Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы История России 17в..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
91.05 Кб
Скачать
  1. Системный кризис 70-80х годов 16 века (династический, экономический, социальный и духовный)

Можно выделить следующие элементы системного кризиса, который произошел в 70-80-е гг. 16 в.: династический, экономически, социальный и духовный.

Проблема династии заключалась в том, что Иван IV четко распределил власть между своими сыновьями: Иваном и Федором. Львиную долю получил Иван, который был женат на Елене Шереметьевой. Федора женили на сестре Бориса Годунова Ирине. В этом браке не было детей.

Но ситуация изменилась, когда умер Иван Иванович. Есть две версии того, как он умер. По первой версии, Иван Грозный застал сноху - царевну Елену - в одной рубахе на лавке, в жарко натопленной комнате. По тем временам это считалось недопустимым. Елена была беременна, но царь не ведал жалости. Он прибил сноху. От страха и побоев у царевны случился выкидыш. Иван Иванович пытался защитить жену, он схватил отца за руки, тогда тот прибил и его. По второй версии Иван IV ударил посохом Ивана Ивановича, когда он читал письмо посла.

Ситуация была катастрофической: Федор был бездетный и слаб здоровьем, а сын Ивана IV от Нагой был мал. Иван просил Федора развестись, но тот отказался. Со смертью Федора Ивановича династия была прервана, а династический кризис еще больше усилился. Не помогло и избрание Земским собором в 1598 г. Бориса Годунова на царствование.

Экономический кризис, прежде всего, связан с последствиями Ливонской войны и опричнины. Экономический кризис стимулировал социальную напряженность в низах. Социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, возросшая роль которого мало соответствовала его положению.

Ну и наконец, в годы царствования Ивана Грозного были расшатаны, по определению Ключевского, «духовные скрепы общества» - нравственные и религиозные чувства. Казни без суда, опал возвели насилие и произвол в норму. С кризисом духовности тесно связан кризис социально психологического характера.

  1. Ликвидация последствий опричнины. Начало законодательного оформления крепостного права.

На 80-90 г.г. XVI в. приходится составление писцовых книг. Все население было включено в специальные книги, и появилась возможность устанавливать, кому из феодалов принадлежит крестьянин. Псицы осуществляли сыск беглых тяглецов и предпринимали попытки вернуть их на свой места. Иван IV вводит указ (1581г.), которым впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход даже в Юрьев день.

1581 г. уже был «заповедным годом», между тем как в 1580 г. и до него крестьяне еще уходили от своих господ по Судебнику.

В 1597 г. «заповедные лета» были дополнены введением пятилетних урочных лет. Именно за этот урочный срок землевладелец должен был сыскать своих беглых или вывезенных крестьян. В противном случае он утрачивал на них права. Сами урочные лета, по всей видимости, первоначально имели значение чисто «техническое» — они должны были стимулировать под угрозой утраты владельческих прав помещика к поиску беглого крестьянина-тяглеца.

Крепостное законодательство этого периода — важный этап в развитии крепостничества и крепостного права. Мы видим, насколько далеко общество продвинулось по этому пути. Земледелец уже не мыслится вне рамок феодальной зависимости. Заповедь, прикрепляющая его к земле, носит всеобщий характер. Даже «выживая» урочные лета — свою зависимость от старого помещика, — беглый одновременно закреплялся за новым.

В опричнину была взята тысяча служилых людей (к концу опричнины число опричников выросло примерно до 6 тыс.). Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшийся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV взял в опричнину.

Опричное руководство по своему социальному составу почти не отличалось от старого Государева двора. Там было много князей, отпрысков старых боярских родов, существовало и местничество. Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и самодержавие, и его деспотические черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью.

Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. Ведь выселение земских из опричных уездов фактически осталось на бумаге, а ссылка под Казань князей ряда родов (Ярославских, Ростовских, Стародубских) закончилась через год их амнистией и возвращением вотчин. В результате опал и казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Крупное феодальное, в том числе княжеское, землевладение пережило опричнину.

Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу: он стремился лишь к усилению своей личной власти. Первым из этих пережитков была относительная самостоятельность церкви, которая выступала еще как союзница, а не простой придаток царской власти.

В 1597 г. ограничены были права и другой группы феодально-зависимого населения — кабальных холопов. Отныне они не получали освобождения даже после уплаты долга и оставались в холопстве до смерти владельца. Служившие по вольному найму, добровольные холопы, после полугода службы тоже превращались в холопов и уже не могли в одностороннем порядке разорвать зависимость.