- •Оглавление
- •Глава 1. Общетеоретические аспекты права на достойный уровень жизни 0
- •Глава 2. Особенности реализации права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения 0
- •Введение
- •Глава 1. Общетеоретические аспекты права на достойный уровень жизни
- •Понятие, сущность и содержание права на достойный уровень жизни
- •Особенности нормативного регулирования права на достойный уровень жизни
Глава 1. Общетеоретические аспекты права на достойный уровень жизни
Понятие, сущность и содержание права на достойный уровень жизни
Право на достойную жизнь — одно из важнейших прав человека, декларирование и осуществление которого напрямую связывается с социальной функцией государства. Провозглашение России в качестве социального правового государства, основной целью которого является обеспечение указанного права, на конституционном уровне произошло только в 1993 году (ст. 7 Конституции РФ). Говорить об эффективности реализации права на достойную жизнь в Российской Федерации сегодня рано. Существует целый комплекс факторов, препятствующих этому (экономических, политических, нормотворческих и т.д.).
К сожалению, ни в науке, ни, тем более, на нормативном уровне не сформировано четкое представление о том, что собой представляет достойная жизнь на современном этапе развития человечества, каковы ее критерии. В литературе термин «достойная жизнь» нередко отождествляется с термином «достойное существование». Последний ввел в употребление известный российский ученый А.П. Куницын, а в дальнейшем его содержание было раскрыто в работах представителей «нового» либерализма в России в конце XIX — начале XX века. Представление о достойном существовании в трудах указанных ученых связывалось, с одной стороны, с возможностью реализации совокупности социально-экономических прав — прав «второго поколения», а, с другой — с творческой реализацией личности2.
Многие современные авторы также используют термин «достойное существование», но понимают его уже не столь однозначно. Так, например, В.Н. Барсукова различает достойное существование в общесоциальном и в правовом смыслах. В первом значении достойным признается такое существование человека, которое и самим человеком, и тем обществом, в котором он живет, признается заслуживающим уважения. Во втором — категория достойного существования характеризуется высоким уровнем реализации всех остальных его прав и находит юридическое воплощение в правовых статусах3.
Имеют место также ситуации, когда авторы используют конституционно закрепленный термин «достойная жизнь», однако придают ему тот же смысл, который вкладывали в него представители нового либерализма, а подчас и вовсе суживают его до утилитарных ценностей. Встречается и другое мнение, согласно которому понятия «достойное существование» и «достойная жизнь» следует различать. Весьма последовательно аргументирует данную мысль Т.Г. Силкина. В обоснование своей точки зрения она пишет, что «существование» обычно используется как синоним «бытия» материи и сознания6, жизнь же представляет собой процесс развития и выступает таким способом существования, «при котором все проявления и изменения какого-либо единого целого совершаются в силу его внутренних причин, лежащих в нем самом»4.
Таким образом, под достойной жизнью автор предлагает понимать такой способ человеческого бытия, который осуществляется в соответствии с требованиями человеческой экологии, заключающейся в таком развитии человеческого созидательного потенциала, где конкретный человек самореализуется с наибольшей отдачей.
Проведенный анализ научных воззрений, с одной стороны, демонстрирует смешение понятий «достойная жизнь» и «достойное существование», а с другой, крайнюю размытость представлений о том, что собой представляют рассматриваемые явления. Данная ситуация не случайна, она обусловлена отсутствием концептуального подхода к изучению указанных понятий. Полагаем, что достоверное представление о том, что собой представляет достойная жизнь, может сложиться при условии синтеза знаний о том, что есть жизнь вообще, а также о критериях ее достойности.
Жизнь, будучи глубоко философской категорией, неоднократно становилась предметом научных изысканий, как следствие, возникали многочисленные концепции, различным образом интерпретирующие ее. На наш взгляд, раскрывая понятие жизни человека, следует исходить из устоявшегося в философии мнения о том, что бытие человека необходимо рассматривать в двух формах: во-первых, бытие человека в мире вещей; во-вторых, собственное человеческое бытие (в данном случае человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо. То есть непременными атрибутами жизни человека как биосоциального существа являются следующие: биологические потребности (в пище, воде, тепле и др.); социальные (в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.); духовные потребности (в знаниях, самосовершенствовании и других элементах духовной культуры). Таким образом, жизнь человека представляет собой состояние комплексной реализации его потребностей как биосоциального существа, а именно биологических, социальных и духовных5.
Что касается критериев достойной жизни, то в настоящее время достаточно отчетливо просматривается ряд факторов, препятствующих их формированию. Во-первых, в каждом обществе есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность. Различие в понимании достойности жизни обусловлено существенной дифференциацией уровня социально-экономического развития различных государств, различиями в культурных традициях, стереотипах, менталитете наций, а также динамичностью морали. Во-вторых, «достойную жизнь» чаще всего пытаются охарактеризовать с точки зрения материальной обеспеченности человека, уровня реализации его социально-экономических прав. Однако обеспеченность материальными благами — далеко не единственное условие достойности жизни. Сюда входит и уровень духовного развития, самореализации, безопасности (как физической, так и нравственной) и многие другие компоненты. Поэтому учет только имущественной составляющей не дает правильных результатов6.
