- •Глава 1: Предпосылки чеченского конфликта….…………………………………………………….......4
- •Формирование чеченского этноса……………….....................4
- •Политика Российской империи и ссср в Чечне………...…7
- •Глава 2: Чеченская революция и чеченский конфликт.
- •Глава 3: Современная чеченская политика………………….....12
- •Глава 1: Исторические предпосылки Чеченского конфликта.
- •Понятие Чеченского конфликта.
- •Формирование вайнахского этноса.
- •1.2. Взаимоотношения России и Чечни до 1990 года.
1.2. Взаимоотношения России и Чечни до 1990 года.
На территории современной Чечни славяне появились достаточно рано, в VII - VIII веках нашей эры. Это были славянские переселенцы, являвшиеся, как и протовайнахи подданными Хазарского каганата. О взаимоотношениях предков чеченцев и предков русских в этот период практически ничего не известно, однако для нашей темы важен факт того, что русские на земле современной Чечни не являлись чужаками и пришельцами. Об этом говорит например название реки и селения – Урус Мартан, то есть «россиянин Мартын»4.
В XVI веке чеченский этнос выделяется из вайнахского. Происходит этот условный процесс (условный, так как к вайнахской общности обращаются чеченские политики и в настоящее время) тогда, когда вайнахи спускаются с гор и начинают заселять долины Кавказа, контактируя с местными жителями, делясь на два больших племенных союза - нохчи (чеченцы) и галгаи (ингуши). Долины Северного Кавказа заселены на тот момент терскими казаками, либо принадлежат черкесским князьям (у черкесов на тот момент было развитое феодальное общество). Казаков чеченцы вытесняют на северный берег Терека, а с черкесскими феодалами происходит крайне интересное и важное политическое взаимодействие. Чеченский народ, проживая изолированно в горах, не имел своих вождей и феодалов. Спорные вопросы решались в основном на совете страны - мех тхеле, хотя и его решения имели больше декларативный характер. Спустившись с гор и заняв плодородные земли, чеченцы однако не могли претендовать на статус хозяев этих земель. В эпоху феодализма земля должна была быть "чья то", то есть принадлежать какому то феодалу. У чеченцев феодалов не было, поэтому они рисковали стать жертвами иностранных завоевателей, так как в их глазах не являлись субъектами феодального права. Поэтому чеченцы приглашали к себе в качестве формальных правителей черкесских князей, которые представляли их на дипломатической арене. Однако реальной власти эти князья не имели, а если претендовали на неё, то чеченский мех ткел быстро изгонял их и призывал нового феодала. По факту чеченцы, в отличие от большинства остальных народов Европы и Азии не имели над собой реального феодального управления. Это важно для понимания последующей реакции чеченцев на попытку российских властей реально управлять Чечней, а не править ей лишь номинально.
Попытки Российского государства усиливать своё влияние на Кавказе начинаются с XVI века. Впервые дипломатические отношения с Россией устанавливает Шейх мурза Окоцкий, который воюет на стороне Русского царства против Турции. Однако шейх был вскоре убит, а дальнейшие отношения чеченцев и русских, которые на Кавказе были представлены терскими казаками и незначительными царскими гарнизонами носили характер вялотекущего военного противостояния и активного культурного обмена.
Принципиален вопрос о том, добровольно или принудительно вошла Чечня и весь Северный Кавказ в состав России? Турция серией венчавших войны мирных договоров, от Константинопольского (1724 г.) до Адрианопольского (1829 г.), и Иран договорами — от Петербургского (1723 г.) до Гюлистанского (1813 г.) — отдали России Кавказ, который до этого находился под их сугубо номинальным контролем. Однако с точки зрения международного права того времени кабардинские и черкесские князья, которые являлись в свою очередь номинальными властителями Чечни, предавались от старого суверена (Турции) новому суверену (России) на вполне законных основаниях и считались, в случае выступления их против новой власти, только бунтовщиками. Российские власти, понимая что власть феодалов над чеченцами не имеет реальной силы, старались получить легитимацию вхождения Чечни в состав Российской империи с помощью местных авторитетов. Князья, представители от мехк кхелов (совета страны) и старейшины с лёгкостью подписывали трактаты, клятвы, договоры о мире и подданстве с лёгкостью, представляя власть России над Чечнёй подобной власти Турции, то есть номинальной, без вмешательства во внутренние дела народа. Это ещё одно подтверждение юридически добровольного вхождения Чечни и Кавказа в состав России. Для российских властей подписанные договоры значили всё, а для чеченской стороны не значили практически ничего. Все они были подписаны от имени либо номинальных князей, либо мехк кхела, который не имел полномочий и возможностей навязывать свои решения населению. Поэтому сразу после добровольного вхождения Чечни в состав России радикально настроенные мусульманские проповедники объявили неверному русскому царю Джихад. Однако поначалу этот вызов остался незамеченным даже среди чеченцев. Более существенным фактором, повлиявшим на дальнейшую войну против России, была попытка закрепощения чеченцев, в результате которой планировалось реально подчинить горцев номинальным чеченским князьям и создать прослойку местного туземного дворянства. Религиозный и хозяйственный факторы настроили в итоге чеченцев против российских властей.
