Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в афазиологию.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
595.46 Кб
Скачать

Тема 5. Передняя речевая зона. Динамическая афазия.

ПЛАН

Локализация очага поражения

Центральный механизм. Центральный дефект

Клиническая картина

Специфические задачи и методика восстановительного обучения

Локализация очага поражения. Возникает при поражении мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от зоны Брока.

Центральный механизм - нарушение внутренней речи.

Центральный дефект – нарушение активной продуктивной речи.

Впервые описана в 1934г. немецким психиатром Кляйстом под названием «утеря речевой инициативы». Т.В.Ахутина выделяет 2 варианта.

1вариант – нарушение функции речевого программирования, использование штампов.

2 вариант – преобладают нарушения организации грамматического структурирования – экспрессивный аграмматизм (ошибки согласования, явления телеграфного стиля). Произносительные трудности в обоих вариантах незначимы.

Речь для обеспечения общения использует сложившуюся систему вербальных обозначений и прежде всего номинативные и предикативные средства. Однако для выражения мысли, чувства этих средств недостаточно. Мысль может быть выражена предложением или высказыванием иногда в слове, но несущем на себе значение предложения (Пожар! Темно.). Динамическая афазия представляет собой нарушение речи; на уровне предложений, а чаще — сукцессивного высказывания. Формирование сукцессивного высказывания совершается в основном на уровне внутренней речи, где сначала создается семантическая, синтаксическая и грамматическая схема высказывания, затем динамическая схема предложения, выбор нужных значений. На уровне внутренней речи происходит психологическое программирование речи, а затем — переструктурирование психологической программы в структурные формы внешней речи. Все это требует от субъекта общей и вербальной активности. Именно активное психологическое программирование, прежде всего активное создание динамических схем предложения, и нарушается при динамической афазии.

Клиническая картина. В речи больных нет артикуляторных и фонематических нарушений. В норме слух, сохранны автоматизированные и отраженные формы речи. Понимание при грубой степени неполное, вследствие истощения внимания, элементы «полевого поведения» отвлекаются на то, что находиться в пределах зрения. «Псевдо отчуждения смысла слова» из-за трудностей включения в задание. Уже простое наблюдение за речью и общим поведением больного позволяет обнаружить отсутствие интонационных оттенков, дефекты в просодике. Все это протекает на фоне сохранности повторения, называния, понимания речи. В поведении такого больного обращает внимание снижение его общей психической активности и отсутствие вербальной. Эти больные сами никогда не обращаются к больничному персоналу или соседям по палате с вопросами, но иногда охотно отвечают на вопросы, обнаруживая сохранность понимания обращенной речи и ее моторных механизмов. Как и при других формах афазии, в этом случае также нарушается коммуникативная функция речи, прежде всего из-за дефектов таких ее свойств, как активность, намеренность, и ее эмоционально-выразительная функция. Что касается видов речи, то в этом случае нарушается устная экспрессивная ее форма (спонтанная речь) и внутренняя; такие виды устной речи, как повторная, номинативная, остаются сохранными, сохранными остаются также письмо и чтение.

Наиболее отчетливо при динамической афазии выступает дефект монологической речи и развернутого диалога. Простой диалог может быть доступен больным этой группы, поскольку этот вид речи представляет собой по механизму цепь готовых речевых реакций, является наиболее простой, менее произвольной ее формой, не требующей активности, т. е. им доступны лишь те речевые процессы (фразы), в которых уже заложены готовые программы высказывания.

При динамической афазии активная фраза замещается употреблением неразвернутых фразеологических оборотов, снижается употребление глаголов, местоимений, прилагательных, деепричастий, увеличивается употребление вводных слов, союзов.

Письмо и речь на уровне слов сохранно. Существенные затруднения возникают тогда, когда больному нужно составить какое либо высказывание, пересказать небольшой текст, рассказать о каком либо событии. Активная речь замещается профессиональными и бытовыми штампами, наблюдается стереотипность построения фраз. Таким образом, при ДАФ нарушается психологический уровень лексико-грамматической организации речи. Больной теряет всю грамматику, «забывает» правила, теряет чувство языка. Для этих больных характерны длительные эмоциональные расстройства: плаксивость, эйфория, недостаточно критичное отношение к своему речевому дефекту. Которое, выражается в безразличии и отсутствии желания заниматься. Под диктовку могут написать отдельные слова и фразы, а развернутой письменной речи нет. Один из методов выявления «Метод заданных ассоциаций». Просят больного назвать пять круглых предметов или пять предметов красного цвета. Больной назовет один - два предмета. Подсказки, подбадривания не помогают. При рассказе по сюжетной картине произносятся отдельные логически несвязанные фрагменты, аграмматичные по своей структуре./Н: мальчик тонуть, девочка кататься санки/.

Характерен «Симптом речи иностранца». Затрудняется назвать имена и фамилии, названия городов, улиц. Сохранный элементарный порядковый счет, но решение элементарных арифметических действий вызывает трудности, так как они требуют к своему решению построения плана действий.