Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ. Созерцание.Рефлексия. Коммуникация - 2010.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
502.58 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОСОФИЯ:

СОЗЕРЦАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ

Орел 2010

УДК 1

ББК 87

Ф 56

Ответственный редактор – доктор философских наук, профессор

В.Н. Финогентов

Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация (коллективная монография). - Орел: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2010. – 184 с.

В данной коллективной монографии представлены материалы конференции «Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация» (Орел, июнь 2010). Авторами монографии являются преимущественно участники межвузовского семинара «Мировоззренческие поиски современности», действующего при кафедре философии Орловского государственного аграрного университета. В монографии участвуют также философы из других городов России. Авторы размышляют о некоторых особенностях современной философии. Значительное внимание они уделяют также философскому анализу актуальных социальных и экзистенциальных проблем.

Публикуемые материалы свидетельствуют о многообразии мировоззренческих позиций, развиваемых нынешними российскими философами.

Сборник адресуется преподавателям, аспирантам, студентам, всем интересующимся мировоззренческой проблематикой.

ISBN 978-5-9708-0222-9

© Коллектив авторов, 2010

Предисловие

Вновь и вновь философы задают себе вопрос: что такое философия? Вновь и вновь они пытаются ответить на него.

Некоторые из них ищут ответ на этот вопрос в многовековой истории философии, рассматривая эту историю как процесс самоопределения философии. Они детально анализируют истолкования философии, данные крупнейшими философами прошлого, начиная с Пифагора, Сократа и Платона.

Кто-то довольствуется афористическими высказываниями о философии. Такими, например: «философия – служанка богословия», «философия – это Абсолют, познающий сам себя», «философия – теоретический образ эпохи». Или: «философия – это самокритика разума», «философия – это лингвистическая терапия», «философия – это прояснение экзистенции».

Многие понимают философию как особый тип мировоззрения. В моих работах философия чаще всего определяется как максимально рационализированное мировоззрение.

Другие авторы пытаются установить сущностные характеристики философии, сопоставляя ее с наукой, религией и искусством.

А вот с точки зрения М. Хайдеггера, философия вообще не поддается определению через что-то другое, через науку и мировоззрение в частности. В лекционном курсе «Основные понятия метафизики» (1929/1930 г.) он прямо говорит: «Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь»1. К сущностному определению философии, полагает он, не ведет также окольный путь сравнения философии с религией и искусством. Но, видимо, самое неожиданное суждение М. Хайдеггера в рассматриваемой связи состоит в том, что к сущностному определению философии невозможно, по его мнению, прийти и путем «историографической ориентировки», то есть путем изучения истории философии. Ибо история философии, по убеждению Хайдеггера, дает только мнения о метафизике и философии, но не саму метафизику и философию.

М. Хайдеггер исходит из того, что философию можно определить «только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо… Философия есть нечто самостоятельное, последнее»2. Впрочем, пытаясь определить философию из нее самой, Хайдеггер все-таки не обходится без помощи историографии. Правда, в качестве «путеводной нити» при этом он использует не определение философии, данное кем-либо из великих философов прошлого, а высказывание о философии поэта-романтика Новалиса (Фридриха фон Харденберга (1772-1801)). Это – чрезвычайно любопытное высказывание. В переводе на русский язык оно звучит следующим образом: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Понятно, что это высказывание не может претендовать на роль определения философии. Это – только «путеводная нить», которая, по мнению Хайдеггера, может привести к искомому определению.

