- •Инженерные школы
- •Артиллерийские школы
- •Соединённая Артиллерийская и Инженерная школа
- •Первые кадетские корпуса Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус2
- •Морской Кадетский корпус3
- •Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус4
- •Корпус Чужестранных Единоверцев
- •Гродненский кадетский корпус5
- •Императорский Военно-Сиротский Дом6
Соединённая Артиллерийская и Инженерная школа
В 1756 г. генерал-фельдцейхмейстером и главным начальником над Инженерной школой был назначен граф Пётр Иванович Шувалов (1711 – 1762). Граф нашёл состояние обоих ведомств плачевным и начал свою деятельность по пути их преобразования с улучшения работы школ для подготовки артиллеристов и инженеров. В 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школа были соединены в одно учебное заведение, и это было первым шагом к преобразованию школы в кадетский корпус.
Генерал-фельдцейхмейстер принял под свою «особенную дирекцию» Соединённую Артиллерийскую и Инженерную школу 22 августа 1758 г. Тогда же обе школы были соединены на Инженерном дворе на Петроградской стороне. Были объединены программы обучения, и воспитанники обеих школ изучали как артиллерию, так и фортификацию. Все ученики дворянской Артиллерийской и Инженерной школ были уравнены в получаемом жалованье, было улучшено их обмундирование, «построены» парадные мундиры и повседневные кафтаны. Число дворянского отделения школы, обучавшихся артиллерийскому и инженерному делу составило 135 человек.
В распоряжении школы находился учебный полигон на Выборгской стороне, устроенный в 1753 г. по распоряжению генерал-инженера А. П. Ганнибала. Во время практических занятий на полигоне старшие ученики Соединённой школы исполняли обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых, а младшие «примечая ученье, и сами учились, глядя на старших».
При школе в 1759 г. открылась Соединённая Солдатская школа, образованная из Арифметической школы для солдатских детей и Инженерной школы для детей инженерных служителей, находившейся в Санкт-Петербургской крепости. Между солдатской и дворянской школой соблюдали разделение, чтобы недоросли из дворян «не могли принимать привычек, несвойственных благородным людям».
Начальником над Соединённой школой был утверждён инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов (1730 - 1782; выпускник Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса в 1747 г.; директор АИШКК, генерал-инженер, генерал-майор). Будучи ранее директором Инженерной школы, М. И. Мордвинов ввёл в программу обучения преподавание немецкого языка и, вместе со своими помощниками, составил математические и фортификационные учебники. В Соединённую школу по распоряжению директора стали выписывать русские и иностранные газеты, была устроена библиотека, музей, лазарет. Из инженерной чертёжной каморы в школу были переданы модели, было увеличено количество часов для изучения военных наук. Для успешного пополнения школы учебными пособиями была заведена типография.
В Соединённой школе преподавали лучшие учителя из школ Артиллерийской и Инженерной. Из школы вышли учителя для АИШКК, составившие сочинения и переводы по различным отраслям военных наук: Картмазов - по фортификации, Я. П. Козельский - по начальной математике, Вельяшев - Волынцев - по математике и артиллерии. Курс Вельяшева-Волынцова «Артиллерийские Предложения», изданный в 1767 г., был до 1816 г. единственным руководством для российских артиллеристов.
В 1759 – 1761 гг. в школе проходил обучение герой 1812 г. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747 – 1813), в будущем великий полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский. 20 декабря 1759 г. ордером, данным графом Шуваловым, он был произведён в инженер-кондукторы 1-го класса и оставлен при школе «к вспоможению офицерам для обучения прочих». Продолжая курс наук, Кутузов занимался преподаванием арифметики и геометрии в Соединённой Солдатской школе. В 1761 г. М. И. Голенищев-Кутузов в возрасте 14 лет был произведён в прапорщики и отчислен от школы в действительную службу с формулярным списком, в котором было показано, что он сверх математических и других наук, хорошо знал немецкий и французский языки и «разумел автора» на латинском.