События Кавказской войны, политика Шейха Мансура и Имама Шамиля остаются за рамками данной работы. Однако необходимо выделить один факт, благодаря которому во многом Кавказская война была закончена в пользу России. Это первый и крайне интересный пример информационной борьбы князя Александра Барятинского против Шамиля. Шамиль, в виду военных поражений своего имамата вёл активную агитацию против России, утверждая что в случае победы русские снова сделают попытку закрепощения чеченцев, обратят их в казаков, запретят веру или будут призывать в армию. Российское командование выпустило листовки (прокламации) на русском и арабском языке, в которых обещалось следующее:
Прокламация чеченскому народу: объявляю вам от имени Государя-Императора, 1)что правительство Русское предоставляет вам совершенно свободно исполнять навсегда веру ваших отцов; 2) что вас никогда не будут требовать в солдаты и не обратят вас в казаков; 3) даруется вам льгота на три года со дня утверждения сего акта, по истечении сего срока вы должны будете для содержания ваших народных управлений вносить по три рубля с дома, предоставляется, однако, аульным обществам самим производить раскладку этого сбора; 4) что поставленные над вами правители будут управлять по шариату и адату, а суд и расправы будут отправляться в народных судах, составленных из лучших людей, вами самими избранных и утвержденных начальством; 5) что права каждого из вас на принадлежащее вам имущество будут неприкосновенны.
Земли ваши, которыми вы владеете или которыми наделены русским начальством, будут утверждены за вами актами и планами в неотъемлемое владение ваше. 5
Подлинную подписал главнокомандующий Кавказской армией и наместник Кавказа генерал-фельдмаршал князь Барятинский. Это была четкая и внятная политическая и социально-экономическая программа. Пройдемся еще раз по смыслу прокламации: 1. Свобода вероисповедания, а точнее — признание ислама официальной религией. 2. Освобождение от воинской обязанности, то есть от обязанности нести службу в российской армии. 3. Налоговый «отпуск» на три года, а далее — единый налог строго определенного размера, собираемый только местными властями. 4. Широкие права самоуправления, вплоть до применения собственной правовой системы, адата и шариата, исключительная подсудность чеченцев собственным судам. 5. Гарантия от реквизиций и конфискаций, неприкосновенность частной собственности, собственности на землю, и в особенности прав и привилегий высшего класса, правителей чеченского общества.
Это лишь один из примеров удачной военной и политической стратегии князя Барятинского, который закончился разгромом имамата и сдачей имама Шамиля, а также постепенным замирением Кавказа. Помимо России примирению способствовали также два чеченца – Кунта Хаджи Кишиев и Умалад Даудаев.
Кунта Хаджи Кишиев – религиозный деятель суфийского тариката Кадирия, который проповедовал мирный ислам, пацифизм, покорность властям и ненасилие. Несмотря на то, что он во многом повлиял на замирение Чечни, российские власти сочли его идейно гораздо более опасным врагом чем имам Шамиль и, арестовав, отправили в ссылку где он вскоре и умер. Умалат Даудаев – чеченец, выросший в терских станицах вместе с казаками, ставший впоследствии русским офицером и первым чеченским писателем. Он написал книгу «Сборник сведений о кавказских горцах» в основном для русской публики, где отстаивал мысль о том, что чеченцы являются обыкновенным народом, который не желает вечно воевать и с которым можно легко договориться. Однако книга Даудаева, из за отсутствия экзотики и практического взгляда на вещи не снискала большой популярности и он продолжил военную карьеру.
