Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Батумская демонстрация 1902 года. Партиздат ЦК ВКП (б), 1937.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
85.1 Mб
Скачать

5 Апреля в первом часу ночи в нашу квартиру нагрянули

Пресс первой нелегальной типографии, организованной в Батуми товарищем Сталиным

жандармы и арестовали товарища Сталина, а вместе с ним Коция Канделаки, Дариспана Дарахвелидзе и пришедшего к Сосо гимна­зиста Вано Рамишвили—члена нелегального ученического кружка.

В этот день у нас было собрание, на котором присутствовали также дрогали-армяне. Я им переводил то, что говорил товарищ Сталин на грузинском языке.

Брата моего и Вано Рамишвили почти сейчас же после ареста освободили, а товарищ Сталин и Канделаки долго сидели сначала в батумской тюрьме, а потом в кутаисской.

В 1903 г. товарища Сталина вернули снова из кутаисской тюрьмы в Батуми и отсюда на пароходе отправили в Сибирь. С тех пор я не виделся с ним до 1904 г., когда, возвратившись в Батуми, он побывал у меня. Жил он тогда у Д. Вадачкория.

В этот приезд товарищ Сталин недолго оставался в Батуми. Куда он выехал, я не знаю.

Снова он приехал к нам в 1905 г. в период оживленной дискус­сионной борьбы между большевиками и меньшевиками.

В мае в Барцхане, в доме Ивана Мгеладзе, состоялось большое собрание, на котором присутствовало до 60 человек. 11а этом со­брании от меньшевиков выступал Ной Рамишвили, которого рабочие не любили, а от большевиков — товарищ Сталин. Кроме Рамишвили на этом собрании из лагеря меньшевиков выступали еще А. Дгебуадзе, М. Арсенидзе и др.

Другая дискуссия с меньшевиками состоялась в эти же дни в одном из глухих батумских переулков, в доме Абдулешвили. На этих дискуссиях товарищ Сталин беспощадно разоблачал и бил мень­шевиков.

В тот же день после собрания у Абдулешвили в доме Владимира Джибладзе состоялось совещание, где обсуждались вопросы о вооруже­нии рабочих и о создании типографии. Участвовали на этом сове­щании товарищ Сталин, Джибладзе и Георгий (армянин).

Летом 1905 г. с товарищем Сталиным мы ездили в Гурию. Там он останавливался в Гоми у Сико Бурчуладзе. Здесь мы с ним рас­стались. Сколько времени пробыл товарищ Сталин в Гурии, я не знаю. Помню только, что он сообщил мне, что собирается заехать в Чахатаури, а оттуда в Чиатури. Насколько мне известно от товарищей, в Чахатаури он задержался на неделю.

Кроме пашей квартиры в Батуми товарищем Сталиным устраи­вались собрания в Барцхане у Ивана Мгеладзе, Коция Цуладзе и Пирцхалайшвили, а в самом городе — у Ивлиана Шапатава, Павле Долубадзе, Владимира Джибути, Доментия Вадачкория, Ноя Чхаидзе и Хачика Казарова.

Вспоминая прошлую революционную деятельность товарища Сталина в Батуми, я счастлив отметить, что под руководством ве­личайшего вождя пролетариата нам, батумским рабочим, пришлось впервые вступить в борьбу с царизмом и буржуазией. Мы были одним из маленьких отрядов великой революционной пролетарской армии, созданной Лениным—Сталиным. Эта армия победила, и ныне под руководством вождя и учителя пролетариата сбылась та мечта, 3а осуществление которой призывал пас бороться товарищ Сталин 35 лет тому назад.

ПОРФИРИЙ КУРИДЗЕ

Товарищ Сталин — организатор борьбы батумских рабочих

Работать на заводе Ротшильда я начал и 1888 г. Здесь я познакомился с Иваном Мгеладзе.

