Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Батумская демонстрация 1902 года. Партиздат ЦК ВКП (б), 1937.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
85.1 Mб
Скачать

27 Февраля 1902 г. Вспыхнула стачка на заводе Ротшильда. По­водом к стачке послужило увольнение 389 рабочих, заподозрен­ных администрацией и полицией в участии в революционном движении.

Товарищ Сталин лично руководил работой забастовочного коми­тета, лично вырабатывал требования рабочих для предъявления их администрации завода, писал листовки и прокламации и организо­вывал их печатание и распространение.

Рост забастовочного движения, организованность, стойкость и исключительное упорство рабочих встревожили царские власти. В Ба­туми прибыл военный губернатор, пытавшийся угрозами прекратить Забастовки. Однако эти угрозы не возымели действия. Рабочие дер­жались стойко.

В ночь на 8 марта полиция арестовала 32 рабочих-забастовщиков. В ответ на это товарищ Сталин организовал 8 марта массовую мани­фестацию рабочих, выставивших требование освободить всех аре­стованных. Полиции удалось арестовать и заключить в пересыльные казармы свыше 300 рабочих-манифестантов. Тогда на другой день, 9 марта, товарищ Сталин организовал еще более грандиозную демон­страцию батумских рабочих заводов Ротшильда, Манташева, порта, железной дороги и других предприятий. Демонстрация с пением революционных песен, с красными знаменами направилась к пере­сыльным казармам, требуя освободить арестованных. У пересыльных казарм произошла стычка с полицией и войсками. В результате было убито 15 рабочих и ранено 54.

Старый батумский рабочий И. Дарахвелидзе рассказывает:

„Товарищ Сосо (Сталин) находился среди бушевавшего моря рабочих, непосредственно руководил движением; рабочего, раненного в руку во время стрельбы, — Г. Каландадзе, он сам вывел из толпы и отвел его на квартиру“.

Зверская расправа царской власти с батумскими рабочими вы­звала всеобщее возмущение. Товарищ Сталин написал в связи с со­бытиями 9 марта яркую, боевую прокламацию, клеймившую позором гнусных убийц, царских палачей и призывавшую рабочих, крестьян и всех трудящихся к революционному свержению царизма.

Эта прокламация получила широкое распространение в Батуми и в ряде городов Грузии.

Высланные из Батуми около 500 революционных рабочих, участ­ников сталинских кружков, сталинских забастовок и демонстраций, несли в села и города Грузии лозунги революционной борьбы против царя и помещиков.

Батумские события 9 марта имели огромное политическое зна­чение в деле развертывания революционного движения в Грузии и во всем Закавказье. Они оказали большое революционизирующее влияние на все Закавказье, особенно в районе Черноморского по­бережья. Они в известной мере подготовили почву для дальнейших революционных событий, имевших место в Грузии и Закавказье в 1905 г.

После событий 8—9 марта полиция начала усиленно разыскивать товарища Сталина, ив ночь на 5 апреля 1902 г., во время заседания руководящей партийной группы, товарищ Сталин был арестован цар­ской полицией и заключен в батумскую тюрьму. Здесь он находился до 19 апреля 1903 г., не прекращая связи с руководящей пар­тийной группой батумской социал-демократической организации, из тюрьмы руководя и направляя ее работу, составляя письма и прокламации.

19 апреля 1903 г. товарища Сталина перевели в кутаисскую тюрьму, в которой он просидел до ноября. Оттуда его перевели обратно в батумскую тюрьму, а в конце ноября 1903 г. сослали в Сибирь, в Иркутскую губернию, на три года.

Все революционное движение Грузии и Закавказья с первых дней его зарождения неразрывно связано с работой и именем товарища Сталина.

Батумские события конца 1901 и начала 1902 г. являются одним из ярких эпизодов жизни, работы и борьбы товарища Сталина в Закавказье.

Отмечая великую историческую дату создания первого ленинско-сталинского комитета РСДРП в Батуми, большевики и трудящиеся Грузии и всего Советского Союза с радостью и гордостью вспоми­нают, как 35 лет тому назад великий Сталин первый поднял гру­зинский народ на победоносную революционную борьбу против ига самодержавия и капитализма, как в дальнейшей непримиримой борьбе со всеми врагами рабочего класса товарищ Сталин вместе с Лениным подготовили победу Октябрьской социалистической революции и при­вели освобожденные народы Советского Союза к радостной и счаст­ливой жизни.

Правда“ от 12 января 1937 г.

