Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ист иск.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
74.99 Кб
Скачать

Развитие лирической и эпической концепции в пейзажной живописи передвижников

Пейзаж как жанр демократического реализма требовал нового осмысления под углом зрения представлений о красоте родной природы, присущих современным передовым художественным воззрениям, требовал своих, особых исканий помимо того общего, помимо тех творческих открытий, которые содержались и осваивались в произведениях предшественников передвижников и связывали их исторической преемственностью с пейзажистами 60-80-х годов.

В изучение русской природы будущие передвижники вкладывали столько же искреннего пыла и горения, сколько их друзья бытописатели - в изучение народных типов. Пример тому - творческий путь Саврасова, его товарищей и учеников. Впрочем, и для бытописателей изображение русского пейзажа не было чуждым. Пейзажные фоны Перова, Прянишникова и многих других внесли заметный вклад в эту область живописи. В сфере пейзажа так же остро стоял вопрос об умении не только передавать своеобразие данного ландшафта как особого, но и видеть в нем типические черты русской природы.

Многоплановость исканий и решений была часто связана для художника с захватывающей радостью первооткрывателей. Были "открыты" и воспеты как явления прекрасного и русские равнины и дремучие боры, по которым неутомимо шагал "лесовик" Шишкин. Поэтическими открытиями становились и изображения отдельных пород деревьев - берез, елей, могучих дубов и сосен. Все эти "открытия" вызывали в памяти образы народной поэзии и образы, созданные Кольцовым и Некрасовым, особенно поэтично воспевшим русскую зиму. Природа представала в полотнах передвижников не как прекрасное зрелище, способное лишь восхищать и поражать зрение, что было характерным для пейзажа академического. Напротив, они выражали непосредственное ощущение природы, тесного органического единения с ней. Природа становится как бы соучастником жизни человека, отзывчивой к его нуждам и заботам. Важнейшим завоеванием пейзажной живописи 70-х годов было создание образов природы, выражающих глубокие чувства и настроения человека, его психологическое состояние. Изображение деревень, сельских околиц и дорог тесно переплеталось с представлением о жизни крестьян, о народном горе и нищете. Вместе с тем уже на данном этапе своего развития пейзажная живопись открывала прямые пути для воплощения возвышенной любви к родине, патриотических, гражданственных чувств, которые были органически присущи всему демократическому русскому искусству.

Для выражения нового восприятия и понимания природы пейзажная живопись нуждалась в такой же глубокой внутренней перестройке, какая происходила в области бытописания. Приемы классицизма, с их строго статичной, незыблемой распланировкой масс, кулисным построением и членением пространства на планы, не отвечали задачам передвижнического пейзажа. Надо было найти такие приемы, которые создавали бы ощущение естественного бытия природы - природы, постоянно изменяющейся и обновляющейся, увиденной в разные времена года, в разное время суток. Природа предстает в полотнах передвижников как развивающееся перед глазами зрителя явление, вызывающее у него ассоциации.

Перестройка пейзажной живописи совершалась, с одной стороны, на основе использования ценного опыта прошлого, с другой - в борьбе против классицистической концепции, против перерождающихся в академическом духе романтических традиций, еще заметных в раннем творчестве передвижников старших поколений.

Саврасов представляет в Товариществе лирическую линию развития пейзажа. Впоследствии Поленов и Левитан, особенно Левитан, сознавали себя его последователями и продолжателями.

Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова. Но и в этот период Саврасов создает произведения, которые предвещают в нем художника-реалиста, тонкого, лирического поэта русской природы. Так, в картине "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, ГТГ), за которую Саврасов получил звание академика, проявляются реалистические черты, стремление избежать поверхностных эффектов, поиски тонких тональных решений.

Пейзаж "Грачи прилетели" (1871, ГТГ) был написан в обстановке творческого подъема всего коллектива московских мастеров, которые поставили перед собой задачу создать реалистические образы родного края, отразить его своеобразную красоту. Однако сюжет саврасовского полотна характерен не только для московских пейзажистов, но и для всей пейзажной живописи 70-х годов. Перед нами окраина села, церквушка, стайка берез. Подписью "Молвитино" утверждается конкретность избранного художником мотива. Подобные подписи часто встречались в пейзажах этого периода и у самого Саврасова и у его сотоварищей. Глубоко типичный, этот мотив как бы приближен здесь к зрителю, показан с той конкретностью, которая дается художнику лишь в результате глубокого изучения и знания природы.

"Грачам" свойственна особая, задушевная повествовательность. Вступая в мир этой картины, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, и там, за изгородью, перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля, высокое небо. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картине с эпическим простором далевого вида. Это созвучие интимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова, присуще его произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер.

При первом взгляде на картину кажется, что перед нами кусок живой природы, - настолько просто и естественно, с такой неповторимой прелестью написана группа тонких деревьев, отягощенных грачиными гнездами, легкие весенние тени на снегу. Это ощущение создается, однако, не бросающейся в глаза тонкой ритмической организацией пространства, которая, последовательно ведя взгляд зрителя от передних планов в глубину, служит в то же время задачам рассказа, повествования.

