Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая Бердникова А. 19.05.2017.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
76.24 Кб
Скачать

Деятельность эвакуационной комиссии

Как следует из донесения старшего фабричного инспектора Минской губернии в Министерство торговли и промышленности от 9 ноября 1915 г. «Эвакуация промышленных предприятий из Минской губернии в Министерство торговли и промышленности от 9 ноября 1915 г., эвакуационная комиссия, созданная по распоряжению начальника Минского военного округа при Минском губернском объединённом земско-городском военнопромышленном комитете, выполнила эвакуацию торгово-промышленных предприятий города Минска - свою главнейшую задачу.

При содействии комиссии вместе с оборудованием и персоналом служащих и рабочих из г. Минска были вывезены все значительные промышленные предприятия, работавшие на государственную оборону. Эвакуированные механические заводы в ноябре-декабре 1915 г. возобновили свою деятельность на новых местах и продолжили выполнение ими казенных заказов (изготовление ручных гранат).

Также по предложению эвакуационной комиссии из г. Минска и других местностей губернии вывезено много металлов, машин, разного рода грузов.

Из работавших в Минской губ. предприятий, подчиненных надзору фабричной инспекции, эвакуированы следующие:

Фабрика дамских гребней «Ф. Турнье» — в г. Москву.

Механические заводы:

Товарищества Якобсон, Лившиц и К° — в г. Ярославль;

Т-во «Технолог» и т-во «Энергия» — в г. Москву;

Т-во Майзель и Шлапаков и т-во Г. Яншевский — в г. Харьков.

Фабрики обуви:

Т-во «Орел», т-во «Быстроход», т-во «Русь» — в г. Москву;

Т-во «Труд» — в гор. Царицын;

Фабрики сапожных колодок (была эвакуирована часть):

Фабрика Каменецкого и Лившиц — в г. Самару;

И. Ошеровича — в г. Ярославль.

Как свидетельствует «Донесение старшего фабричного инспектора Минской губернии в отдел промышленности (Эвакуационной комиссии Западного фронта) о деятельности Минской подкомиссии по эвакуации от 6 июня 1916 г.», работа Минской Подкомиссии по эвакуации продолжалась, но проходила она с большими затруднениями.

При эвакуации в сентябре – октябре 1915 г. вся военная и гражданская власть оказывала полное содействие бывшей Эвакуационной Комиссии. Теперь же, наоборот, почти на каждом шагу встречаются препятствия, крайне затрудняющие деятельность Подкомиссии.

Одной из проблем был отпуск денежных средств на необходимые расходы по Подкомиссии. Хотя она была сформирована и начала свою работу ещё в апреле 1916 г. и еще в марте начал решаться вопрос о выделении для нее кредита, однако только 23 мая с большим трудом старшим фабричным инспектором Минской губернии в канцелярии Главного Начальника Снабжения Армий Западного Фронта было получено разрешение на первый аванс в 5000 рублей. К тому времени большая часть этой суммы была израсходована, поэтому почти вслед за получением денег пришлось возбудить ходатайство в Эвакуационной Комиссии при Особом Совещании о новом авансе. Старший фабричный инспектор Минской губернии высказывал серьезные опасения, что из-за недостатка средств придётся снова сократить или приостановить работу Подкомиссии.

В связи с невозможностью найти служащих для канцелярии, Старший фабричный инспектор Минской губернии обратился к Главному Начальнику Снабжения о временном откомандировании в Подкомиссию двух писарей из нестроевых нижних чинов, причем указал и фамилии подходящих лиц, свободных от занятий. Последовал отказ.

Значительная часть губернии, та, которая лежала на западе от города Минска, являлась районом, въезд в который без особого разрешения был запрещён. Целый месяц Старший фабричный инспектор Минской губернии хлопотал о выдаче инженерам и техникам разрешения на право въезда в этот район – для обследования промышленности. Пока вопрос не был решен, ему приходилось направлять технический персонал в восточную часть губернии, западная же, находящаяся под угрозой неприятельского нашествия, в которой и следовало бы начать составление плана эвакуации, оставалась совершенно не обследованной и не готовой к эвакуации.