ЛЕНИНСКАЯ «ИСКРА» О РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ БАТУМСКИХ РАБОЧИХ

Положение рабочих на Кавказе

Письмо батумского рабочего

В нашем городе около двадцати заводов, из которых одиннадцать нефтяные, приспособленные к разливке керосина, отправляемого за гра­ницу. Из заводов самыми большими по числу рабочих являются нефтя­ные заводы Ротшильда и Манташева. Рабочих в городе более 8 тысяч.

У нас, как и на всех заводах Кавказа, кроме Баку, нет фабрич­ной инспекции2. Вследствие этого здесь нет никакого надзора над фабриками. Произволу хозяев здесь предоставлен полный простор: они делают что хотят, не боясь никого и ничего, и являются пол­ными господами жизни и здоровья рабочих, а рабочие — их рабами.

При столкновении между отдельными хозяевами и рабочими дело разбирает обыкновенно околоточный надзиратель и всегда, конечно, в пользу хозяина. Если же рабочий перенесет дело в суд, то и тут хозяин выходит правым, ибо обыкновенно задавленные нуждой и Зависящие от хозяина свидетели-рабочие боятся показывать против хозяев. Рабочие всегда бывают виноваты! Кроме того, ни одно безобразное деяние хозяев не было напечатано в местных газетах, потому что цензура позволяет только хвалить хозяев за их, будто бы, отеческое, хорошее отношение к рабочим.

В других городах и местах нашего обширного отечества все-таки существуют праздники, во время которых замолкает шум машин и рабочие пользуются хоть кратким отдыхом. У нас не то! Не говоря уже о воскресных днях и двунадесятых праздниках, здесь даже в первые дни пасхи и рождества не перестают гудеть фабричные гудки и не прекращаются работы. Хозяева паши хотят, веро­ятно, показать, что для них нет ничего святого, что они поклоняются лишь золотому тельцу и чтут голый чистоган.

В нашем городе особенно развит труд малолетних. На заводе Манташева работают 7—8-летние дети. Дети работают столько же часов, как и взрослые, а так как здесь производство отличается страшным непостоянством и во время заказов на заводе Манташева число рабочих часов доходит до 105 в неделю, то детям приходится простаивать за стайном по 15—16 час. в сутки. С прекращением заказа обыкновенно рассчитывается половина рабочих.

На наших заводах господствует по отношению к рабочим ку­лачная расправа. Рабочих бьют надсмотрщики, заведующие, меха­ники и сами директора. Особенным постоянством в этом отношении отличается управляющий завода Манташева Тер-Акопов, а на за­воде Ротшильда—механик Штубнер и приказчик Файнштейн. Бьют и ребятишек, чтобы они усерднее работали. Особенно жестоко по­ступает с ними приказчик Файнштейн.

На заводах у нас очень часты несчастные случаи. Это происходит оттого, что хозяева нисколько не заботятся о безопасности рабочих при исполнении ими работ, а также и оттого, что пользуются дешевыми, необученными рабочими. В жестяночных и лесопильных отделениях нефтяных заводов редкий день проходит без несчастного случая. Если случится несчастье с рабочими при исполнении работ, протоколы пишут, как ни странно это, управляющие заводов. Если рабочему отрежет станком палец, пишут, что „поранение несерьез­ное”; если рабочему отрежет кисть руки внезапно опустившимся ножом штампа, когда он выковыривал застрявшую жесть, кото­рая должна была бы выбрасываться автоматически,— пишут, что поранение произошло по собственной неосторожности рабочего; если же рабочий, чтобы предупредить падение ножа, подложит под пего кусок дерева и если нож опустится на это дерево, ему пишут штраф в размере 3—5 руб. Точно так же рабочих, которые попадают в ста­нок четвертый и пятый раз, попросту выгоняют, придравшись к какому-нибудь пустяку, чтобы не выплачивать ему вознаграждение как неспособному к труду.

В паяльных отделениях нефтяных заводов рабочие хворают гор­ловыми и грудными болезнями, так как воздух в этих мастерских насыщен парами разных кислот. В разливочных отделениях этих Заводов у рабочих от керосина пухнут ноги и покрываются язвами. Климат здесь очень нездоровый, лихорадочный, сырой; здесь трудно найти рабочего, который не хворал бы лихорадкой и ревматизмом. Несмотря на страшную жару детом, когда рабочие буквально обли­ваются потом, здесь ни на одном заводе нет кубов с кипяченой водой, и рабочие принуждены пить сырую, застоявшуюся в трубах воду. Вследствие этого здесь часты заболевания, а медицинская по­мощь поставлена очень плохо: ни на одном заводе нет больницы, и фельдшера обращаются с рабочими очень грубо.