Большую роль в создании поэтического образа ранней весны играет в этой картине, как и в других произведениях Саврасова, изображение деревьев.

В зрелые годы Саврасов отходит от своего первоначального пристрастия к изображению огромных деревьев с многолиственной, широкой кроной - пристрастия, навеянного академической романтической традицией. Он особенно остро ощущает своеобразие ранней весны, когда деревья еще оголены; осень и зима содержат для него также много чарующе-притягательного. Поэтому излюбленным для художника остается мотив обнаженных стволов и сучьев, их изгибы и переплетения. Тоненькая сетка ветвей, прозрачная и легкая на фоне голубого неба, в "Грачах" говорит о готовящемся весеннем обновлении природы. Доминирующее в картине лирическое настроение преображает и придает особую поэтичность, казалось бы, простому, неприхотливому мотиву.

Творчество Шишкина достигает расцвета в 80-е годы, когда были созданы наиболее известные его произведения. В это время окончательно складывается творческий метод художника, в основе которого лежит неизменное требование следовать натуре, неустанно ее изучать. «...Вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии», - считал Шишкин. Некоторым отступлением от этого является картина «Среди долины ровныя...» (1883. По-видимому, художник и в этом случае исходил из натуры, найдя в ней мотив, поразивший его близостью к начальным словам ставшего народной песнью стихотворения Мерзлякова; но он стремился к созданию определенного образа и запечатлел увиденное на полотне в претворенном виде, все подчинив пафосу пространства. Это, несомненно, одно из выдающихся и оригинальных произведений Шишкина, исполненное с большим профессиональным мастерством, но силу его эстетического воздействия несколько снижает умозрительный, надуманный подход к образному решению, чуждый натуре художника. Недаром все в его полотне кажется изображенным чуть ли не с птичьего полета. Несмотря на эпический образ природы, ставший столь характерным для творчества Шишкина, картина «Среди долины ровныя...» стоит особняком среди его произведений.

Прославление могучих сил русской земли, глубокое чувство восхищения ее красотой выражены в полотне «Дубовая роща» (1887). Художник сделал целый ряд предварительных этюдов, прежде чем добился такого убедительного собирательного образа.

Громадные деревья взяты крупным планом. Срезая рамой вершины, Шишкин приближает дубы к зрителю, они словно вырастают под его взглядом. Художник внимательно изображает морщинистую кору, корявые ветви, зеленую листву, отбрасывающую легкую тень на освещенные стволы, небольшую лужицу справа, уходящую в глубину рощи полянку. Но при всей выписанности деталей он не утрачивает цельности общего впечатления и, используя игру светотени, рельефно выделив основную группу деревьев, объединяет ее с разросшейся вокруг рощей. Все передано в полнокровной реалистической манере.

Шишкину, поэту хвойного леса и дубовых рощ, не были чужды и лирические сюжетные мотивы. В 80-х годах он пишет такие тонкие по живописи пейзажи, как «Туманное утро» (1885, Горьковский государственный художественный музей), «Заросший пруд у опушки леса» (1883, ГТГ), «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ).

Последнее произведение - яркое доказательство большого живописного мастерства Шишкина. Великолепно передает он освещенные солнцем медно-красные стволы сосен, покрытые снизу зеленоватым мхом, густые фиолетовые тени, отбрасываемые ими на траву, скользящие по поляне прозрачные полутени, уходящие в глубину пространства. Все пронизано светом, окутано воздухом, словно пахнущим смолистой хвоей. Эта небольшая, этюдного характера вещь - подлинный шедевр великого пейзажиста.

Одно из лучших произведений Шишкина - картина «Лесные дали» (1884, ГТГ). Написанная с горы, она воссоздает в широком панорамном охвате суровые северные леса, постепенно уходящие в туманную даль. Виднеющееся у горизонта светлое пятно излучины реки или озера еще более содействует ощущению безграничного пространства. Сгущающаяся в глубине картины голубоватая дымка не только создает воздушную перспективу, но и способствует единству колорита.

При всей оригинальности дарования Шишкина эволюция его творчества показательна для общего развития русского пейзажа. Вначале художник испытывает некоторое воздействие романтизма, которое сказывается в самых ранних вещах. Затем переходит к тщательному изучению природы, следствием чего была подробная детализация. На следующем этапе, сохраняя точность в воспроизведении деталей, Шишкин стремится к созданию собирательных эпических образов природы. Его увлекает передача широкого пространства и яркого солнечного света. Соответственно усложняется и обогащается колорит произведений, строящийся на сочетании звучных и чистых красок, часто с применением дополнительных тонов. Позже, исследуя соотношения цвета и света, он строит колорит ряда картин на тонких нюансах близких тонов, одновременно используя выразительность фактуры. Живопись его достигает большой свободы и мастерства.