Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Батумская демонстрация 1902 года. Партиздат ЦК ВКП (б), 1937.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
85.1 Mб
Скачать

Площадь перед пересыльной тюрьмой в Батуми, где 9 марта 1902 г. Царские палачи расстреляли рабочую демонстрацию, организованную товарищем Сталиным

На следующий день товарищ Сталин приехал и тотчас же созвал нас на совещание в доме Ломджария. Мы рассказали ему обо всем. Он был безгранично рад, узнав о такой единодушной забастовке, объявленной нами.

Товарищ Сосо составил наши требования. Основные пункты этих требований были: 1) сокращение рабочего дня, 2) увеличе­ние зарплаты, 3) вежливое обращение с рабочими, 4) возмещение простоя и т. д. К последнему требованию Сосо приписал: «Когда мы работаем, мы получаем зарплату, но когда работы нет, то и тогда администрация завода должна выплачивать рабочим зарплату».

Участники совещания возразили, что этого требования админи­страция не удовлетворит. «И я знаю, что не удовлетворит, — сказал Сосо, — но пусть оно будет стоять в конце. Не думайте, что это что-то большое, это право каждого животного». Товарищ Сосо со­ветовал в конце приписать так: «У вас есть лошади, которых вы кормите, когда заставляете работать, но, когда они не работают, вы и тогда даете им корм. Мы, люди, требуем такого же права».

Слова Сосо так воодушевили нас, что Теофил Гогиберидзе, не стерпев, воскликнул: «Дай тебе здоровья, где ты был до сих пор?!»

Товарищ Сосо резко отличался от других образованных людей. Поэтому-то мы, рабочие, его, такого молодого, прозвали «Пастырем».

На следующий день нам сообщили, что из Кутаиси приехал губернатор Смагин, что на заводе стоит пехота и мы должны явиться на завод. Товарищ Сосо подробно объяснил нам, как держать себя во время переговоров с губернатором.

Мы собрались в большом складе. Тут были губернатор, завод­ская администрация и начальник стражников—известный Леван Гуриели. Мы потребовали, чтобы Гуриели прочел и перевел губер­натору наши требования.

Гуриели читает наши требования, администрация слушает, а гу­бернатор кусает губы. При чтении последнего требования он не стерпел и заорал: «Где вы видели, чтобы рабочий не работал и получал бы деньги?» И коротко отрезал: «Приказываю завтра, как только на заводе будет дан гудок, всем явиться и занять свои места. Кто этого не сделает, тот будет выслан в Сибирь».

В ту же ночь были арестованы 32 передовых рабочих.

По совету товарища Сосо решено было на следующий день со­браться всем рабочим и потребовать освобождения арестованных. 8 марта вышли рабочие всего завода и, придя к полицейскому управлению, потребовали освободить арестованных товарищей, но получили отказ.

После этого мы двинулись к тюрьме и подступили к воротам.

Тут нас окружили солдаты. Прибыл помощник губернатора Дрягин. Мы потребовали или освободить арестованных товарищей или же арестовать и нас. Солдатам приказали бить нас прикладами. Солдаты бросились на нас, но не смогли рассеять. Затем нам объявили, что арестованных товарищей переведут в пересыльные казармы. Демон­странты отправились туда же.

Товарищ Сосо был с нами и предупредил нас: «Не бегите, а то будут стрелять», и предложил петь песни. Тогда мы еще не знали революционных песен и запели песню «Али-паша».

Во дворе пересыльной казармы полиция и войска окружили часть демонстрантов. Свыше 300 демонстрантов было заключено в казармы. Это было 8 марта.

9 марта с утра рабочие стали собираться на улице, где поме­щались казармы. Мы, арестованные, догадались, что товарищ Сталин организовал забастовку на всех заводах и вывел рабочих на улицу с требованием освободить нас.

Мы помещались на втором этаже казармы и видели все.

Прибыл помощник губернатора. Привели солдат. Рабочие настой­чиво требуют освободить нас. Помощник губернатора Дрягин отве­чает, что он ничего не сможет сделать до тех пор, пока не получит распоряжения из Кутаиси. Часть арестованных сорвала ворота пере­сыльных казарм и присоединилась к демонстрантам. Капитан Антадзе спрыгнул с лошади и приказал солдатам стрелять. Раздались возгласы: «Не боитесь, — стреляют холостыми патронами!» Затем увидел, как некоторые из рабочих упали на землю.

На следующий день в пересыльные казармы доставили прокла­мации. Все догадались, что писал их Сосо и отпечатаны они были на вновь привезенном им же из Тбилиси станке. Товарищ Сосо обод­рял нас, а правительству слал проклятья за пролитую кровь невинных и безоружных рабочих. Под прокламацией имелась подпись: «Батум­ская социал-демократическая группа Российской социал-демократи­ческой рабочей партии».

Спустя несколько дней нас выслали в наши деревни, запретив приезжать в Батуми.

В одной прокламации, изданной после событий 9 марта, доставлен­ной в нашу деревню, я прочел: «До тех пор, пока жив хоть один ба­стующий рабочий Ротшильда, возобновить работу завода не удастся»

В апреле в деревню до нас дошла печальная весть, что товарища Сосо 5 апреля арестовали.

В июне нам предложили вернуться в Батуми и явиться на завод. Новый директор завода решил добиться соглашения с рабочими путем переговоров.

Ко мне на квартиру пришли Миша Давидов, Г. Елисабедашвили и другие товарищи, которых товарищ Сосо вызвал из Тбилиси после своего ареста. Они помогли нам составить новые требования. Почти все наши требования были удовлетворены.

Наша победа была значительной.

С товарищем Сосо мы продолжали поддерживать связь. Он и из тюрьмы руководил нашей борьбой.

Рабочие, арестованные 9 марта, были привлечены к судебной ответственности. Ко дню судебного разбора, в марте 1903 г., из Рос­сии и Тбилиси приехали защитники.

В день их отъезда, который совпал с годовщиной событий 9 марта, мы, батумские рабочие, собрались на вокзале и в момент отхода поезда стали разбрасывать прокламации, выкинули красный флаг и пошли рядом с поездом. Поезд остановился на несколько минут. Затем мы с красным флагом прошли через весь город.

Осенью 1903 г. товарища Сталина выслали в Сибирь, откуда он бежал в начале 1904 г. и возвратился к нам в Батуми. Он тогда же разъяснил рабочим, что в Батумском комитете засели меньше­вики и что Ною Рамишвили и его друзьям доверять не следует.

Скоро товарищ Сосо уехал в Тбилиси и возглавил Кавказский союзный комитет РСДРП.

Сегодня, в дни грандиозных побед социалистического строитель­ства, мы, рабочие Грузии и Аджарии, полны счастья и гордости, вспоминая о том, как 35 лет тому назад наш великий, дорогой това­рищ Сталин впервые поднял нас, батумских рабочих, на револю­ционную борьбу против самодержавия и капитализма.

СИЛЬВЕСТАР ТОДРИЯ