- •Кваліфікаційна робота
- •Раздел 1. Христианская аскетика в социо-культурном
- •Введение
- •Раздел 1 Христианская аскетика в социо-культурном пространстве
- •Аскетика как смысло-жизненная интенция
- •Исихазм как аскетическая константа в православии
- •Раздел 2 Основные формы аскетической практики в Киево-Печерской традиции
- •2.1. Затворничество
- •2.2. Юродство
- •2.3. Борьба с бесами и страстями
- •Список литературы
ХАРКІВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ КУЛЬТУРИ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГІЇ
Кафедра культурології та медіа-комунікацій
Кваліфікаційна робота
на здобуття ступеня бакалавра
на тему: «Християнська аскетична культура в Києво-Печерському Патерику»
Виконав: студент 4 курсу
Денної форми навчання
Напрям підготовки 6.020101- культурологія
Малішевський В.І.
Керівник: доктор філософських наук, професор
Панков Г.Д.
Рецензент:
Харків 2017
ПЛАН
Ведение……………………………………………………………………..с.3
Раздел 1. Христианская аскетика в социо-культурном
пространстве…………………………………………………………………....с.11
1.1. Аскетика как смысло-жизненная интенция……………………..….с.11
1.2. Исихазм как аскетическая константа в православии………………с.19
Раздел. 2. Основные формы аскетической практики в Киево-Печерской традиции………………………………………………………………………..с.27
2.1. Затворничество……………………………………………………….с.27
2.2. Юродство……………………………………………………………..с.31
2.3. Борьба с бесами и страстями………………………………………..с.39
Выводы…………………………………………………………………….с.52
Список литературы……………………………………………………….с.56
Введение
Актуальность темы. Существенным измерением христианской культуры выступает аскетическая ее константа, которая трактуется в качестве деятельного осуществления религиозно-нравственного совершенства путем напряжения всех душевных и телесных сил христианина1. Христианская мысль представляет аскетизм как подвиг подражания Христу и выражает его в памятниках агиографической литературы. Агиографическая литература представляет собой уникальное явление христианской культуры. Ее содержание составляют образы подвижников христианского благочестия, устремленные к осуществлению евангельского идеала святости. Эти образы представлены образцами аскетического образа жизни и исполняют роль культурных эталонов, необходимых для сохранения, воспроизводства и трансляции ценностных констант христианской традиции. Изучая аскетическую литературу, гуманитарные науки стремятся постичь смысловую сторону аскетической культуры в разнообразных ее аспектах.
В агиографической литературе ее ключевые смысловые звенья представляют собой сакрализованные конструкции духовного творчества, в котором священное выступает ведущим фактором смыслопорождения. Священное необходимо признать центральной смысловой величиной в интерпретации различных религиозных артефактов. Поэтому изучение священного в многообразных его модификациях актуализируется не только с точки зрения исследования вопросов морфологии религиозной культуры, но также с позиции осмысления механизмов религиозного творчества, в котором священное выглядит одним из существенных его инструментов.
В качестве культурного пространства исследования феномена священного в данной работе избраны агиографические нарративы из Киево-Печерских патерика, который признан выдающимся памятником христианской мысли эпохи Киевской Руси. Следует особенно подчеркнуть, что востребованность агиографического творчества в православии состоит не только в стремлении описать и обобщить религиозный опыт подвижников благочестия, но также в выработке культурных образцов как механизма регулирования образа жизни в соответствии с установленным идеалом. Одним из таких образцов служат образы трех видных представителей православной монашеской культуры Киевской Руси – Киево-Печерских святых.
Одним из существенных смысловых аспектов аскетики выступает «духовная брань» подвижников в направлении активного противостояния деструктивным силам. Речь идет об агональности как одной из важнейших движущих сил культурных процессов. Агон выглядит существенным звеном в агиографической мифологии, значение которого не только выражает систему христианских ценностей, но и конструирует аскетическую аксиоконстанту. В данном отношении актуальность темы заявленной статьи обусловливается задачами осмысления аксиологического содержания различных модификаций религиозной культуры, а также механизмов их формирования. Этим самым актуализируется культурологическое религиоведение как специфическая гуманитарная дисциплина, которая не просто рассматривает религию как феномен культуры, но активно использует в религиоведческих исследованиях методологический аппарат культурологии.
