Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КЛ_ОПРПД.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.95 Mб
Скачать

10.7 Юридические факты

Формирование категории «юридический факт» связано с переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его поздней­шими исследователями. Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римскими юристами сформулировано не было. Своим существованием термин «юридический факт» обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу фон Савиньи (одному из основателей историче­ской школы права), который в своем труде «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами».

В современной учебной литературе внимание в основном уделяется классификации юридических фактов, а само понятие остается в тени. Авто­ры, как правило, ограничиваются определением юридического факта, кото­рое формулируется практически единообразно и звучит следующим обра­зом: «Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекра­щение правовых отношений».

Тем не менее, в плане понятийной характеристики юридических фак­тов можно отметить их следующие характерные черты:

По своей социальной природе юридические факты — это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юриди­ческими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом. Однако делается это не произ­вольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономер­ностей общественного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую общественную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким обра­зом, юридические факты — это общественно-юридические явления.

Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т.п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами.

Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт исполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как зве­нья, связующие нормы права и правовые отношения.

Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипоте­зах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами права юридические факты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений.

Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

по характеру порождаемых юридических последствий: а) правообразующие, б) правоизменяющие, в) правопрекращающие;

по характеру действия: а) факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба); б) факты-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);

по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотно­шения: а) юридические деяния (действия и бездействие), б) юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолют­ные события вообще не связаны с волей человека, например, стихийное бедствие. Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юри­дическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием;

с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на: а) правомерные и б) неправомерные. Последние, в свою очередь, — на преступления и проступки (по степени общественной опасности); проступки как юридические факты в свою очередь делятся на: гражданско-правовые, административные, дисциплинарные.

В зависимости от волевой направленности правомерные действия делятся на: а) юридические (индивидуальные) акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), б) юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от воле­ вой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результатив­ные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

В зависимости от степени сложности юридические факты делятся на: а) единичные юридические факты и б) фактические составы (системы юри­дических фактов). Иногда для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуются не одно, а совокупность юридических фактов. В зависимости от того, в какой очередности и как юридические факты взаимосвязаны, фактические составы в свою очередь делятся на простые и сложные. В простых фактических составах важно только наличие юриди­ческих фактов. В сложных — порядок накопления юридических фактов и их взаимосвязь строго определен. Они наиболее характерны для уголовно- процессуального права.

Лекция 11 ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

    1. Правовое регулирование как движение информации.

    2. Юридические документы, их классификация

    3. Юридическая техника

    4. Техника правоприменительных актов и других документов

    5. Систематизация нормативно-правовых актов

    6. Учет законодательства

    1. Правовое регулирование как движение информации.

Правовое регулирование отличается по своей сути и характеру от дру­гих видов регулирования (физического, механического и т.д.). Правовое регулирование не является по своей сути материальным, а осуществляется через сознание и волю людей. Оно носит идеальный характер и в том смыс­ле, что осуществляется с помощью нематериальных средств, а особых иде­альных средств, которые воздействуют на сознание субъектов права, фор­мируют их волю в определённом направлении, чтобы вызывать соответст­вующее поведение.

Субъективное право и юридическая обязанность определяются обычно как мера соответственно дозволенного или должного поведения. Очевидно, что эта мера, носящая идеальный характер. Проще говоря, права и обязан­ности, сами нормы права — это определенные мысли (идеальные объекты) о должном или дозволенном поведении.

Итак, правовое регулирование носит идеальный характер. Но любой идеальный процесс не может проходить без участия материи. Такой мате­рией является язык как система, состоящая из материальных знаков (графи­ческих, звуковых). С помощью языка мысли, идеи материализуются, стано­вятся доступными для других субъектов, обретают собственное, независи­мое существование от субъектов их создавших.

Идеальные объекты (различного рода мысли) через язык материализу­ются, объективируются, становятся языковыми высказываниями. Это отно­сится и к правовому регулированию. Без языка правовое регулирование не­возможно. Язык опосредствует все стадии, все стороны, все элементы пра­вового регулирования.

