны из материалов историко-краеведческой экспедиции 2003 года и государственного архива Псковской области (ГАПО).

В “Общем гербовнике дворянских родов Российской империи”, части третьей представлен герб рода Неклюдовых. Род Неклюдовых - древний и знатный, ведет начало от Рапши, от которого произошли Пушкины, Бутурлины, Полуектовы и другие. От праправнука Рапши Григория Дмитриевича Неклюдова и пошел их род |1|.

«В 1677 году псковитянину Луку Силичу Неклюдову» пожалованы земли в Псковской губернии, в том числе, в Островском уезде |1, И|.

В начале XIX века имением владел Михаил Васильевича Неклюдов. В 1795 году он был внесен в 6-ю часть Дворянской родословной Санкт-Петербургской губернии книги. При нем имение процветает. Михаил Васильевич начинает строительство церкви Казанской Божией Матери и закладывает березовую аллею к будущему храму в Дубках. Заканчивает это строительство сын Михаила Васильевича - Михаил Михайлович Неклюдов. В «Летописи города Острова и его уезда» Николай Панов пишет: «В 1809 году построена новая каменная же церковь во имя Казанской Божией Матери, коллежским асессором Михаилом Неклюдовым на собственный капитал»|2|. По воспоминаниям старожилов, церковь не уступала Троицкому собору в Острове.

Михаил Михайлович Неклюдов был единственным сыном майора Михаила Михайловича и Марии Матвеевны (Рокотовой). Он родился 9 сентября 1810 года, восприемниками были надворный советник Иван Матвеевич Рокотов, Дмитрий Матвеевич Рокотов, Анна Петровна Неклюдова (бабушка), Прасковья Михайловна Неклюдова (тетя).13 После смерти отца Михаил с матерью уезжает в имение отчима, Дмитрия Николаевича Философова, – Богдановское. Мария Матвеевна становится хозяйкой в имении, воспитывает сына и двух пасынков. Здесь происходит первая встреча Михаила с Александром Сергеевичем Пушкиным. В 1827 году Дмитрий Николаевич Философов подает прошение о выдаче пасынку Михаилу Неклюдову свидетельства о дворянстве для определения на службу.14

С 1852 года владельцем Опанкина15 становится сын Михаила Михайловича Неклюдова и Марьи Матвеевны – Михаил. |2,И|. В 1841 году он состоял на службе при Военном Губернаторе города Пскова генерал-майоре и Кавалере Бартоломее Адъютантом, имел звание ротмистра, именно он был венчан на дочери псковского помещика Анне Стефановне Беклешовой.

б/ Жизнь в имении Апанькино.

Первые пять лет после свадьбы супруги прожили в Пскове. Затем два года в деревне «Псковской губернии Островского уезда на самом том месте, где в версте от нас дорога идет от Петербурга в Варшаву»16.

В 1848 году Михаила назначили почтовым инспектором в Вильно, а после этого Неклюдовы переехали в Апанькино: «Муж мой (зовут Михаил Михайлович) причислен в Министерству Внутренних Дел и на вакансию Губернатора… я в определении будущего с семейкой в деревне, грустно, тяжело жить в разлуке, но что же делать, надобно принимать эту жертву детям и их будущностью. Молю Бога, чтобы Michel получил постоянное место, тогда уже не будем вынуждены разлучаться. С нами живет моя добрая маменька и моя младшая сестра Ольга, молоденькая, 18 лет девушка»17.

Первое описание местности, где жили Неклюдовы, было сделано Андреем Болотовым. Посетил Андрей Тимофеевич имение в 1752 году и прожил у сестры в Опанкино почти год. Все его здесь восхищало: река, леса, местные жители. Свои впечатления он записал в книгу «Жизнь и приключения Андрея Болотова, записанные им самим для своих потомков»[3].

Особенно Анне нравилось то, что усадьба находилась возле дороги, соединяющей столицы двух государств: «Деревня наша на прекрасной местности, как я Вам писала, возле шоссе, станция в 6 верстах от нас, что для переписки и получения журналов чрезвычайно прелестно»18.

В письме Анна сообщает, что живет с мужем, Михаилом Михайловичем Неклюдовым, «вот уже 11 лет, … благодаря Бога, счастливая жена и мать. У меня 4 сына: Владимир – 8 лет, Сергей – почти 6 лет, Алексей 4,5 лет и Александр 2,5 лет. Был еще старший Миша, но он жил только несколько годов»19. Для Анны Неклюдовой было очень важно, что «доктор там прекрасный; что с маленькими детками составляет одну из главных необходимых услуг»20.

Таким образом, из письма следует, что Анна Степановна «судьбой довольна», так как жизнь в Апанькино была удобной и комфортной: «в деревне мы имеем все удобства города, тем более, что много знаю мест в Петербурге и Вильно и мне через почту легко получать все из Петербурга и Варшавы. Одним словом, живем мы не в роскоши, но в довольстве и счастье и Бога одного молю, чтобы он не отнимал от нас своего благоволения»21.