Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка по журмаст копия.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
454.14 Кб
Скачать
  1. Кинообозрение

Что за птица - итальянское кино

На самом деле довольно стыдно признаваться в том, что я познакомился с итальянским кино лишь в 21 год. До этого к своим глазам я подпускал лишь образцы массовой, как правило, западной культуры. Само собой, я многое потерял.

Леопард

Из трех заранее выбранных итальянских режиссеров первым попробовать «на зуб» я решил Висконти. «Леопард» задрал планку качества на недосягаемую высоту. Остальные фильмы не смогли даже подобраться к ней. После просмотра я понял, что означает фраза «эпическое кинополотно». Посмотреть «Леопард» - самый надежный способ узнать о Рисорджименто, о Гарибальди, о жизни простого и не очень народа второй половины 19 века. Берт Ланкастер в образе князя Фабрицио Салина – мой герой, если не бог. Он с этими аристократическими бакенбардами и пышной гривой волос выглядит как леопард. Не только выглядит, но и говорит. «"Мы были леопардами, львами, наше место займут шакалы и гиены». Висконти хотел показать исчезновение подлинной аристократии и замену ее на пронырливых и хитрых дельцов, что сближает его с Чеховым. Салина – Раневская, Калоджеро – Лопахин. Вспомнить хотя бы сцену прибытия семьи Салина в фамильную капеллу. Во время мессы они, сидящие на скамьях, все в дорожной пыли, похожи на древние изваяния.

За облаками

Следующий фильм – последняя работа Микеланджело Антониони «За облаками», снятая в сотрудничестве с Вимом Вендерсом, показалась мне самым слабым звеном из моей тройки. «За облаками» - это несколько историй, объединенных фигурой безымянного путешествующего режиссера Малковича. От тривиального эротического фильма «За облаками» отличается более интеллектуальным наполнением диалогов (все, что я не понимаю, причисляю к излишне интеллектуальному) и серьезной актерской игрой. Сравнение с эротическим «киночтивом» не случайно. С уверенностью в 90 процентов можно говорить о том, что каждый появившийся в фильме герой будет, так или иначе, участвовать в сексуальном взаимодействии с другим героем. Естественно, есть исключения. Скажем, будущей монахине удалось избежать этой участи. Из положительных моментов – огромное количество знаменитых молодых актеров: Жан Рено, Джон Малкович, Питер Уэллер и т.д. В целом, ничего выдающегося, хотя порой проникаешься меланхоличным настроением картины и начинаешь задаваться глупыми вопросами, как и некоторые герои.

Амаркорд

На десерт мне досталось нечто необычное. «Амаркорд» Феллини – фильм-праздник. Фильм – ода небольшому городку Римини, в котором родился маэстро. У «Амаркорда» нет центрального сюжета, что немного дезориентирует. Непонятно, с какой стороны подходить к анализу произведения. Здесь все вертится вокруг Римини и его жителей. Множество эпизодов, разных по настроению: лиричных, пошлых, драматичных. Феллини выскоблил из своей памяти самые занимательные истории и сделал их достоянием миллионов. Зрелище на экране увлекает. События сменяют друг друга почти мгновенно. И все это безобразие (в хорошем смысле) происходит в эпоху расцвета фашизма, но это никак не влияет на то легкое настроение, которым проникнут фильм. Смотришь на различные эпизоды, например, самые знаменитые в школе, и понимаешь: итальянцы и русские похожи и переживают примерно одно и то же. Различия между всеми нами на земном шаре незначительны.

Моя выборка фильмов может многим показаться странной. Но, когда берешься за такую серьезную задачу, как анализ итальянского кино, необходимо выбрать как можно более ярких представителей со своими собственными подходами и представлениями о кинотворчестве. Не похожих друг на друга. Такие разные фильмы, но есть в них кое-что общее, присущее итальянскому кинематографу. Антониони, Висконти и Феллини - все они были без ума от своей страны. В их фильмах можно увидеть искреннее любование итальянскими пейзажами, восхищение итальянскими характерами. Также их сближает внимание к христианству. Во всех представленных мной фильмах имеют место сцены христианских месс, снятые с особым трепетом, как мне показалось. Также среди действующих лиц почти наверняка будет священник, правда, не суровый и правильный, а такой же, как все, со своими проблемами и причудами.

Италия теперь для меня – это не только Данте, Боккаччо и Петрарка. Это также Феллини, Антониони и Висконти…

Никита Чебыкин