Язык многофункционален. Отметим две главные функции.

Семантическая функция языка сводится к описанию и объяснению действительности, к предсказанию развития тех или иных процессов, т.е. обслуживает познавательную деятельность человека.

Прагматическая функция языка состоит в воздействии на поведение людей. Если первая функция находит выражение в суждение, прагматиче­ская функция осуществляется с помощью таких языковых феноменов, как одобрение, неодобрение, совет, рекомендация, веление, приказ и т.д. К их числу относятся нормы права, дозволения, связывания, запреты и т.д.

Однако регулирование отношений людей может также осуществляться с помощью знаков искусственного языка, например, знаки дорожного дви­жения, среди которых есть знаки запрещающие, разрешающие, обязываю­щие (предписывающие), предупреждающие (просто информирующие).

Правовая система — это система прагматическая, преследующая практи­ческие цели воздействия на поведение людей, а потому и используются в ней языковые явления прагматического характера: норма, дозволения, обязыва-ния, запреты. Но очевидно, что в правовом регулировании используются и семантическая направленность языка (описание, фиксация и т.д.). Например, при составлении различного рода протоколов по уголовным и администра­тивным делам (описание места происшествия, фиксация показаний свидетеля и т.д.), при заключении экспертизы (описание процесса экспертизы и обосно­вание вывода экспертов) проявляется семантическая функция языка.

Можно сказать, что в процессе правового регулирования, как и в про­цессе познания, происходит «удвоение мира». Создаётся своеобразный «юридический мир» в виде идеальных объектов (нормы права, права и обя­занности, индивидуальные решения, соглашения, юридические факты как знания и т.д.), облечённых в языковых высказываниях в форму юридиче­ских документов. В этом «юридическом мире» отражается мир реальной действительности. Правовое регулирование с точки зрения теории инфор­мации есть не что иное, как движение информации. Информация - явление сложное, многогранное. В данном контексте под информацией мы понима­ем определённые сведения (знания), сообщения о чём-либо, носителем ко­торых является знаковая система (язык).

В правовом регулировании можно выделить два вида информации: описывающая (дескриптивная) и предписывающая (прескриптивная). Описывающая информация является основой для выработки, создания, инфор­мации предписывающей: нормативных актов, индивидуальных правопри­менительных решений и др.

К описывающей информации в ходе правотворчества относится ин­формация о состояния дел в той или иной сфере, подлежащей регулирова­нию, информация о состоянии соответствующего законодательства, его реализации, эффективности и т.д. При решении конкретных дел информа­ция о реальных фактах, ситуациях, нормах права которые ложатся в основу решения, и т.д.

В правовом регулировании как движение информации выделяются ге­нераторы правовой информации (субъекты, создающие информацию, зако­нодательные органы, суды и др.) и рецепторы информации (субъекты, вос­принимающие информацию). Многие субъекты выступают одновременно и как рецепторы и как генераторы информации. С одной стороны, они вос­принимают информацию (все правотворческие и правоприменительные субъекты), перерабатывают её; с другой, на основе этой переработки они выдают новую информацию (нормативные и индивидуальные решения). Таким образом, правовое регулирование, выступая как движение информа­ции (восприятие, переработка, хранение, выдача новой информации), внеш­не опосредуется языком и системой документирования.

Работа любого юриста, занимающегося правотворческой, правоприме­нительной, консультационной или иной деятельностью, - это всегда работа с информацией, с юридическими документами. Он собирает информацию, фиксирует её, хранит, перерабатывает и выдаёт новую информацию (зако­нопроект, решение по конкретному делу, договор и другие документы или информацию консультационному характеру), выступая в юридических про­цессах, в том или ином качестве оперирует различного вида информацией. Любая доказательственная деятельность в этих процессах - это также рабо­та с информацией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]