- •Оглавление
- •Введение
- •Глава 1. Архетип «роковой женщины» в западной литературе
- •Глава 2. Образ femme fatale в произведениях авторов японского неоромантизма
- •Глава 3. Тематически-идейные аспекты творчества Танидзаки Дзюнъитиро и образ «роковой женщины»
- •Глава 4. Взаимосвязь между «роковыми женщинами» в ранних произведениях Танидзаки Дзюнъитро и женскими персонажами в поздний период творчества
- •Заключение
- •Список литературы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
КАФЕДРА ЯПОНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
«РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА» КАК НОВЫЙ ПЕРСОНАЖ
В ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Выпускная квалификационная работа
Студентки 4 курса
Шварцман Валентины Викторовны
Научный руководитель: доцент, канд. фил. наук
Мазурик Виктор Петрович
Москва
2017 г.
Оглавление
Y
Оглавление 1
Введение 2
Глава 1. Архетип «роковой женщины» в западной литературе 6
Глава 2. Образ femme fatale в произведениях авторов японского неоромантизма 13
Глава 3. Тематически-идейные аспекты творчества Танидзаки Дзюнъитиро и образ «роковой женщины» 29
Глава 4. Взаимосвязь между «роковыми женщинами» в ранних произведениях Танидзаки Дзюнъитро и женскими персонажами в поздний период творчества 48
Заключение 62
Список литературы 65
Введение
Настоящее исследование посвящено анализу образов «роковых женщин», так называемых femme fatale, в японской литературе первой половины XX века, а в частности, в ранних произведениях Танидзаки Дзюнъитиро, одного из основоположников японского неоромантизма.
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время всё более возрастает интерес к женским образам в японской литературе в целом, а также к так называемой «литературе женского потока» - произведениям литературы, создаваемым женщинами-писательницами и женщинами-поэтессами в различные исторические эпохи. Подобное внимание к данному вопросу обусловлено возрастающим общим интересом к гендерному вопросу в социально-культурных аспектах жизни японского общества. Также актуальность работы обусловлена тем, она затрагивает тему кросс-культурных связей между Западом и Востоком, занимающую одно из ключевых мест в современном литературоведении. В частности, в настоящем исследовании рассматривается влияние западной литературы декаданса на формирование в японской культуре вестернизированного архетипа «роковой женщины». Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на широкое признание писателя в Японии и за рубежом, степень изученности данной темы относительно мала.
Объектом исследования являются женские образы в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро, а предметом исследования – произведения, эссе и публицистика писателя.
Основной целью исследования является анализ образа «роковой женщины» в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро. Данная цель определяет следующие вопросы, на которые я постараюсь дать ответы в ходе данного исследования:
- Что cобой представляет «роковая женщина»? Какими общими характеристиками наделен этот культурный архетип? Существовали ли подобные образы в японской традиции?
- Как возникает образ «роковой женщины» в японской литературе первой половины XX века? Чем образы «роковой женщины» в творчестве Танидзаки отличаются от их западных предшественниц?
- Почему автор обращается к этим образам в своих произведениях, каким писательским задачам это отвечает?
- Характерны ли эти образы только для его ранних произведений, написанных под влиянием литературы декаданса? Или же их присутствие можно обнаружить и в более поздних произведениях? Что это дало ему в дальнейшей творческой деятельности?
В связи с перечисленными выше задачами в качестве предмета исследования мною были выбраны произведения, наиболее отвечающие проблематике – ранние произведения Танидзаки, в которых, на мой взгляд, а также по мнению ряда отечественных, западных и японских литературоведов писателем был создан образ демонической и соблазнительной героини. Это повести «Татуировка» (刺青, 1911), «Цилинь» (麒麟, 1911), «Подростки» (少年, 1911), «Вихрь» (飈風, 1911) «Дьявол» (悪魔, 1912), «Дзётаро» (饒太郎, 1914), «Ножки Фумико» (富美子の足, 1919). Также в ходе исследования я обращалась к женским образам в более поздних произведениях писателя, таких как «Любовь глупца» (痴人の愛, 1924), «Свастика» (卍, 1930), «Портрет Сюнкин» (春琴抄, 1933), «Мелкий снег» (細雪, 1943), «Ключ» (鍵, 1956), «Дневник безумного старика» (瘋癲老人日記, 1961). Кроме того, в ходе настоящего исследования были использованы эссе и публицистика Танидзаки Дзюнъитиро, в частности эссе «Случайные размышления ранней весной» (早春雑感, 1917), «Похвала тени» (陰翳礼讃, 1939), «Любовь и влечение» (恋愛及び色情, 1931), «Беседы о творчестве, часть вторая» (創作余談、その二), «Руководство по написанию» (文章読本, 1934), а также статьи «Читая критику Масамунэ Хакутё» (正宗白鳥氏の批評を読んで, 1932), «Критикуя «Врата»» (「門」を評す, 1910).
