- •Сборник материалов для изучения к летней профильной гуманитарной практике в Санкт-Петербурге – 2017
- •Главные мифы и образы петербурга
- •Северная Пальмира: русская античность, город красоты и гармонии
- •Имперский город; Новая столица нового государства
- •Утопия/антиутопия
- •Город Антихриста / конца света
- •Окно в Европу / Европейский город
- •Глава 2. Москва vs петербург
- •Глава 3. Петербург. Сотворение города. История в планах
- •Глава 4. Революция 1917 года и петроград
- •Глава 4. Русский авангард
- •Глава 5. Блокада ленинграда
- •Глава 6. История XX века в поэзии о петербурге
- •Какие исторические события упоминаются / описываются в текстах?
- •Каковы общие черты образа Петербурга в поэзии XX века?
- •Чей взгляд на Петербург Вам ближе / интереснее и почему? Что в каждом из взглядов разных поэтов Вам интересно?
- •Глава 14
- •Глава 29
- •Глава 30
- •Приложение. Список тем для создания авторских путеводителей на практике
Сборник материалов для изучения к летней профильной гуманитарной практике в Санкт-Петербурге – 2017
Составители: Л.Абдрахманова, М.Бурмистрова, А.Джабер, А.А.Скулачёв
Содержание:
Глава 1. Главные мифы и образы Петербурга
Глава 2. Москва vs Петербург
Глава 3. Петербург. Сотворение города. История в планах
Глава 4. Революция 1917 года и Петроград
Глава 4. Русский авангард
Глава 5. Блокада Ленинграда
Глава 6. История XX века в петербургской поэзии
Приложение: Список тем для создания авторских путеводителей на практике
Глава 1.
Главные мифы и образы петербурга
Задание: в каждом из мифов выделите ключевые слова, будьте готовы связать их друг с другом, а также с известными вам историческими фактами, литературными текстами, произведениями искусства
Борис
Пастернак «Петербург»
Волны
толкутся. Мостки для ходьбы.
Облачно.
Небо над буем, залитым
Мутью,
мешает с толченым графитом
Узких
свистков паровые клубы.
Пасмурный
день растерял катера.
Снасти
крепки, как раскуренный кнастер.
Дегтем
и доками пахнет ненастье
И
огурцами - баркасов кора.
С
мартовской тучи летят паруса
Наоткось,
мокрыми хлопьями в слякоть,
Тают
в каналах балтийского шлака,
Тлеют
по черным следам колеса.
Облачно.
Щелкает лодочный блок.
Пристани
бьют в ледяные ладоши.
Гулко
булыжник обрушивши, лошадь
Глухо
въезжает на мокрый песок.
1915
Петербург как великий город оказывается не результатом победы, полного торжества культуры над природой, а местом, где воплощается, разыгрывается, реализуется двоевластие природы и культуры.
Один полюс образуют описания, построенные на противопоставлении природы, болота, дождя, ветра, тумана, мути, сырости, мглы, мрака, ночи, тьмы и т.п. (природа) и шпиля, шпица, иглы, креста, купола (обычно освещенных или — более энергично — зажженных лучом, ударом луча солнца), линии, проспекта, площади, набережной, дворца, крепости и т.п. (культура).
В.Н.Топоров «Петербург и Петербургский текст русской литературы»
Северная Пальмира: русская античность, город красоты и гармонии
Петербург — город проспектов и, более того, город проспекта (ср. у Андрея Белого: «Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов с бесконечностью в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург бесконечность проспекта, возведенного в энную степень. За Петербургом же ничего нет»), потому что Невский проспект — своего рода идеальный образ города, его идея, взятая в момент ее высшего торжества воплощения.
…«фасадность» Петербурга предполагает не только известную демонстративность-декоративность города, но и его многооконность
В.Н.Топоров «Петербург и Петербургский текст русской литературы»
Имперский город; Новая столица нового государства
Легенда об основании Петербурга: «16 мая 1703 года Пётр сложил крестообразно два дерна и сказал: “Здесь быть городу”. Над ним в воздухе парил орёл». …перед нами основатель города в понимании античной религии. Невольно вспоминается Ромул в момент основания Рима на Палатинском холме, когда 12 коршунов парило над его головю.