Действительно, рассуждает немецкий мыслитель, ностальгия, тяга быть повсюду дома еще не есть философия. Это – только «фундаментальное настроение философствования». Но философствующий быстро приходит к пониманию того, что он не может быть повсюду дома. Человеку это не дано. Это качество – быть повсюду дома – привилегия Абсолюта, Бога. Но человек – не Бог, не Абсолют. Человек – конечен. «Конечность, - указывает М. Хайдеггер, - не свойство, просто присущее нам, но фундаментальный способ нашего бытия… Конечность существует только в истинной обращенности к концу. А в этой последней совершается в конечном итоге уединение человека до его неповторимого присутствия … Такое уединение есть то одиночество, в котором каждый человек только и достигает близости к существу всех вещей, к миру»1. Размышляя далее, М. Хайдеггер, на мой взгляд, все-таки приходит к тому, от чего отказывался в начале своего рассуждения. Действительно, в том самом одиночестве, к которому его привела ностальгия («фундаментальное настроение философствования»), человек ставит вопросы, которые иначе как мировоззренческими назвать невозможно: «Что это такое вместе: мир, конечность, уединение… Что такое человек…» И поэтому хайдеггеровская характеристика метафизического и философского мышления как мышления в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию2, и его понимание метафизики в качестве вопрошания, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос, по моему мнению, вполне согласуются с пониманием философии в качестве особого типа мировоззрения.

Многие современные философы, как известно, видят основную задачу философии в «прояснении языка». Характерна в этом отношении позиция К.-О. Апеля, который указывает: ««первая философия» больше не является исследованием «природы» и «сущности» «вещей» или «сущего» («онтологией»), не является она теперь и рефлексией над «представлениями» или «понятиями» «сознания» или «разума» («теорией познания»), но представляет собой рефлексию над «значением» или «смыслом» языковых выражений («анализом языка»)1. Более того, по Апелю, прояснением языка должна в наши дни заниматься не только «первая философия» («теоретическая философия»), «но и «практическая философия» - например, этика как «мета-этика» - должна теперь методически опосредоваться философским анализом словоупотребления и, следовательно, философией языка»2.

Ричард Рорти в книге «Философия и зеркало природы» (1979) сближает философию не с наукой, а с художественной литературой и разговорной практикой, со словесным творчеством. Дело философии, утверждает он, не зеркальное отражение действительности, а создание метафорических картин реальности. Философия для него – это «один из способов сглаживания напряжений между сферами культуры».

С несколько иных позиций Ю. Хабермас также подчеркивает значимость посреднической, коммуникативной функции философии. Он отводит современной философии роль посредника-интерпретатора3. Представители различных сфер культуры – науки, морали, искусства – не могут в наши дни достигнуть взаимопонимания. И это является одной из основных причин системного кризиса современного общества. Именно в достижении этого взаимопонимания, полагает немецкий мыслитель, и заключается основная задача сегодняшней философии.

Оригинальное понимание философии развивают в книге «Что такое философия?» (1990) Ж. Делез и Ф. Гваттари. Философия для них – это «искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты». Соответственно, по Делезу и Гваттари, философия не есть ни созерцание, ни рефлексия, ни коммуникация.

Именно это суждение послужило основанием для выбора названия предлагаемой вниманию читателя книги. Аргументация, которую используют Делез и Гваттари для обоснования своей позиции, любопытна и разнообразна. Однако ее трудно признать убедительной. В конце концов, то, что философия – это и созерцание, и рефлексия, и коммуникация, подтверждается, по сути, всей историей философии. Конечно, философия не сводится только к созерцанию, к рефлексии и к коммуникации. Она включает в себя и многое другое, в частности, - «творчество концептов». Но без созерцания, рефлексии коммуникации философия в принципе существовать и развиваться не может. Из этого убеждения и исходят авторы данной книги.

Мы (авторы этой книги) анализируем некоторые особенности современной философии, а также предпринимаем попытку философского осмысления широко круга актуальных социальных и экзистенциальных проблем. Разделы коллективной монографии излагают содержание докладов и выступлений, заслушанных и обсужденных на конференции «Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация» (Орел, июнь 2010). Эта конференция подвела итоги работы межвузовского философского семинара «Мировоззренческие поиски современности» в 2009-2010 учебном году.

