- •Экономический суверенитет государства: элементы и механизмы защиты
- •«Спор о компетенции» экономистов и конституционалистов
- •Свобода капитала и суверенитет
- •«Международно-правовые» и интеграционные вызовы экономическому суверенитету
- •Государственный долг и экономический суверенитет
- •Ресурсно-энергетический суверенитет: вызовы и механизмы защиты
- •Направления защиты валютно-финансового суверенитета
- •Информационная безопасность и экономический суверенитет
- •Направления защиты фискального суверенитета
- •Вызовы научно-технологическому суверенитету
- •Взаимное пересечение вызовов экономическому суверенитету
- •29 Так, в Заявлении, утвержденном Постановлением гд от 19.06.1998 № 2644-II, прямо говорится про «прямую угрозу экономическому и политическому суверенитету государства…».
Олег Болдырев,
аспирант юридического факультета
МГУ имени М.В.Ломоносова
Экономический суверенитет государства: элементы и механизмы защиты
На фоне усиления процессов глобализации и не стихающего мирового экономического кризиса все больший интерес политиков и ученых вызывают вопросы, связанные с экономическим суверенитетом национальных государств. Традиционно их осмыслением занимаются экономисты и геополитики, но важным представляется и юридический, в том числе, конституционно-правовой анализ. Для России, отметившей двадцатилетие принятия своей Конституции, проблема дополнительно актуализирована недавним присоединением к ВТО, а в самое последнее время – еще и угрозой применения экономических санкций в связи с событиями на Украине. И если на этапе разработки Конституции применительно к экономической сфере внимание фокусировалось на закреплении различных форм собственности, права на предпринимательскую деятельность и других экономических прав и свобод, то сегодня приоритетным становится вопрос защиты экономического суверенитета государства.
Сам этот термин, широко применяемый в трудах по экономике и геополитике, встречается и в юридической, в том числе, конституционно-правовой литературе. Чаще он используется узко, в рамках международного права и внешнеэкономической политики1, но имеет место и более широкий подход, трактующий экономический суверенитет как «возможность государства самостоятельно и независимо строить свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику»2. В целом анализ дефиниций «экономического суверенитета» позволяет выделить такие основные смысловые значения данной категории, как возможность (право) государства определять направления своей экономической политики и осуществлять ее; независимость в экономической сфере, экономическую самодостаточность и экономическую безопасность; сбалансированность взаимозависимостей данного государства с другими государствами; полный и неотъемлемый контроль государства над всеми своими экономическими ресурсами, активами и пассивами3. Используется данный термин и в российском законодательстве, например, в п.2 ст.6 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», при этом определение экономического суверенитета в законе не дается. Прежний закон (№ 157-ФЗ от 13.10.1995), называя в качестве первой своей цели защиту экономического суверенитета, также не разъяснял данный термин (для целей данного закона попытки сформулировать определение экономического суверенитета осуществлялись его комментаторами4), однако, в ст.2 определял близкий по смыслу, хотя и не полностью совпадающий, термин «экономическая безопасность».
«Спор о компетенции» экономистов и конституционалистов
Один из наиболее дискуссионных вопросов в экономической науке - о степени участия государства в экономике - в силу фундаментальности заслуживает внимания и конституционалистов, и нередко разрешается на высшем конституционном уровне, о чем свидетельствует история и зарубежный опыт. Так, А. Торрес дель Мораль в качестве общей черты конституционных актов, принятых после Второй мировой войны, отмечает признание права публичной власти «вторгаться и регулировать то, что ранее оставлялось только рыночным механизмам»5.
В то же время ответ на этот вопрос не универсален для всех государств и эпох6. Конституция, закрепляя рамочные положения, должна давать и «свободу маневра», целесообразность которого определяется конкретной ситуацией. И если экономиста интересует вопрос о степени участия государства в экономике, то для конституционалиста концептуально важно иное: допустимо ли, вне зависимости от доминирующих сегодня представлений о степени необходимого/допустимого участия государства в экономике, «связывать руки» последующим властям и народу, лишая их самой возможности определять степень государственного участия в экономике? И, если нет, то какие механизмы, препятствующие подобному самоограничению, следует закрепить на конституционном уровне? Таким образом, конституционно-правовая постановка вопроса предполагает заботу об обеспечении суверенной возможности реализации в конкретных исторических условиях любого из принятых по данному вопросу решения и, тем самым, реализации закрепленного в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. «суверенного права каждого государства выбирать экономическую систему в соответствии с волей своего народа…»7.