Иван познакомил меня с батумской интеллигенцией: Виссарионом Каландадзе, с его братьями Геронтием и Михако Каландадзе, затем с Карло Чхеидзе, Исидором Рамишвили, Гришей и Евгением Согорашвили и др. Эти лица организовали воскресную школу сначала в Батуми, затем в Барцхане. Воскресную школу посещали рабочие с завода Ротшильда: Иван Мгеладзе, Иван Дудучава, Иосиф Дудучава, Парнаоз Дудучава, Герман Хвичия, Михако Пирцхалаишвили и др. Преподавали в школе Исидор Рамишвили и Карло Чхеидзе. Воскресная школа просуществовала недолго.

В 1900 и 1901 гг. среди батумских рабочих росло недовольство против хозяев предприятий. Работали мы по 15—16 часов, а дневная Зарплата была крайне ничтожна. Никакого выхода из существующего положения мы не видели.

Наши учителя—К. Чхеидзе, И. Рамишвили и др. отрицали не­обходимость нелегальной политической рабочей организации, высту­пали против революционной стачечной борьбы, говорили, что это не приведет к улучшению положения рабочих.

Как говорит в своей книге «К вопросу об истории больше­вистских организаций в Закавказье» т. Берия:

«Они веди легальную культурно-просветительную и самообразо­вательную работу среди небольшой группы батумских рабочих, глав­ным образом читали лекции в общеобразовательной школе рабо­чих, т. е. проводили на практике линию большинства «Месаме-даси».

Борьба рабочих в Батуми начинается только со времени приезда товарища Сталина.

В конце 1901 г. пришел ко мне Коция Канделаки и говорит: «Приехал человек, желающий работать среди рабочих». Об этом сообщили нескольким надежным товарищам, и мы собрались в на­шей комнате. Пришел товарищ Сталин.

В первой же беседе товарищ Сталин разъяснил нам причины нашей бедности и угнетения; он говорил, что причиной невыносимого положения рабочих и крестьян является господство помещиков и буржуазии; он разъяснял, что рабочий класс призван свергнуть ненавистное самодержавие, установить демократическую респуб­лику и бороться дальше за социалистический строй, где не будет ни бедных, ни богатых, ни национального угнетения, где будет господствовать свободный труд. Его речь сильно подейство­вала на нас.

После этого собрания, следуя указаниям товарища Сталина, мы организовали кружки и учредили кассу. Кружки создавались из 10 человек во главе с «атистави» (десятским). За короткое время товарищ Сосо организовал на нашем заводе 11 кружков. Товарищ Сосо за одну ночь приходилось проводить занятия в нескольких местах. Часто, придя к нам, он одевал черкеску и в таком одеянии шел в другой кружок.

Однажды товарищ Сталин дал нам на хранение одну русскую книгу; я спросил его об этой книге. «Это Гегель», — ответил това­рищ Сосо и объяснил, когда жил Гегель и чем он примечателен.

Преподаватели воскресной школы, узнав о приезде пропаган­диста из Тбилиси—товарища Сталина, занимающегося с рабочими, просили притти его к ним.

«Я к ним не пойду. Если хотят, пусть сами приходят ко мне и если у них собраны деньги, пусть вносят в нашу кассу», — так просил передать им товарищ Сосо.

Мы, рабочие, также советовали товарищу Сосо пойти и позна­комиться с ними, но он сказал нам: «Я к ним не пойду, они каби­нетные люди и избегают настоящей политической борьбы».

После этого между батумской интеллигенцией и товарищем Сосо возникли разногласия. Нас, сторонников Сосо, называли «сосоистами».

В своей работе товарищ Сталин на первый план выдвигал поли­тическую борьбу против царской власти и капиталистов. Интеллигенты же из «Месаме-даси» — К. Чхеидзе, И. Рамишвили и др. больше внимания уделяли вопросам улучшения экономического положения рабочих, и этого они думали добиться мирным путем.