- •2. Виды и формы знания
- •3. О теории познания
- •Глава 2: Рациональное познание
- •4. Формы рационального познания
- •5. Роль рационального познания
- •6. Сторонники рационального и чувственного познаний
- •Глава 3: Чувственное познание
- •7. Формы чувственного познания
- •8. Роль чувственного познания
- •9. Соседство чувственного и рационального познаний
- •Заключение
Глава 2: Рациональное познание
4. Формы рационального познания
Так как наш реферат имеет отношение к рациональному познанию, мы сейчас о нем расскажем и потом откомментируем наш рассказ так, что он свяжется с темой реферата о рисовании.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
К формам рационального познания относят:
Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.
5. Роль рационального познания
В рисунке есть множество рациональных моментов. Старые мастера индуктивно вывели, что, например, в портрете скуловая кость всегда просматривается и всегда идет к козелку уха, и это стоит рисовать так, даже если в натуре это иначе просто потому что так рисунок выглядит правильнее, так как он правильнее построен. Построение в рисунке это этап, или россыпь моментов (в зависимости от метода рисующего), во время которого(ых) рисующий становится рационалистом. С помощью анатомии и законов построения перспективы, выступающих в качестве понятий, рисующий выстраивает «скелет» будущей формы, намечает ее в листе, пользуясь знанием кодов композиции и даже если он не задумывается, рисуя это, и оно выходит спонтанно, потом он все равно проверят построение, пользуясь рационалистическим аппаратом, хотя в некоторых случаях все это (и даже проверка) может происходить автоматически (см. пункт 8). Следы работы этого рационального аппарата (не важно автоматически он использовался или нет) и отличают рисунок обучившегося рисованию человека от рисунка дилетанта. Но это вовсе не значит, что обучившийся рисованию не может или может нарисовать как дилетант.
Учебный рисунок или академический рисунок – могут быть оценены, потому что здесь есть довольно четкие критерии оценки. И в процессе такого рисования мы производим суждения относительно натуры, например, «это щека – она мягкая ткань». После чего моделировать щеку мы будем мягким, рассеянным штрихом, а рисовать ее будем стараться без острых или резких углов. Умозаключения тут также необходимы, например, когда надо нарисовать пятно падающей тени – с одной стороны мы должны учитывать форму предмета(ов), от которого(ых) она падает, с другой – форму предмета(ов) на который(ые) она падает, также нужно учесть освещение, его интенсивность, направленность и дистанцию, а еще продумать насколько тонально нужно нагрузить это пятно (это зависит от тональной композиции работы, от того, на центральной или на периферийной зоне находится это пятно, от его близости (в связи с построенной перспективой). Собрав все посылки мы сделаем вывод о том, каким именно будет это пятно и нарисуем его. Конечно, обычно это происходит постепенно, все факторы не учитываются в один и тот же момент, но учитываются поочередно, потом часто приходится их изменять относительно всего листа и иных умозаключений, но в конечном итоге все эти факторы складываются в одно теневое пятно и оно начинает рассказывать зрителю обо всем, что касается формы (и часто не только нее), о чем думал рисующий (подробнее о процессе см. пункт 9).
