Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОЗНАНИЕ конспект.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
51.92 Кб
Скачать

Соотношение познания и понимания

Изучая этот вопрос, следует иметь в виду, что познание — это сложный и многогранный процесс, который, кроме чувственного и рационального, включает в себя многие другие стороны. К их чис­лу, в частности, относятся воображение, фантазия, интуиция и др.

Важным средством постижения действительности (особенно в гуманитарных науках) является понимание.

Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, культур и.т.п. Оно всегда происходит в условиях общения людей и осуществляется в "стихии языка". Таким образом, понимание неотдели­мо от самопонимания и тесно связано с объяснением, т. е. подведе­нием изучаемого явления под закон и причинность.

Понимание есть способность осмыслять, постигать содер­жание, смысл, значение чего-либо.

Проблема интуитивного познания

Интуиция это способность постижения истины без раз­вернутого логического обоснования, в ее непосредственности, как единства чувственного и рационального.

Интуиция — это своеобразный тип мышления, особый вид свя­зи между функциональными структурами мозга, когда отдельные этапы развертывания мысли отчетливо не осознаются, но предель­но ясно усматривается итог мысли — истина.

Под интуицией древние мыслители понимали непосредствен­ное усмотрение (в буквальном смысле слов) реально существую­щего положения вещей. Такого рода знание получило впоследствии наименование чувственной интуиции. В учениях Платона и Арис­тотеля была отвергнута чувственная природа интуитивного по­знания, и интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления.

Поскольку нас интересуют особенности интуитивного позна­ния, рассмотрим характерные черты научной интуиции:

1. Невозможность получения искомого результата посредством рационального познания (прямого логического вывода).

2. Невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

3. Безотчетная уверенность в абсолютной истинности резуль­тата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).

4. Внезапность и неожиданность полученного результата.

5. Непосредственная очевидность результата.

6. Неосознанность механизмов творческого акта, путей и мето­дов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к го­товому результату.

7. Необычайная легкость, простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

Проблема места интуиции в научном познании продолжает ин­тересовать просвещенное человечество и до сих пор не утратила своей актуальности.

Природа истины

Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это воспроизведение объекта в человеческом сознании так, как он существует сам по себе, вне зависимости от че­ловека и его сознания.

Целью познавательных усилий является достижение истины. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к взгля­дам мыслителей древности, в частности к Аристотелю. Платон воспринимал истину как вечно неизменное, абсолютное свойство идеальных объектов. В соответствии с подходом И. Канта исти­на — это "согласие мышления с самим собой". По Г. Гегелю, исти­на есть процесс развития знания, в котором достигается соответ­ствие понятия предмету мысли.

Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. "Слово — истина — в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету",— писал французский философ Р. Декарт. Философы-эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки — чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль. Для рационалистов критерием истины является разум. За ис­тинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения.

В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возмож­ность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицающие эту возможность, которые получили на­звание агностики (в переводе с греческого агностицизм — недо­ступный познанию).

В марксистской философии истина определяется как соответ­ствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от за­блуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответ­ствует действительности.

Марксистская философия утверждает, что любая истина объек­тивна. Термин "объективность" означает независимость от созна­ния субъекта. Однако необходимо иметь в виду, что таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы, но истинными или лож­ными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив­ность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной дейстительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективации во внеш­нем мире, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию. Таким образом, значение объек­тивной истины имеют все достоверные знания людей, все положе­ния науки, в которых отражается объективная действительность.

Некоторые философы исходят из того, что любые знания субъективны, т. е. зависят от познающего субъекта. В таком случае ни о какой объективной истине не может быть и речи, и вслед за древнегреческим мыслителем Протагором мы можем сказать: "Что каждому кажется, то и достоверно". Критику такого взгляда дал Ари­стотель: если прав Протагор, значит, "что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо, и хорошо, что другие противоле­жащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним ка­жется прекрасным одно, а другим — противоположное". Но "при­давать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом лю­дей нелепо; ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны".

Развивая в дальнейшем взгляды Аристотеля, многие философы пришли к выводу о существовании объективной истины, не­зависимой от восприятия людей, их пристрастий и интересов.

В любых знаниях, несомненно, присутствует субъективное, свя­занное с особенностями органов чувств, нервной системы, де­ятельности головного мозга, с нашими способностями, интереса­ми, отношением к миру.

Может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком, полностью? Иными словами, достижима ли абсолютная истина!

Абсолютная истина это несомненное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание. Знание предполагает активную ра­боту мысли, а думать — значит сомневаться. Таким образом, пре­тензия на абсолютное знание противоречит установке на критич­ность — необходимой черте научного познания.

Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не мо­жет быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. С од­ной стороны, абсолютная истина недостижима, поскольку мир бес­конечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым чело­век может располагать в какой-то конечный момент времени, то, бесспорно, такая абсолютная истина недостижима. Но из утвер­ждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. В теории познания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не считать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать кон­кретно, как из незнания появляется знание, каким образом неис­тинное, неполное знание становится более полным и более точ­ным.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремится наше знание. Но формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих форму­лах, высказываниях, теориях, развитие познания, с этой точки зре­ния, можно представить как длительный, непрекращающийся про­цесс движения относительных истин, который приводит к накоп­лению и обогащению человеческого знания. Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и оп­ределяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента. В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, не­вечные. Но по мере накопления знаний одни относительные исти­ны заменяются другими, более полными и глубокими.

Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никог­да не может завершиться.