Новое обострение ситуации на Кавказе произошло во время Гражданской войны. В Чечне белые сделали ставку в основном на терское казачество, а красные на чеченских абреков и дикую дивизию, вернувшуюся с полей Первой мировой войны. Чеченцы поддержали большевиков, которые во время войны и в первые годы советской власти разрешили в Чечне шариатское право и дали большие права местного самоуправления. Однако впоследствии, после коллективизации, в среде чеченцев радикально усилились антисоветские настроения. Во время Великой Отечественной войны большинство чеченцев уклонялось от призыва, а меньшинство участвовало в войне на стороне СССР или поддержало Третий рейх.
В результате того что большинство чеченцев не стали защищать Советский Союз в войне с противником, советское правительство приняло чрезвычайные меры, проведя операцию Чечевица, осуществив выселение всех чеченцев в Северный Казахстан и ликвидировал ЧИАССР.
В Казахстане окончательно завершился процесс чеченского этногенеза, миф об отнятой земле отцов стал важной частью мировоззрения поколения, родившегося за пределами Чечни. Впоследствии, когда в 1958 году правительство вернуло чеченцев на свои земли, авторитеты и старейшины старались ослаблять национальных трений между русскими и чеченцами, понимая что Советский союз слишком силён и то положение, которое занимали чеченцы в качестве пострадавшего народа, является наилучшим. Несмотря на беспорядки 1958 года вплоть до 1990 года в Чечне было обеспечено мирное сосуществование чеченцев и русских. Депортация чеченцев послужила важным моральным и историческим козырем в деле построения идеологии чеченского сепаратизма, как светской, так и исламистской направленности. Данное событие, которое замалчивалось в постсталинском СССР и которому союзные власти не давали окончательных оценок, со временем обросло мифами и превратилось в основной стержень национальной идеологии. Помимо этого будущие лидеры сепаратистов апеллировали к чеченским адатам, исламу и общим для многих бывших республик СССР аргументу о центре, выкачивающим ресурсы из окраин. Реальных экономических предпосылок для сепаратизма в Чечне не было. Республика была одной из самых бедных, существовала на дотации из Центра. Собственная нефтедобыча сохранялась на довольно низком уровне, а иных природных ресурсов не было вообще. Промышленность (нефтепереработка) практически вся была завязана на привозную нефть — из Азербайджана и Западной Сибири. Для вернувшихся из ссылки в конце 1950-х чеченцев рабочих мест не хватало, и приходилось существовать на доходы от натурального хозяйства и отхожих промыслов — работа на Севере (отсюда крупные чеченские общины в Тюменской области) и стихийные строительные бригады.
В конце 1980-х гг., когда процессы демократизации охватили весь Советский Союз, общественные протесты в Чечено-Ингушетии носили прежде всего эмоциональный и социальный характер — воспоминания о лишениях и страданиях в ходе сталинской депортации, неудовлетворённость низким уровнем благосостояния, высокая безработица, некоторые негласные ограничения, сохранявшиеся для чеченцев.
Однако неформальное движение из экологического и мемориального быстро приобрело характер национально-освободительного и получило массовую базу в селе — среди того чеченского населения, которое в предыдущие десятилетия Советской власти так и продолжало чувствовать себя изгоями, не вошедшими в «новую историческую общность людей — советский народ». Не имея возможности работать и жить в городе, они жили собственной патриархальной жизнью. Местная национальная номенклатура была вполне довольна своим положением при власти, поэтому лидеры у национал-радикалов могли появиться лишь со стороны — из тех, кто сделал карьеру вне Чечено-Ингушетии.
1 Черноус В. В. Ксенофобия на Юге России — сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. — Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. — 220 с. — ISBN 5-87872-141-4.
2 Анчабадзе Г.З. ВАЙНАХИ / Ред. Н.В. Гелашвили. — Тбилиси, 2001.
3 http://grozan.ru/chechnya-i-ingushetiya-v-xush-nachale-xix-veka/adaty1-kak-istochnik-pravovyx-otnoshenij-vajnaxov/
4 Даудаев У. «Сборник сведений о кавказских горцах»/Тифлисъ 1868г.
5 Садулаев Г. «Прыжок волка. Очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней»/ Альпина нон фикшн. 2012/ с. 22-23
