- •Глава I
- •Глава II
- •Закладка
- •Глава III трансфузионная терапия экстремальных состояний
- •Глава IV трансфузионная терапия острых заболевании органов брюшной полости
- •Глава V
- •Глава VI трансфузионная терапия при нарушении питания
- •Глава VII трансфузионная терапия при гнойных и септических заболеваниях
- •Глава VIII трансфузионная терапия острых нарушении гомеостаза
- •Глава IX
Глава II
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ТРАНСФУЗИОННОЙ ТЕРАПИИ
Показаниями к применению в хирургии средств трансфузионной терапии (консервированная кровь, ее компоненты и препараты, кровезаменители различного типа и др.) являются состояния, нуждающиеся в коррекции гиповолемии, реологических свойств крови, белкового, водно-солевого или транскапиллярного обмена, а также дезинтоксикации и т.п. Эти состояния могут быть вызваны различными обстоятельствами экстремального характера: травмой, кровопотерей, острым заболеванием. При данных состояниях проводится неотложная терапия, заключающаяся в восстановлении отдельных функций организма и нормализации гомеостаза в целом. Для этого необходимо вторжение во внутреннюю среду организма, что можно осуществить лишь с помощью средств трансфузионной терапии.
Каждое из применяемых средств лечения, будь то консервированная донорская кровь или приготовленные из нее препараты, полученные промышленным путем кровезаменителя или гемокорректоры, имеет определенную лечебную направленность. Выбор необходимого трансфузионного средства для введения в организм больного осуществляется на основании его механизма действия, способного корригировать нарушения того или иного параметра гомеостаза.
КОНСЕРВИРОВАННАЯ ДОНОРСКАЯ КРОВЬ
Еще недавно консервированная донорская кровь считалась единственным, наиболее эффективным и универсальным средством лечения. Ее широко использовали в борьбе с гиповолемическим состоянием, при нарушении белкового обмена различной этиологии, геморрагии и т.д. Это объяснялось отсутствием высокоэффективных компонентов и препаратов крови, а также различных кровезаменителей и гемокорректоров, как и недостаточным изучением механизма действия гемотрансфузии.
В настоящее время, когда современная производственная трансфузиология достигла больших успехов в создании и налаживании широкого выпуска высокоактивных препаратов гемодинамического, реологического, антианемического и гемостатического действия, а также активно корригирующих белковый и водно-солевой обмен, число показаний к применению консервированной донорской крови сократилось.
Вместе с тем консервированная донорская кровь сыграла исключительно важную роль в истории клинической трапсфузиологии. Она способствовала ее бурному развитию, как и развитию ряда новых направлений в хирургии - хирургии открытого сердца, крупных артериальных сосудов, трансплантации органов и т.д., а главное - внедрению в практику искусственного кровообращения. Консервированная донорская кровь, как известно, широко использовалась во время военных действии, особенно в годы Великой Отечественной войны. С ее помощью спасали жизнь раненым и больным, и она считалась единственно эффективным средством при лечении военной травмы травматического шока и острой кровопотери.
Однако гемотрансфузии представляют определенный риск. Немало осложнений возникает после тяжелых оперативных вмешательств в результате неумелого или неправильного использования консервированной донорской крови. Известны случаи, когда подбор донорской крови крайне затруднен из-за наличия в крови реципиента невыявленных антител. Иногда массивные гемотрансфузии вызывают тяжелые осложнения, связанные с секвестрацией и депонированием перелитой крови (синдром гомологической крови), инфицированном больного вирусом гепатита В и др.
Следует подчеркнуть, что при каждом переливании крови действует определенный фактор риска: 1) иммунологический фактор (специфический и неспецифический); 2) инфекционный фактор (гепатит В, сифилис, малярия и др.); 3) метаболический фактор (ацидоз, нитратная калиевая и аммиачная интоксикация, гемолиз); 4) микросгустки; 5) холодовый агент; 6) ошибки и нарушения техники.
В свете сказанного можно согласиться с авторами [Вагнер Б.А., Тавровский В.М., 1977], которые считают, что достоинства консервированной донорской крови часто преувеличивают, а недостатки далеко не всегда принимают в расчет.
Изучение всех сторон влияния на организм реципиента гемотрансфузии заставляет еще раз внимательно и глубоко вникнуть в механизм действия перелитой крови. Это необходимо для того, чтобы найти для гемотрансфузии четкое место в комплексе инфузионной терапии экстремальных состояний. Переливание консервированной донорской крови должно осуществляться по исключительно строгим и ясно обоснованным показаниям.
