Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
т.8 соц прест.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
64.23 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общегуманитарных дисциплин

ЛЕКЦИЯ № 8

по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

Тема: «Социология преступности и криминального поведения»

Донецк 2015

ЛЕКЦИЯ № 8. Социология преступности и криминального поведения

План:

  1. Правовое сознание и правовое поведение: особенности исследования в социологии .

  2. Проблема личности в теории и практике права.

  3. Концептуальные подходы к социологии преступности.

Право является неотъемлемой частью жизни общества и поэтому, естественно, в обществе, в составляющих его социальных группах, индивидах, возникает реакция на право, его формы, проявления, которая воплощается в правосознании и поведении членов общества. Она может быть разной, поскольку люди могут воспринимать право как важнейшую часть их взаимодействия, но могут относиться к праву пренебрежительно. Право может иметь разные отражения в сознании членов общества, отливаться в разные образы, но оно не может существовать вне правосознания конкретных индивидов, социальных групп. Все члены общества, каждый по-своему, усваивают право. Рост числа преступников с неумолимой закономерностью сопровождает историю развития человеческой цивилизации. С этим злом пытаются бороться, преступников судят, наказывают, при этом проблема причин преступности, понимание особенностей криминальной личности была и остается актуальной.

1. Правовое сознание и правовое поведение: особенности исследования в социологии

Правосознание - это совокупность знаний, представлений, оценок индивидов и групп по поводу права, его применения, форм выражения.

Правосознание складывается с социологической точки зрения под влиянием ряда социальных факторов: исторического опыта общества, социального окружения индивидов, собственного социального опыта отдельных индивидов и групп. Оно сопрягается с социальной структурой общества, приобретает разную наполненность, форму в зависимости от социального субъекта: общества в целом, классов, групп, слоев, отдельных индивидов.

Однако прежде чем обратиться к особенностям правовых знаний, представлений, оценок разных социальных субъектов, следует отметить, что правосознание имеет определенную гносеологическую структуру. Выявление этой структуры поможет глубже понять особенности правосознания различных социальных групп.

Правосознание, как любое другое (нравственное, политическое и т. д.), имеет два уровня: теоретический и обыденный. Они отличаются объемом знаний о праве, его системностью, степенью понимания правовых фактов, явлений и устойчивости правосознания. Теоретический уровень правосознания охватывает систематизированное научное знание о сущности права, его происхождении, разновидностях, о законности и правопорядке, юридической ответственности, правовом государстве. Теоретическое правосознание рационализировано, построено на логической аргументации, представляет собой относительно непротиворечивую систему взглядов, нацелено на понимание сущности правовых явлений.

Обыденное правосознание, напротив, не систематизировано, фрагментарно, состоит из отрывочных знаний, представлений, оценок права и его применения. Эти фрагменты могут противоречить друг другу, сочетаться с "правовым фольклором", который включает неверные суждения, надуманные представления о правовых нормах и законах.

Научно-теоретический уровень правового сознания - результат деятельности ученых, профессиональных правоведов. Их взгляды выражены в научных понятиях, правовых идеях, теориях, которые выработаны в процессе обобщения, изучения, сравнения многовековой и современной юридической практики и теории.

Обыденное правосознание складывается на основе текущей, повседневной жизни, общения людей между собой, практического опыта использования правовых норм, эмпирического знания о действующем праве, о юридической ответственности законности. Понятия обыденного правосознания обязательно включают моральную оценку, которая может даже превалировать, так как правовые взгляды на этом уровне обычно далеки от профессиональных. Конечно, это не означает отсутствия моральных оценок правовых явлений у профессионалов, но они руководствуются в первую очередь буквой закона. Обыденное правосознание может в отдельных случаях приближаться к профессиональному. Например, человек становится знатоком жилищного законодательства в силу собственных интересов и личного опыта. Он не имеет специальной юридической подготовки, но на практике приобретает достаточный объем знаний в этой области, навыков по их использованию. Его "научное" правосознание ограничивается представлениями о конкретной социально-правовой практике, остальные области права он представляет так же, как и многие окружающие его люди, в усеченном виде или вообще не имеет о них представления.

Итак, научно-теоретическая и обыденная стороны правосознания в совокупности характеризуют правосознание конкретного общества, отражают каждый по-своему особенности права, его применение.

Сегодня можно выделить такие компоненты моделей правового сознания, имеющие различную содержательную направленность у разных социальных групп и индивидов, как:

знания о праве как регуляторе общественных отношений;

представление о собственных правах и свободах, ответственности, а также видах деятельности, регулируемых правом;

отношение к правовым явлениям (к праву в целом, к требованиям конкретных норм права, к органам юстиции и их деятельности);

оценка своего правового положения, действующего законодательства и возможности правовой активности.

Правовое поведение: особенности исследования в социологии

Правовое сознание тесно связано с правовым поведением. Оно влияет на поступки личности, направляет ее действия в правовое либо неправовое русло. По поведению людей можно судить об уровне освоения и принятия права как регулятора отношений. В поведении обнаруживается как следование их нормам объективного права, так и использование личностью как субъектом права принадлежащих ей юридических возможностей.