Ношение инженерами Подкомиссии гражданской одежды крайне затрудняло разъезды, поскольку без формы нельзя было добиться ни билета на станциях, ни подвод, не всегда возможно было добраться и до коменданта, чтобы предъявить ему документы, ходатайствовать о содействии. На ходатайство инженерам и техникам носить одежду по образцу служащих Всероссийского Земского Союза или Инженерных Дружин, со стороны Главного начальника Снабжений также последовал отказ.

Достаточно долго не был назначен председатель Минской Подкомиссии, и Старший фабричный инспектор Минской губернии оставался в неопределённом положении временного исполняющего обязанности председателя [14].

Несмотря на все прилагаемые Старшим фабричным инспектором Минской губернии усилия для ускорения и расширения работы Подкомиссии, в случае невыполнения возложенных на Подкомиссию обязательств, он отказался принять на себя ответственность ввиду вышеуказанных причин.

Военная промышленность

Список предприятий Минской губернии, занятых изготовлением заказов по государственной обороне, 18 августа 1915 г [14].

Название предприятий

Местонахождение

Число рабочих

Предметы изготовления

Лесопильный завод

Речицкий уезд

125

Воинские доски и материалы для железных дорог

Фанерный завод

Город Мозырь

210

Ящики для интенданства

Механические заводы

Город Минск

180

Шрапнельные токарные станки и трансмиссии

60

45

35

Фабрика обуви

200

Солдатские сапоги и респираторы

Кожевенный завод

80

Кожевенные материалы

Артилерийская починочная мастерская

800

Ремонт артиллерийских орудий

Пекарно-сухарный завод

120

Хлеб и сухари для армии

М. Барановичи

Неизвест.

Металлообрабатывающая промышленность

На производство боеприпасов, транспортных средств и другого военного снаряжения были переключены все предприятия металлообрабатывающей промышленности. Так, проволочно-гвоздильный завод в Барани Оршанского уезда и Речицкий проволочно-гвоздильный завод изготавливали скобы, подковы, шипы, колючую проволоку и др. Снаряды и гранаты производили 8 заводов в Минске, 3 – в Гомеле, а также Речицкий и Оршанский проволочно-гвоздильные заводы. Изготовлением ручных гранат занимался завод акционерного общества Пружковского в Ново-Борисове, бомбы производил Новоборисовский чугунолитейный завод Орловского. Из металлообрабатывающих предприятий Витебска на оборону работали фабрика оптических приборов, чугунолитейный завод Шехтера, завод Гринберга. Гомельские металлообрабатывающие заводы Агроскина, Фрумана и бр. Дубинских изготавливали гранаты, девятисантиметровые чугунные снаряды и бронированные втулки. В 1915 г. открылось 10 крупных швейных мастерских, 5 заводов по производству снарядов и гранат, артиллерийские мастерские в Бобруйске и Гомеле [2; 3; 9].

Химическая промышленность

Возросшие потребности действующей армии способствовали развитию химической промышленности. Наиболее крупные поставки для военного ведомства производил Выдрицкий завод сухой перегонки дерева. Охру и сурик для военного и морского ведомств изготовляла Лоевская фабрика сухих красок, мазь для сапог поставлял крупный предприниматель Альтшуль и т.д. [2; 3; 9].

Швейная, обувная и текстильная промышленность

Как следует из письма минскому губернатору от председателя Комитета по делам кожевенной промышленности «Сокрытие в Минской губернии запасов кожевенного сырья его владельцами в целях спекуляции» от 11 октября 1916 г., из поступающих в комитет заявлений с ходатайством о вывозе кож за пределы губернии усматривалось наличие большого количества кожевенного сырья, имеющегося на руках у частных лиц.

И в то же время, из поступающих заявлений руководителей местных заводов следовало, что заводы плохо обеспечены сырьём.

Всё это позволяло заключить, что определенные запасы укрываются в целях спекуляции, поэтому комитет просил рассмотреть возможность использования военных запасов.

