Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Век Военного Просвещения.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
81.64 Кб
Скачать

Артиллерийские школы

Одновременно с инженерными школами в начале XVIII в. возникли школы артиллерийские. При бомбардирской роте лейб-гвардии Преображенского полка существовала ротная школа, в которой новобранцам преподавали теоретические основы артиллерийского дела. Сама бомбардирская рота существовала с 1695 г. Царь, в качестве командира роты, лично следил за обучением бомбардиров. В школе преподавали арифметику, геометрию, начала тригонометрии, фортификацию и артиллерию. Теоретический курс сопровождался практическими занятиями. Успешно закончившие школу ученики получали звание бомбардира и служили в гвардейской и полевой артиллерии.

В 1712 г. был дан Высочайший указ Сенату набрать 20 дворян и отдать их в обучение генерал-майору от артиллерии Ивану Яковлевичу Гинтеру (1670 – 1729). И. Я. Гинтер возглавил сформировавшийся Артиллерийский полк и школу при нём. В школе обучали арифметике, геометрии, началам тригонометрии, фортификации (полевые укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, вычерчивание лафетов и орудий, приготовление пороха и правила стрельбы). Теоретический курс наук подтверждали практическими занятиями. Успешно закончившие курс школы получали звание бомбардира, могли служить в гвардейской и полевой артиллерии и, при наличии вакансии, стать офицерами. В 1728 г. Гинтер был утверждён в звании генерал-фельдцейхмейстера русской армии, ранее сменив на этом посту Я. В. Брюса.

В 1721 г. Высочайшим указом была основана особая школа на 30 человек, в которой обучались состоящие на службе артиллеристы. В 1730 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению Канцелярии Главной артиллерии и фортификации была учреждена Артиллерийская школа на 60 человек с целью приготовления канцелярских и полковых писарей из сыновей «мастеровых и прочих артиллерийских служителей» в возрасте от 7 до 15 лет, которых в школе содержали на полном казённом иждивении. Впоследствии эта школа получила название Артиллерийской Арифметической. Здесь обучали «словесной и письменной науке», а также арифметике, геометрии и тригонометрии. Занятия проводились с пяти до одиннадцати утра, и от часа до шести после обеда. Школа размещалась на Литейной напротив артиллерийского двора. Заведовал учебным процессом и хозяйством школы штык-юнкер Воронов, с 1733 г. его сменил Борисов из Московской артиллерийской школы. Осваивая «словесную науку», ученики переходили от чтения букваря к часослову и псалтырю. Следующим этапом было изучение «письменной науки» и наук «принадлежащих к артиллерии» (от арифметики до тригонометрии). С 1733 г. в школе стали преподавать рисование. Канцелярия предписала отобрать 12 способных школьников для обучения у мастера «медного резного дела» Фридрихсона из Санкт-Петербургского арсенала. Следующим шагом Канцелярии было введение в школе занятий по военной экзерциции. Неспособных учеников по достижению ими 16 лет отправляли служить солдатами или мастеровыми по артиллерийской части в соответствии с их личным выбором. Канцелярия оставляла в школе за малолетством хромых, кривых и разбитых параличом, которых следовало «от болезни пользовать и, сколько возможно, науке обучать».

Обмундирование школьников состояло из «верхнего мундира» (кафтан, камзол, штаны), который шили из толстого русского сукна и выдавали на четыре года. «Нижний мундир» (бельё) и обувь выдавали ежегодно. Канцелярия следила за всеми расходами, в том числе на провиант, дрова, свечи и учебные и письменные принадлежности. Школа находилась в деревянном доме с гонтовою кровлею, украшенною углами и уступами из зелёного изразца. К школе примыкал обширный двор, где находились кухни, бани, погреба и надворная печь для выпечки хлеба и лёгкого кушанья в летнее время, когда все печи в доме запечатывались во избежание пожара.

Школьники обязаны были каждый месяц являться на смотр к генерал-фельдцейхмейстеру графу Миниху вместе с «арсенальными и обоих пороховых заводов мастеровыми людьми».

В 1735 г. генерал-фельдцейхмейстер принц Л.-И.-В. Гессен-Гомбургский, сменивший на этом посту графа Б.-К. Миниха, сделал попытку восстановить Артиллерийскую Школу при Лабораторном доме, основанную Петром Великим, в которой к этому времени не осталось ни одного ученика. С этой целью были переведены в Санкт-Петербург из Московской Артиллерийской школы несколько «дворянских и офицерских детей» и была учреждена новая школа, которую в том же году соединили со школой для «пушкарских детей» и образовали единое военно-учебное заведение под названием Санкт-Петербургская Артиллерийская школа. Школа состояла из двух отделений. В одном учились «пушкарские дети», которых готовили в писари и мастеровые - 60 человек; в другом - дети дворян и офицеров, которых обучали «математическим наукам и артиллерийскому искусству» и выпускали унтер-офицерами в артиллерию - 30 человек. Дворянское отделение было разделено на три класса. Во втором классе обучали «масштаб набирать и ... пушечных и мортирных чертежей с их принадлежностями проходить», первый (старший) класс занимали «прочими артиллерийскими науками». Учили в школе разбивке батарей и построению укреплений, а также посылали в лабораторию для «фейерверочных приготовлений». Самое большое место в школе было отведено черчению и «чистому ручному рисованию» под руководством рисовального мастера Коха и подмастерья Беренса. В школе изготавливали и копировали по заданию Канцелярии Главной артиллерии и фортификации артиллерийские, топографические, инженерные чертежи и иллюминационные картины. Вскоре школа получила неофициальное название Чертёжной. Ученики школы получали жалованье. По сути своей два отделения Санкт-Петербургской Артиллерийской школы представляли собой два независимых учебных заведения, имеющих общее хозяйство. При этом с 1737 г. утвердился порядок, по которому ученики из школы Арифметической переводились в Чертёжную по представлению своего учителя. Малолетние дворянские дети и наиболее талантливые из «детей пушкарских» осваивали курс наук в Арифметической школе, чтобы затем перейти для получения знаний по артиллерии в школу Чертёжную, преимущественно дворянскую по составу учеников.

В объединённой школе выдавали обмундирование и оружие, в избранных случаях позволяли пользоваться казёнными квартирами. Форма в Артиллерийской Чертёжной школе была похожа на одежду учеников школы Инженерной - кафтаны, камзолы и штаны шили из красного сукна. Под обучением военным экзерцициям в школе понимали обучение выправке, маршировке, ружейным приёмам. Ученики старшей Чёртёжной школы имели практические занятия и могли стрелять из ружей и пушек. Занятия проводили в летнее время. Выпуски из школы производили в тех случаях, когда в армии требовались артиллерийские унтер-офицеры. Выпускники предъявляли свои чертежи и рисунки Канцелярии и лично генерал-фельдцейхмейстеру. Успешных учеников школы ценили не меньше, чем кадет Шляхетного Корпуса.