Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лебедев, 0131,ВКР бакалавр.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
23.03 Mб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английского языка и литературы

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: «Роль процессуального признака в моделях и механизмах номинации пространства-времени»

Исполнитель: Лебедев В. С.

Руководитель: к. филол. н., доцент Грибенник Дмитрий Владимирович

«К защите допускаю»

И.о. заведующего кафедрой: _____________________ к.п.н. Лапицкая Светлана Ивановна

«___» _________ 2017 года

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

Оглавление 2

3

Я думал о том почему лишь глаголы

подвержены часу, минуте и году.

а дом лес и небо, как будто монголы,

от времени вдруг получили свободу.

Отрывок из пьесы А. Введенского «Серая тетрадь».

Введение

Когнитивная лингвистика позволяет исследовать человеческое мышление, отталкиваясь от конкретных словесных форм. Особенное значение имеет изучение пространства-времени, поскольку вся действительность за пределами нашего сознания предстаёт через взаимодействие с хронотопом.

Категории пространства и времени рассматривались многими исследователями. Когнитивная лингвистика изучает процесс восприятия человеком окружающего мира и формирование на этой основе концептуальной картины мира.

Исследованию концепта времени посвящено много трудов. Д. Лакоф [41, 42, 43] и М. Джонсон [43], характеризуя явление когнитивной метафоры описали когнитивные метафоры время-ценность и время-пространство. В. Эванс [27] написал большой труд о концептуализации времени, Ж. Фоконье [28, 29, 30, 31] и М. Тернер [29, 30, 321], описывая ментальные пространства и теорию блендов, выявили, что время воспринимаемое человеком и физическое время различны, а также то, что время схватывается полимерно даже в рамках одной синтагмы. Т. И. Дешериева [10] дала определение лингвистического аспекта времени, а также описала многие модели концептуализации времени. Точка зрения Есперсена [11] состоит в том, что в современном английском языке нет объективного будущего, поскольку формы будущего времени всегда модальны. Ахматова [2] и Фурс [23] считают, что подразделение времени на «настоящее», «прошедшее» и «будущее» естественно. Особенный интерес для исследователей представляет перфект. Хоть категории вида и времены не тождественны, они обязательно единомоментны в тексте. Теория «общего вида» основывается не на реальном видовом содержании формы, а на противопоставлении ее другой глагольной форме, имеющей видовое содержание. В зарубежных кругах категории вида и времени как правило не разделяют. Не смотря на то, что вид – это видовременная форма, он зачастую имеет временное значение. Они утверждают, что основное видовое значение перфекта – это завершенность действия к моменту речи. Третья точка зрения принадлежит профессору А. И. Смирницкому [21, 22], который, отрицая принадлежность перфектных форм к какой либо из вышеперечисленных категорий, выделил их в отдельную категорию, названную им категорией временной отнесенности. Исследования перечисленных выше ученых имели огромное значение, но в них не учитывается концепт процессуального признака, как важная часть механизма грамматикализации времени.

О проблеме номинации времени информирует часть статьи Е.Н. Ивашиной и Н.В. Руденко [13]. Они назвали важнейшую когнитивную метафору, использовавшуюся при концептуализации понятия времени (время, как циклическое движение (круг), путь, граница). Их исследование не выявляет когнитивное основание этой метафоры, а также не исследует механизмы когнитивной интеграции, ограничиваясь исследованием когнитивной метафоры. Сейчас лингвистам уже очевидно, что когнитивная метафора не является единственным механизмом концептуализации (из значительных механизмов концептуализации, кроме когнитивной метафоры, мы считаем особенно важными аналогию, грамматикализацию, концептуальную комбинацию и концептуализацию через решение абстрактных задач). Таким образом, проблема номинации времени не изучена в достаточной мере. Исследованием лингвистического аспекта пространства занимались Л. А. Журавлева [12], И. В. Пашкова [19] и Рейчел Саттон-Спенс, они информировали о геометрических метафорах. Изучением процессуального признака и глагола активно занимались Е. С. Кубрякова [16, 17, 18], Н. Н. Болдырев [5, 6], Е. В. Самылина [20] и Л. А. Фурс [23]. Механизмы номинации всесторонне исследованы в трудах Кубряковой [17, 18]. Г. В. Кретинина [15] информирует о возможностях использования пространственно-временного подхода к обучению иноязычной разговорной речи. Так как когнитивистика является междисциплинарной наукой, то представляется оправданным в настоящей работе обращение к данным философии, психологии и медицины. В философии проблеме времени посвящено множество трудов, для нашей работы оказались информативны труды И. Канта [14], Э. Гуссерля [37], М. Хайдеггера [34, 35] и В. В. Бибихина [4]. Кант выдвинул тезис об априорности пространства и времени. Хайдеггер охарактеризовал важность исследования вопроса о бытии. Гуссерль с феноменологических позиций исследовал бытие, как совокупность времени и пространства. Бибихин выявил, что определить «своё» время совсем не значит определить свои пространственно-временные физические координаты. Большое значение для нашей работы имели медицинские исследования слепых людей, проведенные учеными из «Сингха лаб» [50]. Для нашего исследования особенно информативна была монография А. Пайвио [45] о психологии памяти.

