Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Век Военного Просвещения.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
81.64 Кб
Скачать

Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус4

25 октября 1762 г. императрицей Екатериной II на базе Соединённой Артиллерийской и Инженерной дворянской школы был учреждён Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус (АИШКК). За основу плана создания и развития военного учебного заведения был взят проект графа Петра Ивановича Шувалова (1711 – 1762). Этот проект был существенно изменён Александром Никитичем Вильбоа (1716 – 1781), сменившим Шувалова на посту генерал-фельдцейхмейстера.

Проект А. Н. Вильбоа был нацелен на приобретение офицерами практических военных знаний и специальных навыков в артиллерийском и инженерном деле. Проект П. И. Шувалова предполагал самое широкое военное образование для дворян. Шувалов видел в учреждении корпуса возможности для взращивания и воспитания российской государственной элиты, А. Н. Вильбоа довольствовался тем, чтобы корпус выпускал сведущих в инженерных и артиллерийских науках офицеров. В своих поправках к проекту предшественника А. Н. Вильбоа существенно уменьшил количество воспитанников и штат преподавателей в корпусе. По поправкам Вильбоа в корпусе были упразднены некоторые должности, урезано жалованье, сокращено количество средств, выделяемых казной на его содержание. Существенным было исчезновение из проекта старшего военного класса с двухгодичным обучением, число рот было сокращено с четырёх до одной, вместо отдельной бомбардирской роты предполагалось набирать 40 человек бомбардиров. Объём изучаемых дисциплин остался прежним. Комплект учащихся был определён в 146 человек, позднее 274. Три четверти комплекта воспитанников следовало набирать из российского и четвёрть - из лифляндского и эстляндского дворянства.

По плану Вильбоа, Соединённая Солдатская школа осталась при корпусе и была преобразована в Школу художеств. В эту школу перевели 171 человек из числа солдатских детей. В Школе художеств готовили унтер-офицеров, воспитанников обучали машинному, литейному, инструментальному, чеканному, слесарному и столярному делу, работам по дереву и камню.

Домом для корпуса определили деревянное строение Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы. Первым директором корпуса стал командир школы инженер-подполковник М. И. Мордвинов, выпускник Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса (выпуск 1747 г.). Директор Мордвинов составил подробную инструкцию для руководства над классами, которая оставалась неизменной во все годы его управления.

В течение первых четырёх лет кадеты младших возрастов (8 - 12 лет) обучались арифметике, геометрии, родному языку, французскому и немецкому, истории и географии, рисованию, фехтованию и танцам. В старших классах проходили курс специальных наук и изучали физику, химию, фортификацию, гражданскую архитектуру, тактику, черчение, рисование. В программу обучения входили военные экзерциции - строевые занятия на корпусном плацу с оружием и без него и верховая езда в манеже. Практические занятия проводили на полигоне в лагере на Выборгской стороне, где осваивали искусство фейерверков, стреляли из пушек по целям, изучали на практике минное дело.

Кадеты жили в каморах, учились в специализированных классах. Летом поднимались в шесть часов, молились и завтракали. С 7 часов утра до 11 учились, в полдень обедали и опять учились с 3 до 6 часов вечера. В 7 часов ужинали, по пробитии вечерней зари в 9 часов вечера, ложились спать. Зимой вставали на час позже и распорядок дня сдвигался на час. По средам и субботам были занятия в манеже, в фехтовальном и танцевальном классах. По воскресеньям успешно учащиеся кадеты отправлялись гулять в Летний сад и на острова.

Производство кадет в офицеры могло состояться только после пребывания в течение трёх лет в кадетских классах и двух лет - в старших, офицерских. Впоследствии срок обучения в корпусе увеличился до семи лет.

Реальные возможности для преобразования школы в корпус появились после того, как на должность Главы Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации был назначен граф Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783). Начиная с 1770 г. граф приказал представлять ему каждую треть года списки воспитанников с подробными отметками корпусного начальства об успехах и поведении кадет. На основании этих списков он назначал воспитанников к выпуску, когда в армии появлялась надобность заместить имевшиеся офицерские вакансии. Позднее в корпусе был введён ежегодный генеральный экзамен. Отличившихся в обучении кадет производили в унтер-офицеры при корпусе и назначали к выпуску в офицеры, «нерачительных» определяли в артиллерию и инженерный корпус унтер-офицерами и рядовыми. Кадеты, преуспевающие в науках, получали серебряные и позолоченные медали с надписью «За прилежность и хорошее поведение». С 1771 г. в корпусе был усилен приём за счёт разрешения принимать 40 сверхкомплектных учеников, детей небогатых родителей.

