Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5-t.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
543.23 Кб
Скачать

(13) С чего начинается фашизм (ультра-национализм)?

Таким образом, структурирование производственной сферы (на основе представленной выше модели) будет играть роль головного звена в общей задаче структурирования жизни всего общественного организма. Общий вывод: неструктурированность – вот основной первичный диагноз, который должен быть поставлен обществу в его нынешнем состоянии. Удивительно, что к такой простой формулировке: «построение структурированного общества» сводится, в конечном счёте, все многообразие проблем современного цивилизованного общества.

Альтернативой этой задаче структурирования может быть только ускоренный рост хаоса. Однако хаос в условиях 20-го и 21-го веков таит в себе новую опасность. Об этом необходимо сказать особо. В прежние века элементы хаоса были терпимым и исторически необходимым явлением: стихии рынка, конкуренции, бесплановое хозяйство и прочие черты, характеризующие «броуновское движение» экономической и социальной жизни48. Но было бы ошибкой автоматически переносить эти принципы в наше время. Так как похоже, что в 20 и 21-ом веке ситуация в корне меняется и социально-экономическое «броуновское движение» вступает в противоречие, конфликт с веком.

И несовместимость его проявляется в том, что подобное хаотическое поведение становится чревато великим злом фашизма (ультра-национализма). Роковая болезнь, «чума 20-го века» является реакцией на внутренний хаос, на неспособность иных режимов противостоять нарастанию хаоса, который, таким образом, оказывается более глубинной болезнью.

В 20 веке впервые возникает новый феномен «человека массы» (или «массового человека»), когда на политическую арену выходят большие неупорядоченные, неорганизованные, «неприкаянные» массы людей (мы бы сказали, неструктурированные массы). //Примечание 9. Это было связано, в первую очередь, с тем, что происходило массовое разорение сельских жителей и их перемещение в города. А ранее в сельской местности эти массы были структурированы естественным образом по территориальному (земельному) признаку.// И опыт 20-го века показал, что управлять такими неструктурированными массами иногда удаётся только фашистскими методами «наведения порядка». Романо Гвардини49 (католический священник) наиболее подробно описал феномен «человека массы» и прочувствовал его связь с фашизмом, опираясь на известную концепцию «восстания масс»50, связанную с трудами Х.Ортеги-и-Гассета и Ф.Ницше.

В 20 и 21-ом веке открываются ранее невиданные возможности для широких связей больших масс людей. В результате возникает принципиально новая ситуация, когда «дальний» в действительности должен быть «ближним», а «ближний», наоборот, «дальним». Это, другими словами, есть требование новой структуры людских массовых связей. Теперь становится понятным, что в действительности означает загадочная «любовь к дальнему» Фридриха Ницше, которая ассоциируется с недоверием, нелюбовью и нетерпимостью к ближнему, поскольку была осознано выдвинута как антитеза христианской «любви к ближнему»51. В свете сказанного выше это порождает особую почву, притягивающую, провоцирующую фашистский вирус и автором её является человек, которому приписывают именно «предчувствие» фашизма.