- •Инженерные школы
- •Артиллерийские школы
- •Соединённая Артиллерийская и Инженерная школа
- •Первые кадетские корпуса Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус2
- •Морской Кадетский корпус3
- •Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус4
- •Корпус Чужестранных Единоверцев
- •Гродненский кадетский корпус5
- •Императорский Военно-Сиротский Дом6
Первые кадетские корпуса Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус2
Слово «кадет» происходит от французского «cadet», что означает младший, несовершеннолетний. Так называли во Франции молодых дворян, зачисленных в военную службу, до производства в офицеры. Французское слово «cadet» в XVIII в. вошло во все европейские языки.
Военные учебные заведения для молодых дворян в XVII - ХVIII вв. появились в разных странах Европы – в Германии, Франции, Дании, Англии. Во Франции при полках имелись роты кадет, в Германии с середины XVII в. существовали Рыцарские Академии (Ritter Akademie, нем.), в которых будущие офицеры изучали математику, курс военного искусства и военного управления, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде. Курс наук мог быть расширен за счёт изучения естественных наук, древних языков и философии, гражданской и военной архитектуры, артиллерии и фортификации, геральдики и др. Уровень подготовки в Академиях был высоким, в них преподавали опытные военные специалисты и профессора университетов.
Первый Кадетский корпус был учреждён в 1717г. в Берлине при непосредственном участии прусского короля Фридриха Вильгельма I. Учебная программа корпуса была составлена из базовых общеобразовательных и сугубо военных дисциплин кадетских рот и Рыцарских Академий. Другим примером для составителей проекта военного учебного заведения для дворянских недорослей в России служил Кадетский корпус в Копенгагене.
С начала XVIII в. в России осознавали проблему создания высшего сословного общеобразовательного и воспитательного учреждения, предназначенного для подготовки дворян к военной и гражданской службе. Проекты такого учреждения писали во времена Петра I и Екатерины I. Идея воплотилась в начале царствования императрицы Анны Иоанновны, которой суждено было стать в России основательницей корпуса кадет и системы военного образования и воспитания юношества, не потерявшей до настоящего времени своей актуальности. Проект создания Рыцарской Академии, военного учебного заведения европейского типа для молодых дворян, был подготовлен генерал-прокурором Сената графом П. И. Ягужинским и президентом Военной коллегии графом Б.-К. Минихом.
Можно считать чрезвычайно удачным выбор императрицей места для размещения корпуса – в новой столице, рядом с дворцом, домом директора корпуса и Сенатом, и в то же время – в бывшей усадьбе князя Александра Даниловича Меншикова (1673 – 1729), удобной, обширной, не утратившей особенностей налаженного быта. Корпус кадет расположился во дворце Меншикова почти на два века, дав зданию и территории новое имя – Кадетский дом, постепенно вошедшее в официальные документы.
Реальное начало корпусу кадет положил указ императрицы Анны от 29 июля 1731 года: «Дабы Шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом в практику годны были…учредить корпус кадетов…». 20 ноября 1731 года был утверждён Регламент, в соответствии с которым учебный курс в корпусе разбивался на четыре класса и в трёх высших продолжался пять или шесть лет. Корпус разделялся на две роты по 100 человек. 150 воспитанников набиралось из дворян российских, 50 – из эстляндских и лифляндских. По указу возраст воспитанников был от 13 до 18 лет. Сама императрица назначила в кадеты 12 пажей незадолго перед тем скончавшихся царицы Евдокии Фёдоровны и царевны Прасковьи Иоанновны. В составе корпуса были воспитанники из знатных российских, лифляндских и эстляндских фамилий.
Первым главным директором корпуса стал граф Миних, превративший Рыцарскую Академию в Санкт-Петербурге в один из культурных центров столицы и её достопримечательность.
17 февраля 1732 года было положено начало занятиям в корпусе. В этот день в классах было 56 кадет. Впоследствии этот день стал почитаться как день основания корпуса и стал днём празднования его годовщин. В марте 1732 года число записавшихся в Корпус составляло уже 308 человек. По ходатайству графа Миниха штат Корпуса был расширен до 360 человек. 12 мая 1732 года Корпус получил новое разделение на 3 роты, каждая в 120 человек. 14 июня классы Рыцарской Академии были открыты вновь, а на исходе лета 1732 года императрица Анна пожаловала «рыцарям» знамя.