В корпусе работала типография, появилась должность инспектора классов, контролирующего учебный процесс, было введено смотрение за библиотекой корпуса.

Занятия в классах в корпусе были с 7 до 11 и после обеда с 2 до 6 часов, включая гимнастические упражнения. Два раза в неделю кадеты слушали толкования катехизиса, и тогда классы начинались с 8 часов утра. В каждом классе при годичных испытаниях кадет экзаменовали те учителя, к которым они должны были поступить. Дежурные офицеры находились в ротах безотлучно, днём и ночью. Немцы были разделены по всем каморам, и строго соблюдалось, чтобы русские говорили по-немецки, в каждую камору назначался старший.

В 1783 г. в командование корпусом вступил генерал-майор артиллерии Пётр Иванович Мелиссино (1726 – 1797), отличившийся в боях при Ларге и при Кагуле и известный своими обширными познаниями. Так же, как и Мордвинов, Мелиссино был выпускником Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса.

В соответствии с инструкциями директора П. И. Мелиссино был установлен новый порядок экзаменов, которые должны были производиться каждую треть года. Директором было предписано в праздничные дни давать увольнительные «со двора» только воспитанникам с одобрительными аттестациями; унтер-офицерам и кадетам по особым билетам было дозволено ходить гулять в корпусной сад, дабы директор имел возможность лучше познакомиться с воспитанниками во время прогулок. Вскоре после своего назначения директор П. И. Мелиссино представил государыне свой проект усовершенствования корпуса. Сутью проекта было увеличение комплекта воспитанников и введение систематического образования, в том числе преподавание общеобразовательных наук, а также учреждение нравственного воспитания кадет на основании определённой и полной педагогической системы. Для надлежащего исполнения плана обучения воспитанников каждой роты надо было прежде всего разделить по возрастам и классам, обеспечив тем самым постепенное и последовательное усвоение кадетами всего курса наук: «в таких летах, когда силы разума ограничены, а память может быть с успехом изощрена, за лучшее почтено занять разум воспитанников предметами, соразмерными слабости молодости, нежели такими, которые уже отчасти зрелому приличны». «Вернейшее средство к достижению онаго зависит единственно от выбора учителей, от надёжного способа в учении и от неусыпного присмотра в исполнении». По проектному предложению П. И. Мелиссино была введена в корпусе должность директора классов, обоснованы высокое жалованье и пенсии учителям. Особое внимание в корпусе стали уделять обучению иностранным языкам (французскому и немецкому), чтению профессиональных руководств на иностранных языках и преподаванию ряда предметов. В главе проекта «О нравах учителей и учащихся» говорилось: «Всякое училище, желающее доставить отечеству граждан полезных, должно их сделать и добродетельными. Сие требование столь праведно, что Корпус употребит все силы к его исполнению».

В корпусе были запланированы ежегодные выпуск старших воспитанников офицерами, переводы успевающих воспитанников из одного класса в другой и приём малолетних на свободные вакансии. На экзаменах при переводе учащихся из класса в класс присутствовали директор и члены канцелярии, на выпускных - члены Военной Коллегии и руководители других корпусов. Проект Мелиссино был рассмотрен в Комиссии о народных училищах, которая предложила директору более заботиться о профессиональном образовании будущих инженеров и артиллеристов, но позволила принимать в корпус детей как старше 10 лет, так и младше, смотря по смышлёности и начальной домашней подготовке. В 1784 г., по представлению проекта императрице, было решено учредить корпус на 400 кадет и составить для утверждения новое штатное расписание, по которому корпус делился на три роты. Каждой роте кадет в 1785 г. было пожаловано знамя с вензелем императрицы. За прилежание и доброе поведение кадетам выдавали медали, которые обеспечивали целый ряд привилегий для их обладателей. Для преподавания были определены 48 учителей наук, языков и искусств. К предметам обучения были прибавлены тактика, натуральная история и верховая езда, при этом тактику читали на немецком языке, а натуральную историю - на французском. Милости императрицы позволили директору увеличить библиотеку, завести кабинет натуралий, ввести обучение кадет плаванию и устроить при корпусе артиллерийскую лабораторию, в которой кадеты сами делали заряды для своих лагерных занятий и заготовляли фейерверки. Для артиллерийской экзерциции по заказу корпуса в арсенале были изготовлены пушки. Одним из преподавателей, которые обучали кадет лабораторному делу и стрельбе из орудий был Алексей Андреевич Аракчеев (1869 – 1834).

