3) Словесное действие.
Слово чтеца всегда адресуется непосредственно сидящим в зале. Что бы чтец ни рассказывал, как бы ни чувствовал, ни представлял себе – все должно направляться аудитории, так как ради нее он вышел на сцену и на нее должен воздействовать своими словами.
Поэтому. отыскав "добрые" глаза для первоначального общения, исполнитель постепенно должен перейти к общению со всем залом. Сделать это сразу не всегда удается. Чаще всего, коллективное общение и осуществляется через обращение исполнителя к отдельным слушателям и зрителям. Ведь завоевать весь зал, всю аудиторию можно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек, сидящий в зале, будет в полной уверенности, что чтец обращается именно к нему.
Так как общение людей в жизни совершается по-разному, тс и общение исполнителя (коллективное и индивидуальное)со своими слушателями так же должно быть многоплановым. Художественное произведение, лежащее в основе творчества чтеца, предоставляет ему возможность использовать различные формы и способы общения со своими слушателями:
В одном случае исполнитель может задуматься, как бы проанализировать вслух, погрузиться в решение какой-нибудь задачи сейчас, непосредственно на глазах У слушателей, вовлекая тем самым и аудиторию в поиски нужного решения. Отсюда, способ общения со слушателями будет как бы "через себя", через "самообщение". Концентрируя внимание на собственных "мыслях вслух", исполнитель тем самым заставляет слушателей разделить с ним его поиски.
В другом случае, наоборот, убежденность в правильности своей позиции рождает у исполнителя потребность прямо обратиться к слушателям, увидеть их глаза.
В третьем случае исполнитель, имеет возможность "нарисовать" обсуждаемый объект так, как он представляется самому исполнителю. Крылатое выражение К.С.Станиславского: говорить - значит рисовать зрительные образы; означает по сути дела не что иное, как мысленное восприятие этого образа сейчас, на глазах у слушателей. Конечно, такое мысленное восприятие должно пониматься не как сиюминутное, на глазах у слушателей, создание определенных видений, что, естественно, будет походить на галлюцинацию исполнителя, а как восприятие - "оживление" уже сложившихся в процессе работы конкретных видений. Это еще раз подчеркивает, что-действие чтеца в момент исполнительства заключается в оперировании готовыми уже сложившимися в той или иной степени четкости и ясности, видениями и что образование этих конкретных видений составляет необходимую, но предварительную стадию работы исполнителей. Рассказчик как бы переносит, виденное раньте, в концертный зал и, воспринимая еще раз виденное когда-то, заставляет и слушателя "увидеть" тоже же самое. Общение с с залом в данном случае будет не прямым, не непосредственно глаз в глаз, а через рисуемый, т.е. воспринимаемый чтецом образ. Цель этого рода общения - вовлечь аудиторию в созерцание происходящего.
Следовательно, каждый конкретный момент повествования требует от исполнителя определенного способа общения со своей аудиторией. Задача чтеца заключается в том, чтобы отобрать такие, необходимые, именно в данную минуту воздействия способы и формы общения, которые максимально способствуют передаче исполнительской сверхзадачи. При этом студенту-исполнителю необходимо помнить, что живой слушатель и зритель может внести самые неожиданные, непредвиденные коррективы в заранее обдуманный план исполнения.
Дальше. Действие словом должно осуществляться " как в первый раз". Чтец, так же как актер, должен заражать и •увлекать аудиторию живыми мыслями и живыми чувствами. Это значит- не передавать готовые суждения из заключения, а стараться сейчас и здесь, вместе со слушателями думать, искать и решать. Исполнителю необходимо помнить, что лучший способ убедить и взволновать своих слушателей - это заставить их пройти вместе с ним весь ход развития своих (авторских) мыслей. "Художник, для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием - - писал Л.Н.Толстой, - Если он вез нашел и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках"
Таким образом, целесообразное и продуктивное действие словом возможно тогда, когда слово адресуется слушателям; когда исполнитель находит верные способы и формы общения с аудиторией и когда текст и подтекст (видения, отношения, мысли, суждения и т.д.) рождаются в момент исполнения на глазах у слушателя.