День воспитанников корпуса начинался с пробитием зари. Кадеты молились и завтракали, с 6-ти до 10-ти часов утра занимались в классах, потом до 12-ти занимались воинскими упражнениями или экзерцициями, в 12 обедали, в 2 часа дня начиналось время классных занятий, в 4 их сменяли экзерциции, продолжавшиеся два часа. В 7 с половиной вечера кадеты ужинали, в 9 часов, с вечернею зарёю, ложились спать. Жили кадеты по шесть и семь человек в одной комнате и имели позволение держать при себе прислугу. Одевались в тёмно-зелёные суконные кафтаны с красным подбоем и золотым позументом по борту, лосиного цвета суконный камзол и такое же нижнее платье.
В царствование Анны Иоанновны в корпусе говорили и преподавали на русском и немецком языках. Воспитанники изучали следующие предметы: русский и иностранные языки (немецкий и французский), латынь, историю, географию, математику, физику, чистописание, грамматику, риторику, юриспруденцию, гражданскую и военную архитектуру, рисование, музыку, мораль и геральдику. В корпусе читали курсы военных наук: фортификации, артиллерии и других. Преподавали также фехтование, танцы и верховую езду. Некоторые предметы не были обязательны для всех кадет, ими занимались по способностям и личным склонностям. Каждую треть года кадет экзаменовали, а в конце года назначали публичные экзамены в присутствии самой императрицы или же «при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах».
Несмотря на обширную образовательную программу, процесс обучения в корпусе налаживали с большим трудом. Ситуация стала меняться постепенно, особенно после того, как к преподаванию в корпусе стали привлекаться профессора Академии Наук, была сформирована библиотека и музейно-познавательные коллекции корпуса.
Выпускники корпуса, не служа в нижних чинах, предназначались на службу «в полки от кавалерии или инфантерии в фортификации или в артиллерии» унтер-офицерами, прапорщиками, подпоручиками и поручиками или получали соответствующие им чины и ранги в гражданской службе.
Вскоре после указа об учреждении корпуса Анна Иоанновна пожаловала кадетам в вечное владение землю, дворец, и все постройки на Васильевском острове, ранее принадлежавшие светлейшему князю А. Д. Меншикову. Кадеты стали приспосабливать это обширное хозяйство под свои нужды.
С юга и с севера эта территория была ограничена двумя рукавами Невы. С центральными районами столицы корпус соединял Исаакиевский наплавной мост, ведший от здания манежа корпуса к Исаакиевской церкви на левом берегу Невы, возведенный впервые в 1727 г. До 1754 г. въезд на мост был платным, но воспитанники и преподаватели корпуса пользовались им свободно, без оплаты. В 1804 г. в этой части острова стали возводить капитальную гранитную набережную, получившую наименование Кадетской. Западной границей владений корпуса служила Кадетская линия, получившая свое название в ХVIII веке. Вдоль Кадетской линии, от набережной до Большого проспекта для корпуса в 1730 –1770 годах были возведены здания, слитые воедино. В царствование Екатерины II ансамбль Кадетского дома был продолжен строительством восточного крыла дворца А. Д. Меншикова, фундамент которого был заложен еще при жизни светлейшего князя. Второй этаж этого здания занял большой зал, предназначенный для рекреаций и встреч кадет с родственниками. За годы существования зал много раз менял свои имена. В начале ХХ в. в нем располагался музей корпуса. Кадеты постепенно осваивали каменный дворец светлейшего князя. Центральная его часть, занятая помещением греко-российской церкви, получила наименование «церковный флигель». В царствование императрицы Елизаветы Петровны были произведены изменения в архитектуре старейшей части дворца А. Д. Меншикова: Для нужд корпуса центральный Большой зал дворца был перестроен в церковный зал. Освящение церкви состоялось в праздник Рождества Святого Иоанна Крестителя в присутствии самой императрицы. Этот день , 24 июня по старому стилю, стал вторым праздничным днём в корпусе. Тогда же изменения претерпел и фасад. В 1776 – 1779 гг., в царствование Екатерины II, церковь была ещё раз переделана, увеличена, декорирована в стиле раннего классицизма и освящена.
Часть комнат дворца сохранила свою историческую отделку голландскими плитками. Свой родной декор сохранила Ореховая князя Меншикова. Здесь в екатерининские времена проходили заседания Совета корпуса, во время проведения которых у входа в Ореховую выставляли караул из часовых кадет.
Особой заботой для корпуса стало размещение церквей для отправления духовных нужд воспитанников. По повелению Екатерины II в корпусе была устроена молельная комната для кадет католического исповедания. Лютеранская церковь корпуса находилась с 26 декабря 1732 года в одной из комнат корпусного дома и в 1745 году, по тесноте занимаемого помещения, была перенесена в отдельный флигель. В качестве самостоятельного архитектурного ансамбля до нашего времени сохранился двор лютеранской церкви корпуса, в 1797 г. он был обозначен на Чертеже о действительном положении Васильевского острова. Интерьер самого церковного помещения не сохранился, однако, «Санкт-Петербургские ведомости» поместили в 1801 г. объявление Иогана Олина, бывшего «в сухопутном кадетском корпусе органистом при церкви», что свидетельствует о том, что в церкви был орган.
