- •Кусимова т.Б.
- •Статусные различия и образовательная вовлеченность учащихся (на примере селективных школ г. Москвы) Аннотация
- •Введение
- •Воспроизводство неравенства в педагогических организациях
- •Неравенство в образовании. Российский контекст.
- •Преодоление барьеров. Образовательная вовлеченность
- •Образовательная вовлеченность и статусная принадлежность
- •Методологическая основа исследования
- •Элитная школа: шанс или прихоть?
- •Лицей 1535 и 57-ая школа: внутренняя дифференциация
- •«Вторая школа» и сунц мгу: культура достижений
- •Социальная вовлеченность: «антишкольная» культура и «островки неблагополучия»
- •Библиография
Методологическая основа исследования
Поскольку исследование направлено изучение субъективного восприятия информантами среды школы, а также на подробное описание практик образовательной вовлеченности, наиболее подходящим исследовательским дизайном является качественный дизайн, а инструментом является полуформализованное глубинное интервью. Для отбора информантов использовалась двухступенчатая выборка. На первом этапе были отобраны школы. На основе последнего рейтинга, опубликованного Департаментом образования, были отобраны 5 лучших школ Москвы. Среди них нас интересуют селективные школы – такие учреждения, которые ведут набор учеников в 8-9 классы по итогам специализированных вступительных испытаний. Таким образом, в выборку попали следующие образовательные учреждения:
ГБОУ г. Москвы лицей № 1535
ГБОУ СУНЦ МГУ имени А.Н.Колмогорова.
ГБОУ г. Москвы центр образования № 57 "Пятьдесят седьмая школа".
ГБОУ г. Москвы лицей "Вторая школа".
На втором этапе мы обращаемся непосредственно к информантам –выпускникам интересующих нас селективных школ. Нас интересует, какие практики образовательной вовлеченности помогли учащимся селективных школ преодолеть институциональные и социокультурные барьеры в образовании, то в качестве информантов нас интересуют те, кто уже прошел этап обучения в селективной школе и выстроил свою дальнейшую образовательную траекторию, поступив в ВУЗ. Кроме того, в рамках данного исследования возраст информантов был ограничен промежутком от 20 до 25 лет, поскольку слишком «давние» выпускники могли дать не совсем актуальные на данный момент сведения.
Поскольку понятие социально-экономического статуса семьи учащегося подразумевает сразу несколько вариативных показателей, то для упрощения описания информантов мы используем предложенную в рамках серии количественных исследований образования «ресурсную» типологию учащихся, выстроенную на базе обобщенных выводов лонгитюдных исследований образования в СССР и России [Константиновский, 2012]. В рамках данной типологии выделяются наследники и победители [Константиновский, 2012]. В первую группу («наследники») входят те, чьи социально-демографические характеристики – это родители с высшим образованием, занимающие руководящие должности, возможно обращение к субъективным оценкам личного благосостояния. Вторая группа («победители») – учащиеся, демонстрирующие нехватку ресурсов по одному из социально-экономических показателей (например, родители без высшего образования, невысокий доход и пр.)
Для определения статуса учащегося перед интервью была выдана скрининговая анкета, включающая в себя вопросы на субъективную оценку материального благосостояния. Кроме того, в рамках каждого интервью задавался вопрос об образовании родителей, их роде деятельности в период детства информанта (включая период обучения в школе), субъективной оценке материального благополучия в период детства информанта и деятельности родителей на данный момент.
Всего было собрано 18 глубинных интервью с выпускниками с разными социально-экономическим статусом, обозначенным в рамках используемой типологии – «наследники» и «победители». Анализ данных выполнялся с использованием открытого, избирательного и осевого кодирования.