Изучение образов борцов-аскетов в агиографических текстах позволяет осмыслить акс иологическую шкалу христианской аскетики в мифопоэтической форме ее проявления, которая воплощена в этих образах. Наряду с этим, сакрализация и героизация монахов-отшельников в агиографических нарративах указывает на существенный механизм мифотворчества, который необходимо изучать в контексте фундаментальной проблематики культурного творчества. Образы аскетических действий в мифе подвижников религиозного благочестия тесно сочетается с образами противодействия им со стороны демонического мира, и в своей совокупности они образуют образный язык, посредством которого конструируется аскетический дискурс и его мифологическая апологетика. Все это требует культурологического подхода к изучению христианской аскетики и актуализирует культурологическое религиоведение как специфическую область религиоведческих исследований.
Особое место в историографии монастырской жизни занимает Киево-Печерский Патерик, который рассказывает о ранней истории Лавры и ее первых подвижниках. Патерик формировался, начиная с первой трети XІІІ в., а его ядром послужила переписка епископа Владимирского и Суздальского Симона с Печерским монахом Поликарпом. Патерик содержит несколько десятков сказов о Печерских подвижниках, а описываемые в нем события происходили в середине XІ-XІІ вв. Благодаря этому источнику, можно проследить постепенный рост культурной роли монастыря, особенно его внутренней жизни, виды монашеского подвижничества, распределение обязанностей монахов, а также их отношения с князем и боярством. Патерик утвердил ведущий для монастырской культуры, православной этики и эстетики идеал святости.
Степень научной разработанности проблемы. Данная проблематика требует комплексного исследования на стыке таких дисциплин как философия, культурология, религиоведение, антропология, история и теология. В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных обозначенным проблемам Эти исследования характеризуются разнородностью, базируются на различных исходных теоретико-методологических и мировоззренческих посылках и основаниях.
Различные вопросы, относящиеся к рассматриваемым подвижникам, освещались в трудах М.Е. Башлыковой [4], архиепископа Игоря (Исиченко) [2], И.К. Смолича [37], В.Н. Топорова [40], Г. Федотова [43]. Аспект юродства в жизнеописании Исаакия Печерского затронут в исследовании древнерусской смеховой культуры А. М. Панченко [29]. Отдельные попытки исследовать образы святых Киво-Печерских патерика предпринимались харьковским религиоведом Г. Д. Панковым [22-25], на которые опирается автор настоящего исследовапния.
Цель данной работы – основываясь на культурологическом подходе, изучить характер аскетической культуры Киевской Руси на материалах Киево-Печерского патерика.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач исследования:
охарактеризовать христианский аскетизм в социо-культурном пространстве;
рассмотреть православный аскетизм как смысло-жизненную интенцию;
уяснить аксеологическое содержание аскетического подвижничества Киево-Печерских подвижников;
охарактеризовать такую форму аскетической практики в Киево-Печерской традиции как затворничество;
охарактеризовать такую форму аскетической практики в Киево-Печерской традиции как юродство;
охарактеризовать такую форму аскетической практики в Киево-Печерской традиции как борьба с бесами /и страстями.
Объект исследования – христианская аскетическая культура.
Предмет исследования – презентация христианской аскетической культуры в Киево-Печерском патерике.
Методология данного исследования выполнена на стыке культурологии и религиоведения, при котором определяющее значение утверждается за культурологическим подходом. Среди культурологического инструментария наибольшее значение автором придается аксиологическому анализу культурных текстов с тем, чтобы уяснить характер ценностного отношения представителей определенной религиозной традиции к Богу, человеку и миру. Ценности образуют пространство значений, концентрирующихся вокруг оппозиции священное / мирское, что указывает на связь между феноменологическим и аксиологическим методами анализа. Оба эти вида изучения текста дополняются методом структурного анализа, предусматривающего уяснение характера связи между элементами текста как целостного культурного явления, к которому относятся персонажи, события, ценности. Существенное значение в представленной работе уделено феноменологии религии, нацеленной на изучение смысловой стороны религиозной культуры в значении категорий священного (сакрального) / мирского (профанного). Указанная оппозиция отчетливо обнаруживается в религиозных текстах, в том числе и в Киево-Печерском патерике.