Цель настоящей работы – установить значение процессуального признака в моделях и механизмах номинации хронотопа. Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:

  1. Описать основные модели номинации пространства-времени

  2. Охарактеризовать основные модели концептуализации лексического аспекта категории пространства-времени.

  3. Описать специфику грамматикализации времени.

  4. Выявить когнитивное основание метафор «время-ценность» и «время-пространство».

  5. Обосновать существование концептуальной метафоры «мышление – путешествие».

  6. Подтвердить существование когнитивной метафоры «время-природные процессы», выявить её когнитивное основание.

  7. Охарактеризовать механизм концептуальной интеграции грамматических времен английского языка.

  8. Описать механизмы пространственно-временной ориентации, используя результаты исследования из предыдущих глав.

Предметом исследования является роль процессуального признака в наблюдении и концептуализации пространства-времени. Объектом исследования – лингвистический аспект категории пространства-времени.

В качестве материала исследования используется роман Резы Негерестани «Циклонопедия: Сложность анонимных текстов [51]. Эта книга – прекрасный пример современного английского языка. Она одновременно и литература ужасов, и фантастика, и произведение спекулятивной теологии, и политический самиздат, и философский гримуар. Циклонопедия – это теоретическая фантастика1 о Среднем Востоке, которая комбинирует различные способы оказывания психологического давления на читателя – от привычных приемов саспенса, в духе Э. А. По, до спекулятивно реалистических философских размышлений, коррелирующих не только с вымышленной реальностью художественного произведения, но и с настоящим миром. Эта книга очень своевременна, она рефлексирует на актуальные темы терроризма, утери традиционных ценностей, археологической пустоты исторической науки и теологии.

Автор Циклонопедии, Р. Негерестани, – доктор философских наук, преподаватель из университета Беркли, прославившийся своим блогом, в который он выкладывает спекулятивно реалистические статьи на самые разные темы от компьютерных игр до проблемы определения философии, и книгой, которую мы используем, как материал исследования в этой работе.

Методологической основой исследования явились идеи Кубряковой [16, 17, 18], связанные с осмыслением основных теоретических проблем изучения языка и его влияния на сознание, особенно её исследования в области когнитивного обоснования частей речи, тезис о том, что в основу глаголов лег концепт процессуального признака. Из зарубежных лингвистов наибольшее значение для нас имели теоритические разработки Д. Хофстеде [36], Лакоффа [41, 42, 43] (особенно близок нам его экспериенциалистский подход), Фоконье [28, 29, 30, 31], Р. Лангакера [44].

В работе были использованы следующие методы: метод теоретико-лингвистического анализа научных концепций для формирования понятийно-терминологического аппарата исследования и систематизации достижений когнитивной лингвистики; описательный метод – для описания семантических характеристик приведенных примеров; метод мысленного эксперимента – для теоретического доказательства «от противного».

Научная новизна исследования заключается в описании роли процессуального признака в процессе номинации пространства-времени; обосновании нескольких геометрических когнитивных метафор, объединенных концептом дороги; подтверждении когнитивной метафоры время – погода.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования могут найти применение в лекционных курсах в области лингвистики, когнитивистики, психологии, философии, культурологии, антропологии и методике преподавания английского языка в ВУЗе. В связи с той важной ролью, которая приходится на долю глагола в оформлении предложения, изучение развития и употребления видовременных форм имеет непосредственное значение, как для теории синтаксиса предложения, так и для практики преподавания английского языка.

Результаты исследования были представлены в виде доклада на студенческой научной конференции Гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург) 24 мая 2016 г.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список литературы содержит 52 наименования. Из них 27 из иностранной литературы. Общий объем работы составляет 51 страницу.