Нельзя забывать, что консервирование и хранение значительно изменяют свойства крови. Консервированная донорская кровь, помещенная в рефрижератор при температуре 4°С, с первых же минут подвергается биохимическим изменениям. В условиях кислой среды (нитратная кровь) уже через 15—20 мин образуются микросгустки размером 15—100 мкм. Микросгустки включают в себя клетки крови, подвергшиеся лизису (эритроциты, лейкоциты), что может быть связано с их возрастными особенностями (молодые или старые); они содержат фибрин, детрит и др. Число микросгустков с каждым днем растет (рис. 6), достигая к 3-м суткам 30 000, а к 21-м суткам — 100 000 в 1 мм3 [Карташевский Н.Г., Румянцев В. В., 1968]. При переливании длительно хранившейся консервированной крови часть микросгустков задерживается в фильтре системы для переливания крови, а остальные, более мелкие, оседают в легочных капиллярах, где со временем подвергаются резорбции ретикулоэндотелиальной системой.
Кроме того, в процессе хранения цитратной крови в ее плазменной части накапливается калий, который выходит из клеток крови. Появляются также аммиак и другие продукты метаболизма, обладающие токсическими свойствами (рис. 7).
В процессе хранения наступают весьма серьезные изменения кислородно-транспортной функции донорской крови. В этом отношении определенный интерес представляет сравнительная оценка кислородно-транспортной функции одного и того же объема крови, когда он находится еще в организме донора, затем во флаконе (по дням хранения) и в конечном счете в организме реципиента.
Простые расчеты показывают, что 1 л цельной консервированной крови содержит в действительности самой крови лишь 0,8 л, а недостающие 0,2 л приходятся на консервирующий раствор (цитрат натрия). В результате гематокрит переливаемой больному крови составляет не 0,40, а лишь 0,32 л/л. Соответственно этому содержание гемоглобина в консервированной крови снижается со 150 до120 г/л. Кислородная емкость переливаемой консервированной крови составляет не 20, а только 16% по объему.
Рис. 7. Содержание свободного гемоглобина, калия и аммиака в плазме консервированной крови по дням хранения.
Известно, что к 3-му дню хранения консервированной крови концентрация в ней фосфорных фракций гемоглобина, от которых зависит отдача кислорода тканям, заметно снижается. Так, содержание в гемоглобине такого важного вещества, как 2,3-ДФГ, ответственного за кислородно-транспортную функцию крови, уменьшается на 50% (рис. 8). Следовательно, утилизация кислорода тканями реципиента из перелитой крови 3 дней хранения составит не 5, а лишь 2—3% по объему.
Для того чтобы вычислить, какое количество кислорода из перелитой консервированной крови донора утилизируется в организме реципиента, необходимо учесть одно весьма важное обстоятельство: перелитая консервированная донорская кровь в организме реципиента сразу после вливания в объеме до 25% подвергается секвестрации и депонированию. Следовательно, 1/4 часть общей кислородной емкости перелитой донорской крови не может быть реализована.
К сказанному следует добавить, что в процессе хранения крови в ней снижается концентрация не только 2,3-ДФГ, но и адезинтрифосфата (АТФ), от которого зависит эластичность мембраны эритроцитов. В результате снижения концентрации АТФ эритроциты теряют способность проникать в узкий просвет капилляров, диаметр которых в 2—3 раза меньше диаметра клеток. Происходит шунтирование эритроцитов через прекапиллярные анастомозы, и кислородно-транспортная функция крови еще более снижается.
Рис. 8. Содержание 2,3-ДФГ в эритроцитах консервированной крови по дням хрипения [Miller К. D. и др., 1970]
Несмотря на теневые стороны такого лечения, необходимо помнить, что консервированная донорская кровь — пока единственное средство, обладающее способностью транспортировать в организме реципиента кислород и освобождать его от углекислоты. Только донорские эритроциты способны компенсировать в организме больного анемию и ликвидировать анемическую (гемическую) гипоксию. Именно это, ничем другим не заменимое свойство консервированной донорской крови является основным и главным показанием к ее применению. Частично утерянные консервированной кровью в процессе ее хранения свойства — переносить и отдавать тканям кислород — восстанавливаются в течение суточной циркуляции в организме реципиента.
