Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лютова С.Н. - Методические материалы по курсу Общая и со (1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
262.66 Кб
Скачать

2. Русская физиологическая школа

И.М. Сеченов (1829 – 1905) утверждал насущную необходимость для психологии объективного метода взамен субъективного метода интроспекции, что предполагало и обновление понимания предмета науки. им должна была стать психическая деятельность, представленная в поведении. Особое внимание следует обратить на то, что Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, но признавал их родство по способу осуществления, считая и тот и другой трёхчленным, замкнутым, саморегулирующимся процессом. Впервые в истории науки предмет психологии должен был охватить весь цикл взаимодействия субъекта с миром. В этот цикл Сеченовым был включён также процесс интериоризации внешнего действия, что определило возникновение новой формы психологического детерминизма как механизма преобразования социального во внутрипсихическое.

Открытие Сеченовым центрального торможения повлияло на формирование теории З. Фрейда. Вклад русского учёного в развитие мировой науки весьма значителен, однако не следует забывать об определённой ограниченности сеченовского подхода.

Русский учёный Н.Н. Ланге заложил теоретическую основу объективного исследования, указав на биологическую ценность психической жизни для приспособления организмов в ходе эволюции. Необходимо отметить существование современного генетического подхода к исследованию приспособительных реакций человека.

Наибольшее влияние на развитие психофизиологии во всём мире оказали нобелевский лауреат И.П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности (ВНД), и В.М. Бехтерев, основавший в 1885 г. первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, создатель рефлексологии. Их теории также способствовали возникновению американского направления психологии поведения.

3. Расширение области

экспериментального исследования.

Возникновение собственно психологических, не заимствованных из физиологии, методов экспериментального исследования обязано программе опытного изучения памяти, осуществлённой немецким психологом Г. Эббингаузом в 80-е годы XIX в. Если в психологии сознания пытались изучать закономерности ассоциативной памяти, Эббингауз изобрёл особый экспериментальный объект, призванный нейтрализовать сознательные ассоциации. Учёный выработал методику заучивания и сбережения в памяти бессмысленных слогов, что привело к открытию так называемого «фактора края списка», построению «графика забывания», выделению непосредственной, «речедвигательной» памяти. Значимо экспериментальное подтверждение Эббингаузом независимых от сознания психологических закономерностей.

Исследования памяти Эббингаузом позволили определить её как универсальный психический процесс, объединяющий процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, в которых, в свою очередь, можно выделить подвиды мнемической деятельности. Были названы несколько разновидностей памяти. Изучение Эббингаузом навыков послужило основой для рассмотрения памяти как результата научения, зависящего от времени научения и пауз между пробами. Экспериментальное изучение памяти широко практиковалось впоследствии в рамках когнитивной психологии.

Неизменный интерес вызывают, помимо исследований памяти, экспериментальные исследования внимания – от «диагностического» подхода к ним Вундта до «аналитического» подхода когнитивной психологии. В различных теориях внимание трактовалось и как процесс, и как свойство сознания. Правильнее было бы определить внимание как избирательную направленность познавательной деятельности субъекта на её объект и сосредоточенность на нём. В зависимости от произвольности и опосредованности внимания принято выделять несколько его видов. Надо отметить, что в разных подходах акцентировались различные характеристики внимания. Моторная теория Н.Н. Ланге представляет внимание как процесс психофизиологического единства, управление которым связано с управлением движениями. Исследования формирования внимания в отечественной психологии продолжали впоследствии Выготский, Гальперин, Добрынин, в частности, опытным путём изучая процесс интериоризации контроля.

Принципиально новую страницу в понимании психологии как экспериментальной науки открыли в первой половине XX века американские социальные психологи. Эксперимент покинул стены лаборатории и стал применяться в социальных исследованиях. Например, эксперименты Тейлора и «хотторнские исследования» Э. Мэйо, доказавшие зависимость производительности труда от социального фактора в группе. Экспериментальный подход на десятилетия определил развитие в США социальной психологии, лишь в 70-е годы там наметилась тенденция обращения к европейской традиции.

Особой формой экспериментальных исследований следует считать психологическое тестирование, применяемое для выявления индивидуальных различий в дифференциальной психологии.

У истоков этого направления стоит Ф. Гальтон, ещё в XIX веке в Англии включивший «измерительные испытания» в состав своей науки «антропометрики». Он автор самого термина «тест».

Не следует забывать, что с Гальтоном связано и возникновение такого метода, как метод свободных словесных ассоциаций, получивший, как известно, дальнейшее развитие в психологии и даже практическое применение в криминалистике.

С начала XX столетия тесты стали широко применяться. Популярный и эффективный по сей день тест, выявляющий коэффициент интеллектуальности (IQ), восходит исторически к исследованиям А. Бине и Т. Симона, проводившимся среди детей по заданию Министерства образования Франции. Важно отметить, что посредством специально разработанной методики экспериментаторам удалось выявить различие между хронологическим и «умственным» возрастом, определяющим развитие детского мышления.

Внедрение в практику психологии экспериментального метода не могло не актуализировать и в этой области проблему, вообще связанную с экспериментированием: нравственную проблему допустимости опытов над животными и людьми. Всегда следует учитывать гуманистический, этический и, наконец, правовой аспекты этой пока не имеющей однозначного решения проблемы.