Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Батумская демонстрация 1902 года. Партиздат ЦК ВКП (б), 1937.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
85.1 Mб
Скачать

Нас учил побеждать товарищ Сталин

В 1901 г. в Батуми приехал товарищ Сосо Джугашвили (Сталин). Здесь он приступил к созданию социал-демократических организаций, объединив нас, рабочих заводов города Батуми. За короткий срок товарищ Сосо организовал также в Батуми нелегальную типографию.

До этого мы учились в грузинской воскресной школе (в Барцхане), где преподавали Апиа Сагорова, Ф. Мгеладзе, Карло Чхеидзе и др. Мы выписывали журнал «Квали», читали ряд запрещенных книг, которыми снабжали нас Виссарион, Геронтий и Михако Каландадзе, Беглар Мелия, Прокофий и Мосе Пирцхалава, Платон Бердзенишвили и Иван Мгеладзе (он же был заведующим книжной будкой, организованной Виссарионом Каландадзе на Турецком базаре).

Мы учредили также кассу. Но никаких практических шагов в деле борьбы за интересы рабочих мы не предпринимали.

С приездом товарища Сосо все изменилось.

В конце декабря 1901 г. товарищ Сосо предложил нам организо­вать собрание активистов под предлогом встречи нового года. Мы с готовностью приняли это предложение. Собрались мы на квартире у Сильвестра Ломджария. Присутствовали Давид и Спиридон Лом­татидзе, Иван Дудучава, Герасим Каладзе, Григорий Копалейшвили, Сильвестр Тодрия, Теофил Гогиберидзе, Лаврентий и Пармен Гогиберидзе, Коция Канделаки и др. Это было первое собрание рабочих заводов города Батуми. На этом собрании товарищ Сосо разъяснял нам, как рабочие должны бороться против самодержавия и бур­жуазии. Мы все слушали с большим вниманием его слова, так как они были близки и понятны нам. В конце собрания, уже на рас­свете, товарищ Сосо сказал нам: «Братья, светает и скоро настанет утро... пожелаем друг другу дожить до окончательного освобожде­ния рабочих от гнета самодержавия и капиталистов».

26 Февраля (в 1902 г.) директор завода Ротшильда вывесил объявление об увольнении старых рабочих завода.

В ответ на это рабочие на следующий день не вышли на работу. Завод стал. Директор подослал людей к рабочим, предлагая им выйти на работу, но никто не пошел на завод.

Видя все эти факты неповиновения рабочих, директор завода обратился за помощью к властям. Из Кутаиси приехал генерал-гу­бернатор. Еще до его приезда к рабочим приходили пристава, а также околоточные надзиратели в сопровождении солдат, пред­лагая рабочим стать на работу. Но согласно наставлениям товарища Сосо никто из рабочих не шел на завод. Товарищ Сосо говорил: «Как губернатор, так и директор по доброй воле вам ничего не дадут».

Нам передали, что губернатор требует, чтобы рабочие завода Ротшильда пришли к нему для переговоров. Тогда товарищ Сосо собрал группу передовых рабочих, которые должны были принять участие в переговорах с губернатором, и указал каждому из них, кто о чем должен говорить.

Пришли мы на завод. Вышел губернатор со своей свитой и об­ратился к нам: «Выберите одного, который расскажет о ваших нуждах». Тут рабочие назвали мое имя. Я описал губернатору невыносимое положение рабочих, их нужду и в конце произнес

ТЕОФИЛ ГОГИБЕРИДЗЕ

следующие слова товарища Сосо: «Сегодня заводские лошади не работают, но их все же кормят. Неужели человек не достоин того же отношения, что и лошади?» На это губернатор возразил: «Где это видано, чтобы рабочий не работал, а жалованье все-таки получал?» Я ему ответил: «Так было после того как сгорел Путиловский завод. До тех пор пока завод был вновь выстроен, рабочие получали половину своей зарплаты».

После меня говорили Нестор Антелава, Петр Нинидзе и др. Вы­слушав всех нас, губернатор, погладив бороду, сказал: „Как ваш отец я приказываю вам завтра же стать на работу”.

Сказав это, он повернулся и ушел.

На следующий день вечером товарищ Сосо созвал на кладбище Соук-Су собрание. С наступлением темноты рабочие потянулись к Соук-Су на собрание. Товарищ Сосо напомнил рабочим свои слова о том, что разговоры с губернатором ни к чему хорошему не при­ведут. Он вновь стал разъяснять нам о связи между капиталистами и правительством и говорил о том, что должны делать мы, рабочие, в борьбе с нашими угнетателями. Затем мы разошлись. После того как мы разошлись, появилась полиция, которая окружила кладбище.

Спустя два дня после собрания ночью арестовали 32 человек. На следующий день, 7 марта, рабочие завода Ротшильда направились к тюрьме с требованием освободить арестованных товарищей или же арестовать и всех остальных,

После долгих переговоров губернатор приказал вывести из тюрьмы арестованных, и всех их вместе с рабочими, которые при­шли требовать освобождения арестованных (свыше 300 человек), повели в пересыльные казармы. По дороге в казармы рабочие пели. В ту же ночь я нашел товарища Сосо на собрании, созванном им у Дарахвелидзе. Товарищ Сосо говорил на собрании: «Одну крепость мы взяли, теперь мы должны взять вторую крепость — освободить наших арестованных товарищей».

Решено было на следующий день устроить выступление рабочих. Было намечено, что группа рабочих ротшильдовского завода прой­дет из Барцханы в Городок, подойдет к заводу Манташева, где к ней присоединятся рабочие этого завода, и оттуда все отправятся к пересыльным казармам.

Утром 9 марта мы вышли из Барцханы в Городок, где к нам присоединились рабочие разных заводов. Товарищ Сосо все время был с нами. Мы подошли к манташевскому заводу. Рабочие этого завода также присоединились к нам. С песнями мы прошли к казарме. Там мы застали батумского полицмейстера. Мы подступили к нему, требуя освободить рабочих.

«До получения приказа от вышестоящих властей этого сделать я не могу», — ответил нам полицмейстер и попросил нас разойтись. Но мы не расходились. Там же стоял капитан Антадзе со своей ротой. Полицмейстер подал Антадзе знак рукой, и вслед за этим солдаты дважды выстрелили вверх. Рабочие не испугались. После этого Антадзе приказал солдатам стрелять прямо в нас. Было убито 14 и ранено 54 человека.

На похоронах убитых товарищей среди рабочих распространяли листовку, написанную товарищем Сосо. Похоронная процессия пре­вратилась под руководством товарища Сосо в грандиозную полити­ческую демонстрацию... 14 гробов схоронили мы в братской могиле.

Спустя некоторое время, скрываясь от властей, я уехал в Гурию. Здесь я прожил также недолго: меня задержали и отправили к чохатаурскому приставу, откуда перевели в батумскую тюрьму.

6 апреля, выйдя на прогулку, я во дворе тюрьмы увидел това­рища Сосо. Он объяснил мне, как надо держаться на допросе.

Следствие было закончено, привлекли к ответственности 21 че­ловека.

Через год начался процесс. Еще в ноябре 1902 г. товарищ Сосо поручил батумским рабочим организовать защиту арестованных то­варищей. Для этого велись переговоры в разных городах (Петербург, Москва, Одесса) с рядом крупных адвокатов из социал-демократов и либералов.