Белорусская промышленность участвовала и в снабжении армии обмундированием. До начала войны в Беларуси преобладало мелкое ремесленное производство, и с началом военных действий положение ремесленников ухудшилось. Однако уже в первые месяцы войны армия предъявила огромный спрос на различные виды вещевого довольствия войск (белье, телогрейки и т.д.). Потребность в таких количествах не могли удовлетворить даже крупные российские фирмы.

Беларусь явилась благоприятным районом для развития швейной промышленности. На ее территории были сосредоточены склады Западного фронта, а также имелась свободная рабочая женская сила из числа беженцев. Эти обстоятельства в значительной мере объясняют ту быстроту, с которой создавались на территории Беларуси различные предприятия швейной промышленности для выполнения государственных заказов. Война создала благоприятные условия для проникновения в текстильную промышленность крупного капитала. В 1915 г. в Беларуси было открыто 10 предприятий с количеством рабочих 1670 человек и произведено продукции на 4 млн. руб. Крупные заказы на пошив обмундирования выполняли в Могилеве — фабрики Чапникова и Бочкова, в Витебске — купца Даненберга и т.д. В выполнении заказов для военного ведомства принимал участие банкирский дом «Побережский и К°», который создал в Минске ряд швейных мастерских, а также крупная фирма «Н .Шварц и бр. Розман», эвакуированная из Варшавы со значительной частью рабочих.

Шинельное сукно для армии начала производить Поречская суконная фабрика в Пинском уезде, заказы на поставку одеял получили Слонимская и Ружанская суконные фабрики и некоторые другие. Однако в 1915 г. эта территория была оккупирована неприятелем. С этого времени на линию фронта работали только текстильные предприятия восточных районов Беларуси. Наиболее крупные государственные заказы получила льнопрядильная фабрика «Двина», в связи с чем уже в 1915 г. она увеличила свое производство на одну треть. Такое же положение сложилось и на Яковлевичской суконной фабрике, Дубровенской хлопкопрядильной фабрике, Могилевской чулочной фабрике и др. К поставкам для армии были привлечены и некоторые мелкие предприятия.

Важную роль играло кожевенно-обувное производство. Поставками обуви воинским частям занимались, как правило, крупные фабрики. В мае 1915 г. было организовано Всероссийское общество кожевенных заводчиков, в которое вошли и некоторые владельцы кожевенных заводов Беларуси. Общество занималось распределением военных заказов, а входившие в его руководство крупные фабриканты стремились получить наиболее выгодные заказы для себя.

Крупным поставщиком сапог для армии была минская обувная фабрика «Орел». С декабря 1914 г. по август 1915 г. было поставлено 100 тыс. пар сапог. До эвакуации в Москву поставки обуви для армии производила и минская фабрика механической обуви «Скороход». Белорусские предприниматели выполняли также военные заказы на изготовление патронных сумок, поясных ремней, шорных изделий и др.

Наряду с крупной промышленностью к изготовлению обуви для армии привлекались и ремесленники. Властями была предпринята попытка наладить централизованное снабжение сырьем, размещение заказов среди ремесленников, прием и сдачу обуви представителям интендантства. Однако это не дало серьезных результатов. С начала войны и до весны 1916 г. в Гродненской и Минской губерниях таким образом было заготовлено 290 тыс. пар сапог. Хотя этот способ производства был в Беларуси распространен шире, чем в российских губерниях, однако весь объем заготовки в трех губерниях не превысил годового производства одной минской фабрики «Орел».

Однако интенсивное развитие крупного предпринимательства в швейной промышленности в 1915 г. было приостановлено из-за неудач на Западном фронте и отступления русских войск. Наиболее важные промышленные предприятия из Беларуси были эвакуированы. Вследствие этого объем производства в швейной промышленности в 1916 г. резко снизился. Произошли некоторые изменения и в направлении ее деятельности.

Появилась потребность в ремонте обмундирования, в связи с чем были приняты меры к расширению ремонтных мастерских. Так, в Минске была открыта портняжно-пошивочная мастерская, в которой работало около 450 человек, в Могилеве — мастерская по ремонту обмундирования с количеством 318 человек и ряд других [2; 3; 9].