В литературе высказывается заслуживающая внимания мысль, что социально-правовые критерии достойной жизни человека представляют собой многокомпонентную открытую систему. Уровень самореализации человека, выступающий в этой системе в качестве интегрального (системообразующего) критерия, конкретизируется на следующие критерии: 1) позволяющие дать оценку достаточности материальных благ, необходимых для обеспечения реальной возможности воплощения индивидуальных интересов и потребностей; 2) достаточности нематериальных благ, необходимых для обеспечения реализации индивидуальных т интересов и потребностей; 3) юридической гарантированности и защищенности права на достойную жизнь7.
Кроме того, в настоящее время как зарубежными, так и отечественными специалистами, разработано и получило практическое применение довольно большое количество методик расчета рейтингов и индексов качества и уровня у жизни населения, представляющих собой альтернативу традиционному под- п ходу, основывающемуся на подсчете дохода на душу населения. Так, например, при расчете Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) (Human Development Index) анализируется и объем потребления материальных благ, а также возможности и условия для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Знаменательно включение в эти показатели субъективных оценок, связанных с представлениями людей о достойной жизни, характеристик социального самочувствия личности, удовлетворенности гражданскими свободами, правами и человека, безопасностью существования и т.д.8
«Индекс качества жизни» («OECD Better Life Index») включает 11 параметров: жилье, доход, работа, сообщество, образование, окружающая среда, вовлеченность в гражданскую активность, здоровье, удовлетворенность жизнью, безопасность, баланс работы и отдыха. При составлении рейтинга удовлетворенности жизнью учитываются следующие индексы: правопорядка, пищи и крова, личной экономической ситуации, личного здоровья, гражданской вовлеченности, благополучия, доверия к национальным институтам (армия, правосудие, система выборов и другие), коррупции, развития молодежи, базовых нужд сообщества, многообразия, оптимизма, использования респондентами электронных средств коммуникации, насилия, религиозности.
Главной целью Всемирного индекса счастья (The Happy Planet Index) служит выявление реального уровня благосостояние стран путем соотнесения показателей удовлетворенности жителей каждой страны и средней продолжительности их жизни с количеством потребляемых ими природных ресурсов. Результаты данного индекса показывают, что экономическое благополучие далеко не всегда делает людей счастливыми. Доклад о мировом счастье» («World Happiness Report») составляется на основе, таких показателей, как ВВП на душу населения, уровень социальной поддержки, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень персональной свободы, уровень щедрости и филантропии, восприятие коррупции, причины для радости и причины для беспокойства в предшествовавшие опросу дни9.
Россия, судя по результатам подсчета перечисленных индексов, далека от первых мест по уровню жизни своих граждан. Так, по данным ИРЧП (2016 г.) наше государство занимало в 2016 г. 57-е место, Рейтинга удовлетворенности жизнью — 76-е место из 146, Всемирного индекса счастья — 122-е место, Доклада о мировом счастье — 67-е место. Первые места при этом традиционно принадлежат странам северной Европы (Норвегия, Дания).
При этом отметим, что ни один из описанных индексов, разумеется, не дает идеальной формулы вычисления уровня достойной жизни, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако их комплексный анализ позволяет сделать вывод о том, что система критериев достойной жизни должна включать в себя две группы: критерии, характеризующие уровень выполнения государством обязанности обеспечить достойную жизнь своим гражданам; критерии, характеризующие уровень выполнения человеком обязанности жить достойно (вести достойный образ жизни).
Поскольку первая группа критериев достойной жизни детерминирована обязательствами государства перед человеком, то ее непременными атрибутами являются такие категории, как достойный или достаточный уровень жизни и качество жизни. Понятие «достаточного» или «достойного» уровня жизни может быть выведено на основе анализа содержания п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах10, а также ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека11. Исходя из содержания данных документов, он включает в себя достаточное питание, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, а также право на непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, достаточный (достойный) уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых человеком, меру удовлетворения основных жизненных потребностей.
Близким по смыслу к данной категории является уровень благосостояния, под которым понимается мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Качество жизни, в отличие от достойного уровня жизни, будучи интегрированным понятием, включающим в себя множество разнородных, часто не поддающихся количественной оценке факторов, не сводится исключительно к материальной составляющей. Это параметр призван характеризовать социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами человека, безопасностью существования, уровень его защищенности, реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни и др.
Вторая группа критериев достойной жизни носит субъективный характер, их выполнение уже зависит в основном от человека. Эта группа критериев ориентирована на достойный образ жизни человека, под которым понимается такой образ жизни, когда человек не только обладает знаниями о содержании принятых в обществе социальных норм (моральных, религиозных, правовых и т.д.), но и осознанно их выполняет. Достойный образ жизни — это образ жизни, который соответствует внутреннему достоинству человека, и вызывает у сограждан чувство искреннего уважения и почтения, обусловленное наличием у человека высоких моральных качеств (совесть, трудолюбие, честность, отзывчивость, порядочность и т.д.) и их выражением во вне (в поступках и поведении). Таким образом, система критериев достойной жизни носит многоуровневый, разветвленный характер, она не замыкается на уровне реализации прав второго и третьего поколения, так же как и на уровне выполнения государством обязанности обеспечить своим гражданам достойную жизнь, и учитывает как объективные, так и субъективные факторы12.
В заключении, в качестве вывода по параграфу мы можем отметить, что право на достойный уровень жизни – это социально-экономическое право человека и гражданина, выражающееся в его правопритязании на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, его личностного развития и удовлетворения основных материально-духовных потребностей. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях, а также во внутригосударственном законодательстве.