На заводах здесь практикуется скрадывание рабочего времени и вычеты. Часто рабочие получают лишь половину заработанных денег: остальную половину вычитают за брак, хотя рабочие не ви­новаты, так как причиною плохого исполнения работы являются старые, испорченные машины. А у Манташева на заводе машины пускаются в ход на полчаса, на час раньше гудка. Заработная плата за последние годы здесь сильно понизилась. Десять лет назад на Заводе Ротшильда работало 4 000 чел. Рабочие получали по 2—3 руб. в день. Теперь же, после улучшения механизмов, ту же работу, даже в больших размерах, исполняют 1 500 чел. За эти 10 лет 2 500 чел. были выброшены на улицу, а заработная плата понижена до 60 коп. в день. Теперь мы зарабатываем лишь на хлеб и на воду, чтобы только не умереть с голоду, чтобы быть в состоянии создавать не для себя — для других богатства... Тяжело так жить, и невольно является вопрос: зачем мы так страдаем? Жизнь наша лишена всякой радости, она лишь сплошной путь к могиле. Так не лучше ли нам умереть не за станками и не рабами, а умереть, борясь за свободу, за лучшее будущее!..

«Искра» № 16, 1 февраля 1902

Забастовка рабочих на заводах

Манташева и Ротшильда в Батуми

Тридцать первого января в 8 час. утра рабочие завода Манташева (около 400 человек) бросили работу из-за того, что управляющий за­вода Тер-Акопов рассчитал одного рабочего за то только, что послед­ний разговаривал во время работы с товарищем. Рабочие решили, что после этого каждый из них каждый день может быть рассчитан. Кулак-управляющий призвал на помощь полицию. Полиция пустила в ход кулаки и нагайки и арестовала 112 человек. Несмотря на это, рабочие твердо держались; не повлияли на них ни угрозы, ни слад­кие обещания, ни нужда, которую они терпели, — они заявили, что не пойдут на работу до тех пор, пока не будут освобождены их товарищи. Через неделю полиция выслала целую партию рабочих в деревни. Но рабочие на третий же день вернулись в Батум и опять потребовали немедленного освобождения своих товарищей. Сам Манташев (хозяин завода), терпя большие убытки от забастовки, решился ходатайствовать об освобождении арестованных. Но полиция заупрямилась, говоря, что в таком случае незачем было просить об аресте их. 17 февраля, после того как приехал фабричный инспектор, всех арестованных освободили, кроме двух. 18 февраля рабочие начали работать (приняли всех), так как требования их удовлетво­рили: обеденный перерыв увеличили с одного часа до 11/21 управляю­щего Тер-Акопова и других собак-мастеров, по требованию рабочих, уволили. Кроме того, обещали освободить остальных двух рабочих, и за все время, которое рабочие не работали, с 31 января по 18 февраля, заплатили сполна.

В это время на другом заводе Ротшильда рабочие узнали, что директор этого завода Ванштейн отдал распоряжение рассчитать ста­рых рабочих (около 420 чел.) как лиц, по его мнению, неблаго­надежных. Тогда 28 февраля все рабочие этого завода (около 1500 чел.) — кроме рабочих лесного заводского склада, где работают преимущественно турки,— забастовали. Второго марта рабочие прину­дили бросить работу машинистов, кочегаров и рабочих электрического отдела и приостановили этим налив керосина из резервуаров в на­ливные пароходы, которые отвозят керосин за границу. 4—5-го числа рабочие принудили прекратить работы в материальном складе, где работают татары. 6-го числа рабочих позвал для объяснения при­ехавший военный губернатор. Он выслушал рабочих и распорядился по-военному: „Если завтра не явитесь на работу, тогда приму строгие меры”. Рабочие, конечно, не явились, и тогда с 7-го на 8-е число было арестовано и посажено в тюрьму 32 чел. Охранять завод пришла полиция, которую поместили в склады и конторы. 8-го числа рабочие, числом около 600 человек, собрались и в 1 час дня пошли с пением революционных песен по главным улицам города по направлению к тюрьме, где сидели арестованные товарищи. Дорогою к ним при­соединились многие из публики. Придя к тюрьме, они потребовали, чтобы всех арестованных освободили или, в противном случае, аре­стовать и их. Полиция пыталась разогнать толпу, но безуспешно.

Во время столкновения один рабочий был ранен. Тогда полиция,