Наш семинар организован в сентябре 1995 года. С 1995 г. по 2006 г. он работал при кафедре философии Уфимской государственной академии сервиса; с 2006 г. по настоящее время он действует при кафедре философии Орловского государственного аграрного университета. Семинар объединяет философов разных мировоззренческих ориентаций, а также представителей различных научных дисциплин: историков, социологов, филологов, юристов, физиков, астрономов, химиков, экологов… Среди участников семинара много молодых людей: аспирантов и студентов. За время существования семинара состоялось сто шестьдесят пять его заседаний. Формы работы семинара различны: заслушивание и обсуждение докладов, подготовленных его участниками, «круглые столы», предметом разговора на которых являются классические и современные философские тексты, тематические дискуссии, конференции.

Тематика наших обсуждений и дискуссий фиксируется названием семинара. Мы убеждены в том, что наша эпоха является эпохой мировоззренческих поисков. Это означает, что роль наиболее авторитетных в прошлом мировоззрений – религиозных и квазирелигиозных, прежде всего, - заметно упала. Идет болезненный и трудный процесс выработки новых форм мировоззрения, адекватных, с одной стороны, вызовам современности, с другой, - сущности человека. Очевидно, что новые мировоззрения могут быть выработаны только на фундаменте жизнеспособных элементов уже имеющихся мировоззренческих систем. С каждым днем становится яснее, что без нового мировоззрения, без современного в содержательном смысле этого слова мировоззрения, без поистине гуманистического мировоззрения человечество не сможет благополучно выйти из того антропологического кризиса, в котором оно сейчас пребывает.

На каждый предстоящий год мы определяем тот аспект мировоззренческой проблематики, который задает направление нашей работы. Так, например, в центре обсуждения на всех заседаниях семинара в 2000-2001 учебном году было понятие мировоззрения. В 2001-2002 учебном году мы сконцентрировали свое внимание на обсуждении сущности философии. В 2002-2003 учебном году общая тема наших обсуждений была сформулирована следующим образом: «Философия, религия и наука как феномены культуры». 2003-2004 учебный год мы посвятили обсуждению темы «Взаимоотношения науки и религии: история и современность». 2004-2005 учебный год, соответственно, - теме «Наука, религия, образование». 2005-2006 учебный год мы анализировали различные аспекты темы «Язык науки и язык религии». В центре внимания участников семинара в 2006-2007 учебном году была тема «Философия в контексте техногенной цивилизации». В 2007-2008 учебном году основным предметом наших обсуждений было соотношение общечеловеческих и национальных моментов в современной философии. В 2008-2009 учебном году мы обсуждали тему «Философия в эпоху постмодерна». В течение завершающегося учебного года, как уже было сказано, мы трудились над темой «Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация».

В июле 2003 года наш семинар завоевал трехгодичный грант Metanexus Institute (Филадельфия, США). Деятельность этого института направлена на развитие различных форм диалога науки и религии, на поддержку групп, осуществляющих диалог науки и религии. Благодаря этому гранту, семинар «Мировоззренческие поиски современности» получил международную известность.

В ноябре 1997 года был опубликован первый сборник трудов нашего семинара. Он называется «Смысл жизни: поиск и созидание». В декабре 1998 года – второй сборник. Его название – «Мировоззренческие поиски современности». В декабре 2002 года нам удалось опубликовать третий сборник материалов нашего семинара: «Онтология и мировоззрение». В октябре 2003 года мы подготовили и издали сборник «Судьба философии в современном мире». В июне 2004 года был издан сборник «Наука и религия в современном мире: необходимость диалога». В июне 2005 года мы осуществили подготовку и издание сборника «Наука, религия, образование». В июне 2006 года был опубликован сборник статей «Язык науки и язык религии». В июне 2008 году мы издали сборник «Общечеловеческое и национальное в современной философии». В июне 2009 вышел в свет тематический сборник «Философия в эпоху постмодерна». Теперь перед Вами, дорогой читатель, новая книга, представляющая некоторые итоги наших размышлений о философии как созерцании, рефлексии и коммуникации.

Важным принципом работы нашего семинара является признание правомерности и необходимости мировоззренческого плюрализма. Исходя из этого принципа, я включил в данный сборник не только статьи близких мне по убеждениям философов, но также статьи авторов, с которыми я расхожусь в решении серьезных мировоззренческих проблем.

В. Финогентов. Июнь 2010