Опыт изучения автором агиографической литературы свидетельствует о наличии в ней ряда актуальных мировоззренческих вопросов, которые концентрируются вокруг святого как центральной фигуры любого агиографического текста. Отношение святого к окружающему его миру и собственной личности актуализирует многочисленные вопросы миросознания, самосознания и богосознания, выраженные в определенных ценностях и идеалах. Указанное обстоятельство открывает возможности для философского осмысления агиографических мифов посредством философско-антропологического и этического подходов к решению соответствующих им мировоззренческих вопросов.
Все вышеизложенные методы изучения текста составят в данном исследовании герменевтический его анализ. Герменевтическая процедура осознается автором не только в виде интерпретации смыслов, вложенных авторами мифа в пространство текста, но также в реинтерпретации – перевода данных в тексте смысловых значений на язык культурологии, в дискурсе которой выполняется работа. В результате приведенной герменевтической процедуры автором создается новый текст, но уже не в мифо-теологическом его выражении, но в парадигме культурологического религиоведения, основанной на светской ценностной системе.
В данном исследовании на основе культурологического подхода интегрируется ряд общенаучных методов, в частности, системного (выяснение специфических черт христианского в частности православного аскетизма в качестве элементов христианской аскетики как системы) и аналитического (анализ ключевых ценностей христианского – православного аскетизма в контексте культурологического подхода).
Научная новизна данного исследования:
- установлены культурно-исторические условия генезиса, типология и телеологические особенности феномена аскетизма в русской (украинской) ортодоксальной (православной) традиции,
- исследована корреляция феномена аскетики с доктриной христианской религиозно-теологической системы.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Использование в преподавании курсов
православной философии (как пример рационалистического учения, как описывал дело христианского разума о. Георгий Флоровский: «Недостаточно было взять философские термины в их обычном употреблении...» [44, c. 75] поскольку, к сожалению, прослеживание переплавки любых философских и религиозных понятий в тигле живого христианского (христоцентрического) опыта по сей день не стало необходимым правилом православного богословия) [45, c. 3],
православной этики (как пример системы христианской этики, что имеет позитивные и негативные составляющие).
Результаты и выводы данной работы позволяют лучше понять как личность, использующая феномен аскетики, может повлиять на процессы, происходящие в сфере культуры и сознания современного общества, что делает возможным их использование при разработке социальных, культурных, межконфессиональных и воспитательных проектов различного уровня
Представленный материал данного исследования может быть использован при преподавании религиоведения, христианского богословия, аскетики отцов церкви, для чтения спецкурсов по актуальным проблемам современности, а также может быть использован в школьных курсах «Основы православной культуры», «История культуры православного монашества», который имплицитно входит в контекст историко-культурологических исследований [14, c. 11].
Апологетика христианской аскетики дополняется апологетикой монашеской традиции Киево-Печерской обители.
Рассмотренные агиографические тексты предлагается воспринимать в качестве мифопоэтического нарратива, который в образной форме решает апологетические задачи в интересах православной монашеской традиции в их ориентации на ценности христианской аскетики и на монастырское общежитие. В указанной связи академическому религиоведению следует обратить серьезное внимание на апологетическую парадигму православия, которая проявляется не только в богословских и религиозно-философских трактатах с логико-терминологическим аппаратом, но также в мифопоэтической форме с характерным ей хужественно-образным языком [26, c. 10].
Как предмет изучения, монахи-аскеты Киево-Печерского патерика в данной работе рассматривались лишь в контексте русской (украинской) православной культуры т. е. в контексте истории Православной Церкви Древней Руси [15, c.83] или в контексте украинской национальной (региональной) культуры [23, c. 39].
Наконец, развитие религиоведческой науки с ее теоретико-методологическим аппаратом требует всестороннего учета ее научно-исследовательского потенциала в изучении различных памятников православной культуры, включая жития святых. В данном случае применение к избранному агиографическому тексту феноменолого-религиоведческого подхода в органическом сочетании с методами аксиологического, герменевтического и функционального анализа актуализирует феноменологию религии в контексте демонстрации ее методологических возможностей в пространстве православной культуры [28, c 2].
Структура работы состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов и списка литературы. Предполагаемый обьём данной работы составляет 60 страниц. В списке использованной литерауры - 50 наименований.
