Предпосылки и период охлаждения отношений
Вторая мировая война кардинально изменила политическую карту мира и особенно европейского континента. Основные предпосылки нового расклада в мире сложились на завершающем этапе войны. Антигитлеровская коалиция, главную роль в которой играли великие державы - США, СССР, Англия, а, на последнем этапе войны, и Франция, - все менее отражала новую расстановку сил в
5
мире. Ни Англия, ни Франция, ни тем более, поверженная Германия не могли в послевоенный период играть прежнюю роль гаранта равновесия и стабильности на европейском континенте.
Международный авторитет Соединенных Штатов и Советского Союза, необычайно возросший к концу войны вследствие колоссального отрыва от других стран в военной, экономической и политической областях, способствовал усилению их международного положения и формированию биполярной системы международных отношений. Процесс ее становления растянулся на целое десятилетие.
Однако на начальном этапе такая расстановка сил не предполагала конфронтационности между ведущими державами. Изначально символизировавший ее «ялтинско-потсдамский порядок» ассоциировался, скорее, со «сговором сильных, чем с их противостоянием», Но эта тенденция не получила своего дальнейшего развития в международных отношениях, несмотря на то, что представляла возможность сохранить взаимоотношения между двумя складывающимися лагерями на грани «холодного мира», не давая ему скатиться к «холодной войне».
Определенная доля ответственности за качало конфронтации между СССР и США лежит на Англии, Франции и Германии, ревниво относившихся к своей новой роли в международных делах и стремившихся увеличить свой вес в мировой политике посредством различных политических интриг, имевших целью посеять взаимное недоверие между сверхдержавами (термин, которым подчеркивалась новая расстановка сил в мире).
Известную роль в развитии ситуации в этом направлении сыграла и позиция, занимаемая формально независимыми (от СССР) правительствами восточноевропейских стран. А начавшееся столкновение интересов СССР и США в различных точках земного шара, сделало призрачными перспективы сотрудничества сверхдержав и фактически положило начало эре конфронтации.
Разногласия между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции после того, как была достигнута общая, объединяющая их во время войны цель, перешли в иную плоскость. Побежденный был очевиден - Германия, но претендентов на лавры победителей было много, общей победы признавать никто не хотел, что и предопределило неизбежность столкновения, усугублявшаяся несовместимостью целей, преследуемых членами коалиции в новых условиях.
Но не все страны из стана победителей были в состоянии вести эту борьбу, так как понесли серьезные потери в экономическом отношении. Лишь двум государствам - СССР и США - удалось не только сохранить, но и значительно укрепить свои позиции, и именно между ними развернулась борьба за господство в послевоенном мире, продолжавшаяся вплоть до распада Советского Союза.
Одним из результатов войны стал экономический скачок США, предопределивший и адекватный рост их политических амбиций в мировой политике, О том, какие настроения царили в правительственных кругах Америки, свидетельствовало высказывание Б. Баруха: «Благодаря
6
могуществу своих вооруженных сил, своему превосходству в области экономики, своим ресурсам и моральной силе, вытекающей из американского образа жизни, Америка в состоянии утвердить свое руководство над миром». Необходимо признать, что такое мироощущение имело реальную основу. Ограниченное участие в непосредственных военных действиях (за годы войны численность американских войск не превышала одного миллиона человек, а население на этот период составляло около 110 миллионов человек) и вместе с тем наиболее активное и весомое обеспечение промышленной и финансовой основы борьбы с фашизмом способствовало необычайному росту экономической мощи Америки.
Годы второй мировой войны для экономики США были по-настоящему «золотыми»: с началом военных действий из Европы в Америку хлынул огромный поток капитала, значительно стимулировавший ее экономический рост. Этому прежде всего способствовала удаленность Соединенных Штатов от театра военных действий и связанная с этим безопасность вложения средств.
Расширение военного конфликта сопровождалось ростом военных заказов, что, в свою очередь, создавало благоприятные условия для ускоренного развития промышленности. Кроме того, в войне США выступали и как крупнейший кредитор стран антигитлеровской коалиции, которые по окончании войны оказались в финансовой зависимости от США. Опираясь на столь значительное экономическое преимущество и финансовую зависимость Европы в целом, американские политики считали, что последнее слово в послевоенном мире будет за ними.
