- •Кусимова т.Б.
- •Статусные различия и образовательная вовлеченность учащихся (на примере селективных школ г. Москвы) Аннотация
- •Введение
- •Воспроизводство неравенства в педагогических организациях
- •Неравенство в образовании. Российский контекст.
- •Преодоление барьеров. Образовательная вовлеченность
- •Образовательная вовлеченность и статусная принадлежность
- •Методологическая основа исследования
- •Элитная школа: шанс или прихоть?
- •Лицей 1535 и 57-ая школа: внутренняя дифференциация
- •«Вторая школа» и сунц мгу: культура достижений
- •Социальная вовлеченность: «антишкольная» культура и «островки неблагополучия»
- •Библиография
Воспроизводство неравенства в педагогических организациях
Педагогическая организация является одним из наиболее источников получения культурного капитала. Школа – это место для «… производства наиболее действенных принципов и одновременно самых легитимных классификаций - это царица классификации и помещения в классы» [Бурдье, Пассрон, 2006]. Обращаясь к систематизированному знанию школьных и университетских программ, можно отметить производство иерархий между учебными курсами, программами и темами. Педагогическое учреждение представляет собой место, где человека обучают практикам различения – в культуре, в искусстве, в науках, и, очевидным образом, в повседневной жизни. Более того, образовательные учреждения сами по себе оказываются классифицированы – именно так возникает различение между «элитными» и «слабыми» школами и университетами [Bourdieu, 1984]. Подобная ситуация имеет двойное следствие. Во-первых, символические различия и дистанция возникают между самими учащимися. Во-вторых, внутри учреждений учащиеся усваивают установленную систему классификаций, обучаясь специфическим практикам различения между «высоким» и «низким», «достойным» и «неприемлемым» поведением и стилем жизни. Перечисленные дихотомии играют чрезвычайно важную роль – именно от них зависит распределение культурного капитала [Бурдье, 2002]. Ценным считаются только те знания и установки, которые признаны таковыми в социальном пространстве (или в «поле»). Культурный капитал человека выступает маркером принадлежности к определенному слою общества, статусной группе [Бурдье, 2002]. Ресурсы внутри этих групп становятся тем ценнее, чем сложнее получить к ним доступ. Выпускники университетов «Лиги плюща» стремятся заводить знакомства с себе подобными, доверяют людям из привычного круга больше, чем посторонним, - не только на уровне повседневного взаимодействия, но и в деловой активности.
Педагогическое учреждение обладает своей символической силой, которая определяется его местом в структуре сложившихся социальных отношений [Бурдье, Пассрон, 2006]. Последние, в свою очередь, в представлении Бурдье, выражают именно отношения между классами. Дорогие частные школы Великобритании продают не столько исключительные знания, сколько возможность погрузить ребенка в специфическую среду и воспитать в нем определенные установки касательно окружающего мира. Важно то, насколько хорошо ребенок усвоит набор легитимных для его социального класса диспозиций, влияющих на дальнейшее поведение, карьерную траекторию и образ жизни. Нахождение в «правильной» среде позволяет сформировать «правильный» габитус с помощью культурного капитала, что усиливается символическим капиталом, приобретаемым за счет обучения в элитном заведении [Bourdieu, 1984]. Особого внимания заслуживают педагогические практики, не связанные напрямую с освоением учебной программы. Сюда можно отнести внеклассную активность, кружки и секции, школьную и студенческую самоорганизацию. Помимо этого, «престижные» учебные заведения формируют идентичность учащихся. Ученики элитных школ, подобно агенту в социальном пространстве, четко осознают как собственное положение, так и положение других людей – учащихся «простых» школ и университетов.
В описанной ситуации становится очевидна проблема ограниченного доступа в определенные учебные заведения людей с иной конфигурацией капиталов. Если речь идет о платном образовании (например, в США или Великобритании), то основной преградой для большинства становится недостаток экономического капитала. Недостаток денег не дает возможность получить достойную квалификацию, что выливается в невысокие по сравнению с конкурентами шансы на рынке труда, и это, в свою очередь, опять приводит к недостатку экономического капитала. Социальная структура становится относительно статичной, а границы между классами остаются герметичными, несмотря на отсутствие формальных ограничений. Другая проблема заключается в том, что даже пробившись в элитные учебные заведения, ученики или студенты далеко не всегда чувствуют себя уместными в нем, испытывая фрустрацию от подчеркнутого исключения из определенных кружков, клик и кругов общения, что может негативно повлиять на их мотивацию продолжать выбранную траекторию обучения, несмотря на первоначальные успехи [Reay, 2006].
