Задача №8.
Больной П., 27 лет, преподаватель вуза, направлен в больницу 02.06 с диагнозом «острая дизентерия». Со слов больного, заболевание началось 18.05, когда появился жидкий стул до четырех раз в сутки без патологических примесей. С 22.05 больной заметил примесь крови и слизи в испражнениях, с 25.05 после дефекации появились довольно интенсивные боли в животе, по вечерам субфебрильная температура тела. Постепенно снизился аппетит, нарастала слабость. Эпидемиологический анамнез благополучный. В прошлом перенес грипп, ангины, острый гастрит.
При поступлении в больницу состояние пациента было удовлетворительное, температура тела 36,70С. Кожа и слизистые оболочки обычной окраски. Язык чистый, влажный. Пульс 80 уд/мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. АД 100/60 мм рт. ст. Тоны сердца чистые. Перкуторный тон над легкими ясный, дыхание жестковатое, хрипов нет. живот мягкий, слегка болезненный в левой подвздошной области; сигмовидная кишка уплотнена, при пальпации определяется урчание по ходу толстой кишки. Печень и селезенка не увеличены. В приемном отделении подтвержден клинический диагноз «острая дизентерия», больной направлен в отделение. В последующие дни стул два-четыре раза в сутки, кашицеобразный, с кровью и слизью.
Cигмовидная кишка уплотнена, болезненна при пальпации. Постоянно вечером субфебрильная температура тела. Анализ крови: эр. 4,32·1012/л; Hb 152 г/л; л.10·109/л; э. 40%; п. 20%; с. 54%; лимф. 15%; мон. 7%; СОЭ 22 мм/ч; общий белок 59 г/л; альбумины 58,4%; глобулины: α1 4,1%; α2 8,2%; ß 12,3%; γ 17%. Урограмма без патологических отклонений. Повторные посевы кала на дизентерийную, тифо-паратифозную и условно-патогенную флору отрицательны. Серологические реакции в динамике заболевания не выявили титров антител к дизентерийным антигенам. Копрограмма: кал жидкий, лейкоциты покрывают все поля зрения, эритроциты 10-20 в п/зр.
На шестой день пребывания больного в стационаре произведена ректороманоскопия. Ректоскоп введен на 15 см, дальнейшему продвижению тубуса препятствовали обильные кровянисто-слизистые массы. На осмотренном участке слизистая оболочка резко отечна, ярко гиперемирована, поверхность ее сплошь эрозирована, обильно кровоточит при прикосновении ректоксопа. Резко выраженные изменения слизистой оболочки прямой кишки при относительно удовлетворительном самочувствии больного, отсутствие эффекта от проводимой терапии, отрицательные данные бактериологического и серологического обследований, гипо- и диспротеинемия позволили отклонить диагноз «дизентерия».
Более тщательный опрос больного показал, что в течение последних двух-трех лет он уже испытывал эпизодические тупые боли в животе, периодически замечал кровь и слизь в оформленных испражнениях, но связывал все это с возможным геморроем. В течение последних трех месяцев отмечал наличие крови в оформленном кале почти ежедневно. Полученные дополнительные сведения позволили врачам установить диагноз обострения вялотекущего хронического неспецифического колита, который подтвержден затем колоноскопически, гистологически, ирригоскопически и в результате длительного клинического наблюдения за течением заболевания.
