Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сандомирский Марк — Защита от стресса.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.95 Mб
Скачать

Позиция «я не благополучен»

Если же человек приходит к выводу: «Виноват я сам» (интрапунитивная реакция), то это самообвинение, начавшись с конкретной ситуации, распространяется на другие события, которые весьма услужливо подсовывает память, и негативные мысли по ассоциации нанизываются одна на другую. Приведем условный, но достаточно близкий к реальной жизни пример подобной цепочки ассоциаций: «Опять я погорел по собственной глупости ... вот и в прошлый раз было так же... опять не повезло... впрочем, мне никогда особо-то и не везло... мне всегда не везет... всю жизнь так... говорил мне отец (мать, друг, жена, учитель в школе, сержант в армии, начальник, кореш-собутыльник и проч. - выбирайте сами), что я неудачник... Я НЕУДАЧНИК...» Далее следует эмоциональная реакция, сопровождающаяся агрессией против себя либо против окружающих, в явной или скрытой форме. Возможны разнообразные вариации: «Я несчастный человек, меня девушки не любят» (помните трагикомическую фигуру Паниковского в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова? Не так уж редко современные молодые мужчины страдают подобным «комплексом Паниковского», стараясь всеми доступными способами доказать себе обратное — свою мужскую состоятельность). Или комплекс самообвинения женщины, у которой не складывается семья: «Я беспросветно одинока... я никому не нужна, на меня не обращают внимания... они все просто сбегают от меня, ни один долго не задерживается... они чувствуют во мне что-то такое... как будто на мне какое-то проклятие...» Или комплекс самообвинения женщины, узнавшей об измене мужа, но обвиняющей себя в том, что «...я его не удержала... Я ему совсем не нужна... Даже не общаемся... Приходит домой, молчит... Это из-за меня он так... Я хочу ему как-то помочь, но ничего неполучается... Я боюсь, что он заберет у меня и детей, они ближе к отцу...»

Естественно, подобное самообвинение не проходит даром. И вот уже появляются негативные эмоции — то орудие пыток, с помощью которого в данном случае человек сам себя мучает и истязает. И вот человек, вместо того чтобы вернуться к реальной жизни, активными действиями решать свои проблемы, автоматически становится на пораженческую позицию, настраивает себя на худшее, пассивно ждет плачевного исхода, окончательного провала, фатальной неудачи.

Так как же справиться с этой напастью, может ли человек сделать это самостоятельно?

В конечном счете обе вышеописанные позиции «Я не благополучен» и «Они не благополучны» представляют собой проявление недостаточной личностной зрелости, инфантильности. По мнению Д. Осгуда (1992), подобная жизненная позиция основана на идеализации действительности, приводящей в итоге к крушению нереалистичных надежд. А следствие этого — либо пассивная капитуляция перед действительностью («Я не благополучен»), либо агрессия, деструктивное наивно-бунтарское неповиновение ей с перекладыванием ответственности на окружающих («Они не благополучны»).

Когда мы говорим, что эти незрелые личностные установки связаны с нереалистичным восприятием действительности, то имеем в виду, что человек реагирует на окружающую ситуацию, исходя не из настоящего, а из прошлого (Макаров В.В., 2000), руководствуясь механически усвоенными стереотипами, копирующими поведение других людей. Как правило, это фрагменты чужого опыта, «непереваренные», некритически усвоенные человеком в детстве (родительское программирование), не переосмысленные самостоятельно в период взросления. Связанные с ними нерациональные, не поддающиеся логической коррекции убеждения представляют собой источник конфликта между сознанием человека и его подсознательными установками. (На этом внутреннем конфликте мы подробно остановимся в дальнейшем.) Они лежат в основе неадаптивного поведения и представляют собой негативно-пораженческие неосознаваемые жизненные планы — «сценарии» и психологические «игры», в которых мнимый выигрыш (удовлетворение инфантильных потребностей) достигается ценой неоправданных жертв и несоизмеримых потерь — как материальных, так и психологических, и духовных.

Противоположностью этому служит зрелая — активная или продуктивная жизненная позиция, к которой человек приходит в результате осмысления своего отношения к жизни, сознательной «работы над собой». Она основана на оптимистичном, убежденно-реалистичном подходе к действительности. Отсюда и осознавание ее возможных ограничений, а наряду с этим — своих собственных недостатков. Здесь нет места односторонним оценкам «не благополучен», напоминающим приговор, который не подлежит отмене. Еще одна основа активной позиции — чувство персональной ответственности. Реалистичный взгляд на мир признает наличие в нем проявлений несовершенства и нерешенных проблем, которые являются не чем иным, как материалом для работы по их исправлению. Тем самым данная позиция включает в себя основополагающую готовность человека к практическим действиям по преодолению внешних, жизненных барьеров и коррекции своих внутренних проблем. Это проявляется, по Д. Осгуду, в формулировке конкретных, практически достижимых жизненных целей и активной деятельности по их достижению.