У этого царя, «в котором была сосредоточена энергия и жестокость конвента 93 года и революционная сила его» (Герцен), должна была созреть мысль о новой столице, на им самим покоренной земле, которую бы он мог создать по своему вкусу, где он заложит свои традиции и которой откроет новый период русской истории.
Н.П.Анциферов, Душа Петербурга
Как и всякий другой город, Петербург имеет свой «язык». Он говорит нам своими улицами, площадями, водами, островами, садами, зданиями, памятниками, людьми, историей, идеями и может быть понят как своего рода гетерогенный текст, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. Как некоторые другие значительные города, Петербург имеет и свои мифы, в частности аллегоризирующий миф об основании города и его демиурге
В.Н.Топоров «Петербург и Петербургский текст русской литературы»
О.Э.Мандельштам Дворцовая
площадь Императорский
виссон
И
моторов колесницы, –
В чёрном омуте
столицы Столпник-ангел
вознесён.
В тёмной арке, как
пловцы,
Исчезают пешеходы,
И на
площади, как воды,
Глухо плещутся
торцы.
Только там, где твердь светла, Черно-желтый
лоскут злится,
Словно в воздухе
струится
Петербург и Рим:
Наименование новой столицы градом святого Петра неизбежно ассоциировалось не только с прославлением небесного покровителя Петра I, но и с представлением о Петербурге как о новом Риме. Рим — город апостола Петра, а Папа Римский, согласно католической доктрине, наместник святого Петра на Земле. Имя Петр переводится с греческого как «камень». В Евангелии от Матфея Иисус говорит апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою… и дам тебе ключи царства Небесного» (Матф. 16:18–19). Петр Романов, несомненно, видел себя создателем новой церкви или даже новой религии — сакрального государства.
Ориентация на Рим и дух соперничества с ним проявляются не только в названии новой столицы, но и в ее гербе. Герб Петербурга содержит в себе трансформированные мотивы герба города Ватикана как религиозной квинтэссенции Рима. Это, конечно, не могло быть случайным. Так, перекрещенным ключам в гербе Ватикана соответствуют перекрещенные якоря в гербе Петербурга, расположение морского и речного якорей лапами вверх отчетливо выдает их происхождение — ключи в гербе римского первосвященника также повернуты бородками вверх. Символика герба Петербурга расшифровывается именно в этой связи. С одной стороны, якорь в христианской символике — символ спасения и веры. Но одновременно якорь символизирует флот — любимое детище царя Петра. Якоря, помещенные на место ключей апостола Петра, красноречиво свидетельствуют о том, чем император Петр намерен был отворить дверь своего нового парадиза. Тут есть и аллюзия на евангельскую фразу: «Царство Божие силою берется» (Матф. 11:12). Ключ в двери может легко повернуть любой, а вот чтобы поднять корабельный якорь, требуются очень большие усилия. Во время подъема якоря на судах английского флота звучала команда: «Аll hands on deck!» («Свистать всех наверх!») Якоря на гербе — знак постоянной мобилизации и готовности к усилиям и жертвам. Когда якорь поднят, корабль готов мчаться вперед на всех парусах. Кораблик, укрепленный на шпиле Адмиралтейства, есть подлинный символ новой столицы. Именно корабль, а не крест по повелению Петра красуется на здании Адмиралтейства. А ведь это семантически противоположные символы. Крест стоит неподвижно, корабль пребывает в вечном движении. Крест символизирует Вечность, корабль — вечно текущий поток времени. Крест — знак упования на Божественное спасение, корабль — памятник человеческому дерзанию и мужеству, веры в собственные силы и разум. (Любопытно, что в советское время, когда прежний герб Петербурга был отменен, а сам город переименован, именно кораблик воспринимался большинством жителей города как его подлинный герб и символ.) Таким образом, герб Петербурга семантически соответствует имени города. Имя и герб представляют словесное и визуальное выражение одной общей идеи.
Н.Асадова, Л.Мацих “Тайны Петербурга”