Военные школы, созданные по указам Петра I, легли в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков, инженеров и других военных специалистов. Обучение в школах было кратким, от двух до четырёх лет. В школах не предполагали глубокого и разностороннего образования для молодых дворян для их службы в офицерских должностях. Поступая унтер-офицерами и кондукторами в воинские части, выпускники совершенствовали свои практические знания и навыки и занимали офицерские должности по мере их освобождения. Школы не предполагали давать своим ученикам должное воспитание в духе следования военным традициям, не было в школах соответствующего дворянским юношам гуманитарного образования. Количество выпускников школ не соответствовало потребностям армии в офицерских кадрах. У правительства возникла необходимость в создании военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным обучением - кадетских корпусов.
27 апреля 1759 г. граф П. И. Шувалов представил свой подробный проект об учреждении корпуса для артиллерии и инженерства императрице Елизавете Петровне. Государыня одобрила усиление денежных средств на содержание Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы, осуществление другого замысла графа Шувалова отложила кончина императрицы в 1761 г.
В программу организации корпуса, предложенную Шуваловым, входило строительство единого здания для обучения и проживания кадет и преподавателей. В корпусе предполагали обучать определённое число штатных воспитанников, всего 272 человека в четырёх ротах, одна из которых - бомбардирская. Общий стол, обмундирование и амуниция, согласно проекту, были за счёт казны. На собственном коште предполагалось принимать сверхкомплектных воспитанников. Приёму в корпус подлежали сыновья русских и остзейских дворян, «а буде кто из иностранных дворян пожелает, таковых записывать с обязательством вечного подданства». Унтер-офицерские должности в ротах претенденты могли замещать после обязательного пятилетнего обучения в кадетских классах и двухлетнего обучения в старшем военном классе. Личному контролю со стороны генерал-фельдцейхмейстера подлежали приём в корпус и выпуск из корпуса офицерами в действительную службу после обязательного семилетнего образования, назначение в него должностных лиц, а также разрешение вопросов, не определённых регламентом.
Согласно проекту П. И. Шувалова изучение наук подразделялось на три отдела: 1.- французский и немецкий язык, история и география, гражданская архитектура, химия, натуральная история, военные экзерциции, танцевание, фехтование, верховая езда; 2. - арифметика, алгебра, геометрия; 3. - артиллерия. фортификация, фейерверочное искусство, рисование и черчение. Для практического обучения военным наукам предполагалось каждый учебный год выводить весь корпус за город в учебный лагерь на два месяца. В особом военном классе программа предполагала изучение предметов, касающихся устройства, управления войск и их употребления в бою, в том числе воспитанники были должны «читать всех военных авторов и делать на них рефлекцы; рассуждать о всех знатных баталиях и акциях», а также «рассуждать о всех нынешних политических делах в Европе и о военных силах других держав». Управление корпусом определялось из директора, штаба, штабной канцелярии, лазаретной части, церковного причта, полиции (или экономии), учительского штата. Различные части должны были снабжаться определённым числом высших чинов, музыкантов и служителей. На содержание корпуса была исчислена сумма в 60.700 рублей ежегодно.
Важнейшей особенностью преобразования Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы в корпус П. И. Шувалов видел воспитательную часть и общее умственное и нравственное развитие и образование молодых дворян, готовящихся занять в армии офицерские должности. Граф Шувалов ценил офицеров-наставников в корпусе и определил для них жалованье, превышающее содержание офицеров в армии в два-три раза. Для успешного прохождения службы офицерами, выпускающимися из корпуса, граф рекомендовал постепенное замещение воспитанниками корпуса всех должностей в армии, «требующих особливо специального научного образования». При выпуске из корпуса предполагалось проводить публичные экзамены.
В кратковременное царствование императора Петра III возник проект об объединении всех военно-учебных заведений в единый корпус. Авторы проекта предполагали соединить существующие к тому времени Сухопутный и Морской Кадетские корпуса и Соединённую Артиллерийскую и Инженерную школу, чтобы воспитанники этих заведений могли в равной степени пользоваться милостью монарха и имели одинаковое воспитание и образ мыслей. Руководство корпусом предполагалось доверить генерал-поручику Ивану Ивановичу Шувалову (1727 – 1797), главному директору Сухопутного Шляхетного Корпуса. В соединённом корпусе намеревались содержать 920 кадет, разделённых на 8 рот, с кавалерийским при них эскадроном. На содержание корпуса должно было отпускаться около 170 тысяч рублей. Пришедшая к власти императрица Екатерина II вернулась к тому порядку, в котором военно-учебные заведения находились в царствование Елизаветы Петровны.