Уверенность Соединенных Штатов в своем абсолютном превосходстве в послевоенном мире укрепилась после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. Бомбардировка этих городов была приурочена к встрече глав государств на Потсдамской конференции. Новое «сверхоружие», продемонстрированное американцами, должно было показать всему миру, что США являются лидером и в военной области. Именно с помощью этого оружия американская администрация решила проводить в жизнь политику отстаивания своих национальных интересов в мире» Американские военные говорили об этом совершенно открыто. «Атомная бомба... вновь укрепила веру в то, что наши военно-воздушные силы обладают абсолютным оружием, которое позволит Соединенным Штатам навязать миру своего рода «Рах Americana» - таково, например, было мнение начальника генштаба армии США генерала М. Тейлора.
Атомные бомбардировки японских городов являлись, по сути дела, акцией устрашения, направленной прежде всего против Советского Союза. СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашизмом: его наиболее развитая в экономическом отношении часть территории находилась в зоне непосредственных военных действий и подлежала восстановлению. Еще более значительными были людские потери Советского Союза - более 27 миллионов человек.
Несмотря на то, что война тяжело сказалась на социально-экономическом положении страны, она также дала и мощный толчок экономическому освоению ее восточной части, которое было затруднено в мирное время. Восстановительные работы стали проводиться по мере освобождения оккупированных территорий. Быстрому подъему народного хозяйства страны способствовала монолитность тоталитарной системы, ее способность концентрировать ограниченные ресурсы
7
государства на конкретных направлениях развития экономики. Сталин и созданная им «машина» меньше всего при этом считалась с человеческими жертвами, оправдывая их идеологическими догмами. В налаживании экономики разрушенных районов страны принимала участие также и огромная армия военнопленных.
Тем не менее, к 1945 году страна была далека от экономических показателей довоенного времени. В конце войны мощь СССР базировалась не в экономической области (здесь лидерство США было неоспоримо), а в военной. СССР обладал самой многочисленной и боеспособной армией в мире: на конец войны, по различным оценкам, она насчитывала от 14 до 18 миллионов человек (если же исходить из общего числа всех занятых в этой сфере, то эта цифра должна вырасти на порядок). Кроме того, советские войска были далеко выдвинуты вперед от его непосредственных границ к возможному театру боевых действий. Даже обладание США атомным оружием не могло существенным образом повлиять на соотношение сил в этой области.
В последующие несколько лет каждая из сторон предпринимала попытки изменить создавшуюся ситуацию в свою пользу. Соединенные Штаты стали усиленно наращивать свой военный потенциал: в новом бюджете, принятом Конгрессом, были предусмотрены весьма высокие расходы на армию и военно-морской флот, составившие в 1946-1947 годах 13 млрд. долларов - около 40% от всего бюджета в 36 млрд. долларов, что, более чем в 10 раз, превышало расходы 1938 года.
Географическое положение США, сыгравшее немаловажную роль в процветании Америки в военные годы, в новых условиях создало определенные трудности, преодоление которых связывалось с реализацией программы строительства военных баз на территории других стран: на Атлантическом океане предполагалось построить 228 баз, опорных пунктов и радиостанций, на Тихом океане - 258 баз. В ряду мер, призванных усилить военную мощь Соединенных Штатов, был и принятый американским Конгрессом летом 1946 года закон о формировании армии мирного времени на основе всеобщей воинской повинности. Заметно увеличивались и размеры самих вооруженных сил, численность которых на 1 июля 1947 года должна была составить около 1 миллиона человек, США стремились усилить свой военный потенциал за счет использования достижений НТП, а не количественных показателей. Кроме того, достижения науки - создание дальней авиации и развитие военно- морского судостроения - позволяли держать в различных регионах крупные военные коитингенты.
Если США стремились достичь в отношении СССР превосходства в военной области, то для Советского Союза главной задачей являлось восстановление гражданских отраслей производства и постепенное избавление от становящегося непосильным бремени расходов на содержание армии. Опасаясь возможной дестабилизации системы, Советский Союз не пошел на резкое снижение вооруженных сил, а использовал их для укрепления своего господства в странах Восточной Европы. Во внутренней политике армия служила не только основой власти, но и использовалась как дешевая рабочая сила. Значительное отставание от Америки в экономическом развитии (что должно было вести и к военному отставанию) компенсировалось возможностью централизованной экономики концентрировать ограниченные ресурсы на определенных отраслях промышленности и количественным перевесом.
8
Таким образом, после разгрома фашистской Германии начала разгораться новая «война» между победителями за господство в мире, которая не ограничивалась рамками того или иного региона, а представляла собой глобальное противоборство двух сверхдержав.