Тем кадетам, которые проявляли интерес к морской службе, преподавали астрономию и кораблестроение - с 1786 г. в течение нескольких лет из корпуса выпускали в морскую артиллерию и учебный флот.

В корпус также принимали сверхкомплектных учеников, которые сами оплачивали своё обучение (200 рублей в год). Нередко за них платила сама императрица из сумм своего Кабинета. В корпусе дополнительно составилась гренадерская команда из старших и егерская команда из малолетних воспитанников.

Таким образом, в конце XVIII в. в корпусе произошла организация воспитательно-учебного процесса на основании педагогической системы эпохи Просвещения.

Вместо Школы художеств при корпусе была учреждена Солдатская рота (для солдатских детей) на 145 человек. Количество изучаемых ремёсел было увеличено, определены мастера для преподавания литейного дела, резьбы на дереве и камне, а также столярной, лафетной, токарной, машинной и шорной работы.

Екатерина II посетила корпус вместе со своими внуками великими князьями Александром Павловичем и Константином Павловичем. Корпус и его директор П. И. Мелиссино привлекали к себе внимание значительных людей века Екатерины. Г. А. Потёмкин, А. А. Безбородко, Г. Р. Державин, А. А. Вяземский и другие входили в нужды корпуса и часто в нём бывали.

Императрица предполагала построить для корпуса новые здания, в том числе здание манежа, на что были выданы соответствующие суммы из казны.

В 1794 г. по повелению Екатерины II был разработан проект здания корпуса архитектором Ф. И. Демерцовым, который учился в Школе художеств и позже преподавал в ней. Строительство центрального здания было закончено в 1796 г. и украшено надписью в память основательницы-императрицы. В этом здании располагались учебные классы, музей, танцевальный зал, католическая и лютеранская церкви. Позднее были пристроены кадетские «каморы» и открыта православная церковь св. Александра Невского. Полностью строительство корпуса было завершено в 1806 г., было построено здание для размещения квартир корпусных офицеров, кухни и столовый зал. Архитектор Фёдор Иванович Демерцов (1762 – 1823) много работал по заказам военного ведомства, пользовался покровительством военного министра А. А. Аракчеева, в 1814 г. стал профессором архитектуры Академии Художеств.

В продолжении всего царствование императрицы Екатерины II в Артиллерийский и Инженерный Кадетский Корпус было принято 1638 воспитанников. Корпус стал крупнейшим в России центром по подготовке инженерных и артиллерийских офицерских кадров.

Среди первых выпускников корпуса: генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов, генерал от инфантерии Ф. Ф. Буксгевден (выпуск 1770 г.), военный министр и генерал от артиллерии А. А. Аракчеев (выпуск 1787 г.); генералы от артиллерии П. И. Меллер-Закомельский (выпуск 1768 г.) и А. И. Корсаков (выпуск 1768 г.); генерал от инфантерии, военный министр и Главный директор военных учебных заведений П. П. Коновницын (выпуск 1774 г.) и многие другие прославленные военные деятели.

В краткое правление Павла I в корпусе сохранялся, в основном, принятый прежде порядок. Император пожелал лично делать назначения в корпусе, экзаменовать выпускников стали не на публичном экзамене, а в Артиллерийской Экспедиции Государственной Военной Коллегии. Кадет, не способных по болезни к военной службе, стали выпускать чинами 14-го класса.

10 марта 1800 г. Артиллерийский и Инженерный Шляхетский Кадетский корпус (АИШКК) был переименован во 2-й Кадетский корпус. Обучение во 2-м и в 1-м кадетских корпусах проходило по единой программе, структуры военно-учебных заведений были схожи.