Вместе с тем между правосознанием и правовым поведением нет линейного, жесткого соответствия. Реальные действия, поступки людей демонстрируют разные варианты поведения по отношению к требованиям норм права: можно знать правовые нормы, последствия своих поступков и действовать вопреки этому знанию; можно не воспринимать позитивно существующие нормы, но следовать им; можно иметь смутные, обыденные представления о праве, законе и действовать по "правовому инстинкту" или правовому чувству, сформированному воспитанием; можно сознательно соблюдать нормы и законы, со знанием дела использовать свои права и свободы.

Действия человека в сфере, регулируемой правом, делят на правомерные и неправомерные (противоправные).

Правомерное поведение подразделяют на:

объективно-правомерное - личность соблюдает правовые нормы при достижении собственных целей в силу внутреннего убеждения;

ситуационно-правомерное - поведение личности соответствует принятым нормам в конкретной жизненной ситуации, но внутренние убеждения отсутствуют;

законопослушное - интересы и цели личности не вполне совпадают, расходятся с правовыми нормами, но тем не менее человек им подчиняется.

Неправомерное поведение может быть:

внутренне-обусловленным - личность совершает правонарушение, осознавая, что нарушает интересы общества или права третьих лиц; не выполняет свои обязанности, вытекающие из соответствующих правовых норм;

ситуативно-случайным - правонарушение обусловлено незнанием правовой нормы или стечением неблагоприятных обстоятельств.

Основным признаком любого правового поведения (правомерного либо неправомерного) служит связь с нормами права: предписывающими, разрешающими или запрещающими. Без подверженности правовому регулированию поведение не может быть правовым. Правомерное поведение предусматривается разрешающими нормами, неправомерное (противоправное) - запрещающими. Оба вида правового поведения характеризуют определенное качественное состояние правосознания. Разнообразие видов правового поведения обусловлено разной мотивацией поведения в сфере права, разной направленностью правовой активности и отдельной личности, и групп.

Личность руководствуется в своем поведении интересами, ценностными ориентациями, установками, образующими мотивационный механизм ее поведения в любой сфере социальной жизни, в том числе и правовой. В основе правового поведения личности также лежат определенные потребности, интересы, цели, обусловливающие мотивы этого поведения. Мотивационный механизм представляет внутреннюю сторону какого-либо варианта правового поведения. Кроме внутренней стороны любое поведение имеет внешнюю сторону, выражающуюся в соответствии или несоответствии поведения человека требованиям правовых норм. Однако она всегда имеет .определенные внутренние основания.

Сходные по внешним характеристикам правовые действия, поступки людей могут быть продиктованы разными интересами, целями, мотивами. Потребности и интересы являются глубинным, внутренним стимулом поведения. Правовые действия совершаются в чьих-либо интересах: собственных, третьих лиц, общественных или групповых. Их различное сочетание, стремление к определенной цели обусловливают мотивы правового поведения, среди которых отечественные исследователи выделяют:

внутренние убеждения в правильности и справедливости требований правовых норм;

наличие собственной потребности в соблюдении закона;

осознание общественной необходимости соблюдения закона;

сознательное подчинение требованиям закона;

сознание собственных прав;

осознание групповых интересов;

боязнь юридической ответственности;

традиции;

пассивное выполнение определенных правил, привычка;

внутренние, узкокорыстные интересы;

негативные мотивы (месть, ревность), реализуемые правомерными средствами.

Как видим, правовые мотивы поведения достаточно многообразны.

Высшим типом правомерного поведения считают действия и поступки, совершаемые с внутренней убежденностью в соответствии этих поступков праву и закону и по собственной внутренней потребности "жить по праву". Правовая норма должна стать неотъемлемой частью внутреннего механизма поведения личности. Превращение правовой нормы в привычку делает право руководством к действию. Исследования норвежских ученых показали, что нормы права как таковые непосредственно на поведение человека не влияют1. Люди в значительной степени ориентируют свое поведение на определенные стереотипы, на групповое мнение. Изучив поведение людей до и после издания нормы права, они выяснили, что эффект нормы раскрывается, если она пройдет 4 стадии развития:

1 - актуализация в нормативном варианте скрытых жизненных целей индивида;

2 - осознание того, что новая норма более приемлема для достижения целей;

3 - фиксация нормативного образца в обыденных стереотипах;

4 - дискредитация прежней формы поведения. Следовательно, норма изначально должна объективно выражать какие-то жизненно важные интересы индивида. Лишь в этом случае исполнение ее станет привычкой; произойдет превращение образца в повседневную норму, выработается привычное отношение к правовой норме как руководству к действию. В результате форма поведения в соответствии с новой нормой заменит прежнюю и можно будет констатировать, что правовая норма изменила поведение индивида: он стал признавать те социальные ценности, которые закрепляет и охраняет правовая норма.

Внутренняя сторона правомерного поведения должна подкрепляться внешними факторами: содержанием и формой выражения правовых предписаний, способностью правоприменительных органов гарантировать реализацию последних наличием санкций.

Правомерное поведение предполагает не только ориентацию на нормы права, но и умение выбирать способы использования и защиты своих прав, выражать свои правовые притязания. Необходимо желание и умение индивида "вписать" себя в общественно-правовую жизнь.

Таким образом, правовое сознание и правовое поведение позволяют понять место и роль права в системе социальных отношений общества, реакцию членов общества на право. Правовое сознание и правовое поведение связаны между собой, имеют разные формы и уровни, зависящие от ряда социальных факторов, собственной социально-правовой практики отдельных индивидов и групп, исторического опыта конкретного общества.