Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Батумская демонстрация 1902 года. Партиздат ЦК ВКП (б), 1937.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
85.1 Mб
Скачать

Забастовки батумских рабочих

О 9 декабря 1902 года здесь большая стачка. Забастовало 1500 чел. рабочих на промыслах у Ротшильда. Требуют, между прочим, воз­вращения всех штрафных денег и наградных к рождеству, в размере месячной заработной платы. Сообщает об этом крупный служащий в конторе промыслов. Как близко стоящий к делам предприятия, добавляет от себя, что штрафных денег накопилось около 600 ты­сяч руб. По его словам, предприятие считает требование вернуть по­добную сумму безумием. 21-го все рабочие уволены. В конторе дежурят солдаты. Решено не принимать назад ни одного выгнанного рабочего и набрать совершенно новый состав. Среди стачечников появляются предатели: выдают вожаков, надеясь заслужить прощение.

Искра" № 33, 1 февраля 1903 г.

Сообщают, что перед рождеством рабочие всех крупных мастер­ских и заводов объявили прекращение работ и взяли расчет. Они требовали повышения платы. Но после праздников работы начались на прежних основаниях. Войско, двинутое отсюда в Батум перед праздниками, до сих пор находится там.

Искра" № 36, 15 марта 1903 г.

Годовщина расстрела батумских рабочих

8 марта закончился разбор дела о прошлогодних батумских бес­порядках. Благодаря блестящей защите даже царские слуги при­нуждены были почти оправдать рабочих. 9 марта, в годовщину прошлогодних беспорядков, рабочие устроили грандиозную демон­страцию. С четырьмя развернутыми флагами рабочие обошли весь город с пением и с криками: „Да здравствует политическая свобода!“, по дороге разбрасывали прокламации и стреляли из револьверов; перебили стекла местной человеконенавистнической газете „Черно­морский Вестник“. После этого рабочие, числом свыше 3 000 чел., направились к вокзалу; остановили на ходу поезд, в котором ехал весь состав Окружного суда и двое из защитников рабочих; защит­никам была устроена трогательная овация; поезд стоял семь минут. Власти окончательно растерялись. Полиция и войска бегали за тол­пой, но ничего не могли поделать. Они не смели прибегать к реши­тельным мерам, так как громадная часть рабочих была вооружена и предвиделось отчаянное с их стороны сопротивление. И в конце концов рабочие свернули знамена и мирно разошлись, празднуя свою победу над растерявшимися властями.

«Искра» № 37, 1 апреля 1903 г.

ПРОКЛАМАЦИЯ БАТУМСКОЙ

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

К обществу3

Помните ли замечательные мартовские дни (8 и 9 марта), когда голос справедливости грянул громом и оглушил наших угнетателей? Или когда (10, 11 и 12 марта) наш маленький Батум оцепили, выставили пушки и наводнили улицы и заводы вызванными из Кутаиса войсками?

Что именно случилось тогда в Батуме?..

Рабочие прошли по улицам с пением и потребовали освобожде­ния задержанных своих товарищей: они устроили манифестацию и больше ничего. За что же арестованы были наши товарищи? За воровство, за убийство? Безусловно нет, а за стачку на заводе Ротшильда, произведенную 27 февраля...

7 же марта ночью жандармы заарестовали 32 человек рабочих, чтобы, вероятно, нагнать страх на других, но рабочие нисколько не испугались.

8 марта в полдень собралось до восьмисот человек и строй­ными колоннами направились к полицеймейстеру с требованием: или пусть и нас задержат, или пусть освободят наших братьев...

Толпа росла быстро и вместе с нею увеличивался шум. Не­вольно увлекало всех это чудное зрелище, и все мечтали о тех блаженных временах, когда рабочие всей России соединятся и дви­нутся против царского правительства с бесповоротным решением добиться свободы или получить смерть. Рабочие подошли к тюрьме и остановились. Манифестанты и арестованные, завидев друг друга, громогласно поздоровались. Полиция приказала разойтись; толпа по­вторила свое требование: или освободить арестованных, или аре­стуйте и пас.

Полиция потребовала стражников и окружила ими рабочих, но последние не отказались от своего требования; тогда были вызваны войска, и ими оцепили толпу; толпа не расходилась; по команде Антадзе солдаты набросились на толпу со штыками с целью рассеять ее. «Не расходиться», —пронеслось в толпе, и рабочие с гиком схвати­лись за штыки; тут произошла стычка: двух рабочих ранили, у пяте­рых или шестерых солдат рабочие отняли ружья; войска остановились, не сумев рассеять толпу, рабочие вернули ружья, среди зрителей и из тюрьмы раздались аплодисменты; был слегка побит городовой, старик Пачулия, который поранил шашкой подвернувшегося юношу; толпа подняла его насмех; ему дали 5—6 оплеух и отняли шашку.

Под конец рабочие все же добились своего, заставили освобо­дить арестованных с тем только условием, что все они должны были отправиться в казарму. «Отчего же не пойти, — кричали рабо­чие,— что же там с нами сделают, чего нам больше, ведь заставили правительство пойти на уступку?!» Окруженная войсками толпа с пением и гиком направилась в казарму. „Да здравствует свобода, да здравствует равенство!“— раздавалось в толпе неоднократно. Так закончилась манифестация 8 марта.

На другой же день утром остальные рабочие из заводов Рот­шильда, Хачатурьянца, Манташева, Сидеридиса и др. до двух тысяч человек подошли с пением к казарме и потребовали освобождений братьев; некоторое время они там постояли; в это время прибыл с солдатами Антадзе и пригрозил, что будет стрелять; толпа отве­тила: „мы пришли не воевать". Тот напустил солдат с прикладами; тогда часть толпы начала бросать в солдат камнями и грязью и двинулась вперед, другие же оторвали от заборов доски и держа­лись наготове; Антадзе скомандовал стрелять; раздался первый залп, народ закричал: „не бойтесь!“; второй залп был безрезультатный; раздался третий залп — упал один, другой, третий... послышалось в толпе проклятие, и начали отступать, а стрельба продолжалась.

Вот в одного рабочего попадает пуля; тот с поднятым кулаком идет на солдата, попадает другая, и, схватившись обеими руками за грудь, все идет на врага, но получает третью пулю и падает, произнося с трудом: «это нам, а вы, братья, продолжайте ваше дело». Антадзе с револьвером в руках и руганью гонится за рабочим и угрожает ему смертью; тот же, возмущенный, отступает и гово­рит: «да сгорит ваше право». С это время в Антадзе попадает брошенный кем-то камень, и этим рабочий спасается от смерти. Вот еще несколько человек солдат приперли к стене малолетнего рабочего и бьют его прикладами; он же, прижимаясь к стене, называет их собаками. Антадзе, видя эту картину, улыбается. Среди рабочих, зрителей и плачущих женщин произносятся проклятия.