Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистовой для портала.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
239.07 Кб
Скачать

4. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Вопросы о предпосылках и обстоятельствах политогенеза у восточных славян остаются дискуссионными. Даже вопрос о прародине, происхождении и расселении славян вызывает немало споров и нет какого-либо окончательного решения. Часть исследователей придерживается Дунайской концепции, в согласии с которой изначальной территорией расположения древних славян выступало Среднее Подунавье, иные видят прародину славян на пространстве, ограниченном р. Вислой – на западе, верховьями Днестра – на юге и востоке и Припятью на севере, или же междуречье Вислы и Одера. Возможен и другой, своего рода компромиссный вариант - концепция нескольких прародин славян. Меньше споров вызывает вопрос об обстоятельствах разделения славянского мира VII в. н.э., в ходе которого выделились западные, южные и восточные славяне. Однако и появление восточных славян, послуживших в дальнейшем первоосновой русской национальности, также таит немало недомолвок. И в том нет ничего удивительного, т.к. письменных источников о славянах той эпохи совсем немного и, как правило, они немногословны. Так, первые достоверные письменные упоминания о славянах византийских авторов (Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) относятся лишь к VI веку. В то же время археологические данные не позволяют воссоздать целостную картину протекавших тогда процессов.

По совокупности редких письменных источников и археологических данных можно с уверенностью сказать этнические трансформации славянского мира были тесно связаны с общими ходом миграционных процессов в Европе, а выделение восточных славян было во многом определено Великим переселением народов. Пути западноевропейского и славянского политогенеза, в частности, развития протогосударственных структур у восточных славян также тесно сопряжены. Вместе с тем, постепенное становление государственных структур у восточных славян в VI-IX веках носило естественный, вполне закономерный характер и протекало в общем русле политогенеза у иных народов европейского региона, хотя и со своими нюансами. Особенности эти предопределены природно-климатическими параметрами территорий восточных славян, спецификой сельскохозяйственных практик, отсутствием исходного цивилизационного фундамента и периферийным положением – удаленностью от ключевых цивилизационных центров того времени. Здесь не стоит забывать и о влиянии кочевого фактора, скандинавского давления (тех же варягов), восточно-римской традиции в лице Византии.

5. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности в XI–XII вв.

Об особенностях, подчас принципиальных и определяющих особенностях восточнаславянской а затем и русской культуры, написано не мало. К этой теме подходить следует с известной осторожностью, но в любом случае сравнений социально-экономического строя Древней Руси и государств Западной Европы или же восточных цивилизаций не избежать. Как минимум, останавливаясь на вопросах о специфике социально-политического развития Древнерусского государства (образовалось согласно летописной традиции в 862 году с призванием варяжского отряда Рюрика) – Киевской Руси (условной датой объединения Северного и Южного центров русских земель со столицей в Киеве считают – 882 год) следует указать на «бессинтезный» (слабая роль древнеримской традиции) вариант феодализма на Руси, многоукладность её экономических оснований и замедленность формирования частной собственности на землю, сохранение массива государственных земель, устойчивость крестьянской общины, т.е. всё то, что и предопределило оригинальный путь Древнерусского государства.

Однозначного ответа на вопрос о природе социального строя в Древней Руси нет, да и вряд ли он возможен. Одни историки фиксируют рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют древнерусское общество как переходное и доклассовое, в котором существовало сразу несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Основная часть современных исследователей сходится на том, что в рамках Древней Руси ещё шел процесс зарождения раннефеодального общества, тем не менее, значительно отличающегося от феодализма Западной Европы. В любом случае, к середине IX века на различных территориях восточных славян (в первую очередь, среднем поднепровье и прибалтийском регионе) сложились все необходимые предпосылки для формирования древнерусского государства. Тогда как о развитии в Древней Руси раннефеодальных отношений можно с уверенностью говорить, начиная с XI века.

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя. Однако большинство историков определяют Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским – законодателем, верховным судьей и распределителем дани (ежегодный объезд князем подвластных территорий с целью сбора дани назывался полюдьем). Особенностью такого устройства являлось сохранение элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи «военной демократии» и ограничивавших княжескую власть. Согласно господствующим вечевым представлениям той эпохи, князь имел власть преимущественно как представитель всего рода, что предопределило родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси. Важную роль в укреплении и дальнейшем развитии русской государственности и в целом восточнославянской культуры сыграло принятие Русью православия (988 год). Собственно, раннефеодальный характер социально-правовой системы на Руси закрепил и первый, дошедший до нас, писанный древнерусский свод законов - «Русская правда», принятая Ярославом Владимировичем (1016).