В царствование Елизаветы Петровны корпус получил название Сухопутный Шляхетный кадетский. В это время в корпусе преподавали разнообразные гуманитарные дисциплины. В 1730-х гг. в среде его учащихся возник литературный кружок, где открылся талант поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1717 – 1777). А. П. Сумароков был принят кадетом в первый набор в корпусе и выпущен из корпуса поручиком. В конце 1740-х гг. кадеты начали ставить на своей сцене пьесы на французском, а затем и на русском языке. Трагедию А. П. Сумарокова «Хорев» кадеты сыграли на сцене императорского дворца. На обучение в корпус императрица Елизавета Петровна определила актёров ярославской труппы, в числе которых был Ф. Г. Волков, основатель русского профессионального театра.
В ХVIII – ХIХ вв. в корпусе получили воспитание и образование: литератор М. М. Херасков, поэт М. Г. Собакин, поэт и переводчик А. В. Олсуфьев, драматург В. А. Озеров, поэты К. Ф. Рылеев и Ф. Н. Глинка и многие другие.
Крупные реформы в корпусе были произведены в 1766 г. , в царствование Екатерины II, выдающимся российским деятелем эпохи Просвещения Иваном Ивановичем Бецким (1704 – 1795). И. И. Бецкой написал новый Устав для «корпуса кадетов». По Уставу обучение в корпусе продолжалось 15 лет. Корпус был взят под особое покровительство Екатерины II и стал называться Императорским. В число кадет был зачислен сын императрицы А. Г. Бобринский (1762 – 1813). В 1766 г. штат корпуса был увеличен до 600 воспитанников, которые подразделялись на пять возрастов. К первому, младшему возрасту причислялись кадеты от пяти до девяти лет. К старшему пятому возрасту – от восемнадцати до двадцати одного года. Продолжительность пребывания в каждом возрасте составляла три года. Родители воспитанников давали подписку о добровольном помещении детей в корпус, преимущество при поступлении получали дети из малоимущих семей и сироты, чьи отцы погибли на войне. Императрица взращивала в корпусе «новую породу людей». В корпусе работало малолетнее отделение, в котором служили дамы – воспитательницы. Старшие возрастные группы подразделялись на военное и гражданское отделение. По результатам обучения и экзамена выпускники корпуса награждались золотыми и серебряными медалями, самые лучшие получали право совершить за казённый счёт образовательное путешествие в чужие края сроком на три года.
Блестящей эпохой в жизни корпуса стали 1786 - 1794 гг., когда главным начальником корпуса был назначен генерал-поручик граф Фёдор Евстафьевич Ангальт (1732 – 1794), который имел выдающийся талант педагога и всецело посвятил себя своим воспитанникам. В это время был определён тот высокий уровень патриотического духа и необходимого для русского офицера профессионального и общего образования, который позволил в течение двух последующих веков воспитанникам корпуса гордиться своей alma mater . Корпус дал государству многих видных деятелей. Екатерина II назвала корпус «рассадником великих людей». В это же время оформились основные коллекции корпуса – его библиотека, архив, музей. При корпусе работала типография, аптека, был построен зал для игры в мяч, один из первых в Европе. Особенным раритетом корпуса была говорящая стена в саду с поучительными изречениями философов на языках оригиналов.
В 1794 - 1797 гг. генерал-директором корпуса был генерал-поручик М. И. Голенищев-Кутузов. Будущий герой Отечественной войны 1812 года особое внимание уделял преподаванию практических военных наук – фортификации, артиллерии, топографии, сам читал воспитанникам тактику военного дела.
В XVIII столетии из корпуса было выпущено 3300 воспитанников, в том числе: А. А. Прозоровский (выпуск 1736 г.), М. Ф. Каменский (выпуск 1755 г.), М. Н. Волконский (выпуск 1736 г.), П. И. Репнин (выпуск 1737 г.), П. И. Мелиссино (выпуск 1750 г.), М. В. Каховский (выпуск 1757 г.), А. А. Вяземский (выпуск 1747 г.), А. А. Беклешов (выпуск 1764 г.), М. И. Мордвинов (выпуск 1747 г.), И. Л. Голенищев-Кутузов (выпуск 1743 г.) и многие другие выдающиеся деятели военной и государственной службы, науки и культуры.
10 марта 1800 г. по указу императора Павла I корпус получил наименование Первого Кадетского корпуса.
В 1818 г. на площади рядом с корпусом был установлен памятник победам выдающегося полководца генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725 – 1796), который учился в корпусе и был выпущен в 1740 г.