Деревообрабатывающая промышленность

С началом войны резко сократилось гражданское строительство, что привело к массовому закрытию предприятий. Однако отступление русской армии потребовало срочного строительства мостов и дорог, укрепления линии обороны, постройки пунктов для эвакуированных беженцев и раненых. Это вызвало огромный спрос на пиломатериалы и фанеру. Десятки деревообрабатывающих предприятий стали интенсивно работать на армию. Тем не менее, уровень развития этой отрасли был значительно ниже довоенного. Самой существенной проблемой являлась нехватка квалифицированных рабочих, обусловленная массовым призывом в армию [2; 3; 9].

Хлебопекарно-сухарное производство

В период Первой мировой войны наиболее быстрыми темпами развивалось хлебопекарно-сухарное производство. До войны эта отрасль в Беларуси была развита слабо. Кроме кустарных предприятий здесь работали две относительно крупные хлебопекарни, в которых было занято 168 рабочих. Выгодные военные заказы создали благоприятные условия для развития этой отрасли. В ноябре 1914 г. в Витебске открылись два сухаросушильных завода, которые работали круглосуточно и в праздничные дни. Новые предприятия открылись также в Минске, Ново-Борисове и Могилевской губернии.

Однако особенно хлебопекарно-сушильное производство возросло в 1915 г. Резкое увеличение количества войск на территории Беларуси, вызванное отступлением русской армии, потребовало значительно больше хлеба и сухарей, чем раньше. Производственные мощности военных хлебопекарен могли удовлетворить заказы войсковых частей Минского военного округа лишь на 27 %. Поэтому на полную мощность круглосуточно и без выходных начали работать все хлебопекарно-сушильные заводы. Численность рабочих по сравнению с 1914 г. увеличилась в 4,9 раза, а объем производства — в 4,7 раза. Практически все частные хлебопекарни стали работать на удовлетворение потребностей фронта в хлебе и сухарях. Даже в 1916 г., когда из-за нерегулярной доставки муки произошло некоторое снижение объемов хлебопекарного производства, частные хлебопекарни производили 57 % всей выпечки хлеба.

В связи с войной существенно расширился рынок и для некоторых отраслей. Так, поставки растительного масла и олифы для армии выполняли Гомельский, Могилевский, Бобруйский и два Витебских маслобойных завода, махорки — могилевская фабрика «Дружина», Витебская и Полоцкая табачные фабрики, минские фабрики Цукермана, Харлипа и Перлиса. Для помола зерна было привлечено значительное количество мельниц. С полной нагрузкой работали дрожжевые заводы в Минске, Витебске, Бобруйске, Толочине и Рогачеве.

Об увеличении военных прибылей свидетельствует тот факт, что на Речицком проволочно-гвоздевом заводе они выросли в 16,2 раза, на Скакольской мельнице – в 8,8 раза, Витебском оптическом заводе – в 5 раз [2; 3; 9].

ТОРГОВЛЯ НА ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Война деформировала и структуру внешнего и внутреннего торгового рынка Беларуси. В результате закрытия западных рынков и снижения спроса на юге империи полный крах наступил для экспорта леса, уменьшился объём торговли льном – основным предметом вывоза Беларуси. В то же время в связи с ростом потребительского спроса за счёт беженцев и военных выросли обороты на внутреннем рынке: продажа одежды, табака, зерна, железа, мяса. Приостановка казённой продажи спиртного способствовала широкому распространению самогоноварения и нелегальной торговле водкой. Из-за сильного упадка сельского хозяйства почти перестали поступать на рынок предметы первой необходимости, что вызвало рост цен, снижение уровня жизни народа. Цены на продукты питания и одежду в Беларуси к 1917 г. увеличились в 5—8 раз по сравнению с 1913 г., квартплата возросла на 50-100%. В прифронтовых губерниях в условиях чрезвычайной нищеты, большой скученности населения и голода распространились различные эпидемические заболевания — тиф, холера и др.

Казнокрадство, взяточничество, спекуляция стали обычным явлением. Заработки рабочих не поспевали за ростом цен на продукты, топливо, жилье. В Беларуси фабричные рабочие получали почти вдвое меньше, чем в России [5; 8; 11].