Из всего изложенного следует, что для купирования анемии при показателях гемоглобина в пределах 100—80 г/л и гематокрите 0,30—0,25 л/л необходимо использовать консервированную кровь не более 3 сут хранения. При более высоких показателях гемоглобина и гематокрита, т.е. когда анемия выражена незначительно, вполне приемлемо применение крови более длительных сроков хранения.
Показания к переливанию цельной донорской крови при гипопротеинемии, как и при геморрагическом диатезе, относительны, так как в настоящее время имеются специальные препараты крови, обладающие направленным действием и потому более эффективные. Использование же цельной крови для купирования этих состояний приводит к массивным гемотрансфузиям, небезопасным в отношении развития ряда осложнений.
Применение цельной консервированной крови должно уступить место компонентной терапии, т.е. широкому использованию компонентов и препаратов крови.
КОМПОНЕНТЫ КРОВИ
Эритроцитная масса (взвесь). Эритроцитная масса представляет собой основной компонент цельной крови, который остается после отделения плазмы. Ее лечебная эффективность определяется кислородно-транспортной функцией эритроцитов. Они содержат также некоторые гемостатические факторы и участвуют в процессе свертывания крови.
Осаждение эритроцитов из цельной консервированной крови осуществляется двумя путями — отстаиванием или центрифугированием. Процесс отстаивания занимает не менее суток. Его можно ускорить добавлением в кровь раствора желатина, Сахаров (сахароза, глюкоза), декстрана и др.
Более быстрым и эффективным является метод центрифугирования цельной крови в течение 30 мин при скорости 2500 об/мин. Но при использовании этого метода гибнет большое число тромбоцитов.
При разделении цельной крови на эритроцитную массу и плазму гематокрит составляет 0,60—0,70 л/л. Значительное число лейкоцитов и тромбоцитов остается в составе эритроцитной массы. Для приготовления ареактивного, т.е. не содержащего лейкоцитов и тромбоцитов, трансфузионного средства для больных, в плазме крови которых имеются антилейкоцитарные и антитромбоцитарные антитела или сенсибилизация к плазменным белкам, эритроцитную массу подвергают отмыванию. Его осуществляют путем многократной (3—5 раз) седиментации специальными осаждающими растворами или центрифугирования в присутствии этих растворов. В результате эритроцитная масса максимально освобождается от иммуноагрессивных элементов плазмы.
Эритроцитную взвесь получают при разведении эритроцитной массы плазмозамещающим раствором, в частности глюкозосахарным раствором ЦОЛИПК-8. Значение гематокрита приближается к таковому цельной крови.
Эритроцитную массу (взвесь), как и цельную кровь, хранят при температуре 4°С в течение 2—3 нед. Однако клинически эффективной она может быть лишь при условии использования ее в течение 3—5 сут, когда в определенной мере еще сохранена кислородно-транспортная функция эритроцитов.
Надежным методом хранения эритроцитов, позволяющим длительное время (8—10 лет) сохранять их жизнеспособность, является замораживание эритроцитов. Замораживать эритроциты можно сравнительно медленно (в течение нескольких часов) в низкотемпературных электрохолодильниках при —70 или — 80°С, а также ультра быстро (в течение 2 мин) с использованием относительно малых концентраций глицерина, ограждающего клетки от гибели. Применение при медленном замораживании 30—40% раствора глицерина требует весьма сложной методики его отмывания или, вернее, вымывания из клеток крови, в связи с чем данный метод имеет меньшее распространение. Более распространен метод ультрабыстрого замораживания с использованием 15% раствора глицерина, сравнительно легко подвергающегося вымыванию из эритроцитов путем центрифугирования. Однако для осуществления этого метода необходим жидкий азот, обеспечивающий температуру — 196°С. Ограждающее действие глицерина заключается в предотвращении образования внутри клеток кристаллов льда, разрывающих мембрану эритроцитов.
Оттаивание эритроцитов, их размораживание осуществляют в водяной бане при температуре 45°С, куда опускают алюминиевые контейнеры (вместимостью 250 мл), в которых осуществляли замораживание. После размораживания и отмывания от ограждающего раствора эритроциты можно хранить при температуре 4°С не более суток. В отличие от отмытых нативных эритроцитов отмытые после размораживания не содержат иммунокомпетентных клеток крови — лейкоцитов и тромбоцитов.