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.
В первой главе работы, «Архетип «роковой женщины» в западной литературе», даётся характеристика архетипа «роковой женщины», возникшего в начале XIX столетия в западноевропейской культуре.
Вторая глава настоящей работы, «Образ femme fatale в произведениях авторов японского неоромантизма», представляет собой попытку исследовать характер влияния литературы fin de siècle, а также традиционного японского материала на формирование в творчестве писателей японского неоромантизма вестернизированного образа «роковой женщины». Кроме того, в данной главе проводится сравнительный анализ повести «Цилинь» Танидзаки Дзюнъитиро и пьесы Оскара Уайльда «Саломеи», ставшей произведением, которое оказало большее влияние на формирование в японской литературе данного архетипа.
Третья глава работы, «Идейно-тематические аспекты творчества Танидзаки Дзюнъитиро и образ «роковой женщины»», представляет собой попытку дать ответ на вопрос о том, каким писательским задачам было подчинено обращение писателем к образам «роковых женщин» в ранний период творчества, а также рассмотреть взаимосвязь между ними и общими идейно-тематическими аспектами его творчества.
В четвертой главе «Взаимосвязь между «роковыми женщинами» в ранних произведениях Танидзаки Дзюнъитро и женскими персонажами в поздний период творчества» рассматривается преемственность между женскими образами в ранних и поздних сочинениях Танидзаки, ровно как и коренные различия между ними.
В заключении даны выводы относительно основных задач, поставленных в рамках настоящего исследования.
Основой для настоящей работы стали труды отечественных, японских и западных литературоведов, посвященные творчеству Танидзаки Дзюнъитиро.
Среди них особое место занимают отечественные обзорные работы по японской литературе, в частности, по литературе второй половины XIX – начала XX века. Среди таких работ отечественных японистов – «Японская литература в образцах и очерках» Н.И. Конрада, «Красотой Японии рожденный» Григорьевой Т.П., «Современный японский роман» Рёхо К. В них даётся хоть и краткая, но ёмкая характеристика различным движениям и процессам в японской литературе начала XX века, а также их основным деятелям, включая Танидзаки Дзюнъитиро.
Из современных японоведов, например, Катасонова Е.Л. изучала стилистические особенности произведений Танидзаки. Однако наиболее подробно исследованием произведений Танидзаки занималась Санина К.Г. Ей принадлежит статья «Образы роковых женщин в творчестве японских неоромантиков», ставшая подспорьем для настоящего исследования. Кроме того, в ходе исследования я обращалась к её диссертации «Запад и Восток в литературе японского неоромантизма: Творчество Нагаи Кафу и Танидзаки Дзюнъитиро», в котором исследователь рассмотрела кросс-культурные связи между французской литературой и японской литературой неоромантизма, в частности – творчеством Нагаи Кафу и Танидзаки Дзюнъитиро.
Что касается западных исследователей, то с историко-биографической точки зрения творчество Танидзаки Дзюнъитиро в своей монографии «Рассвет к Западу» освещает Дональд Кин. Анализу творческих концепций Танидзаки и других современных писателей посвящена монография Уэда Макото «Современные японские писатели и природа литературы». Довольно интересный взгляд на женские образы в творчестве Танидзаки был представлен в работе Сьюзан Напиер, «Фантастика в современной японской литературе. Подрыв реальности», также использованной при написании настоящей работы.
На родине Танидзаки Дзюнъитиро также существует немало исследовательской литературы, посвященной анализу его произведений. Одним из крупнейших исследователей творчества Танидзаки является Номура Сёго, которому принадлежит крупная монография «Танидзаки Дзюнъитиро-но сакухин» («Произведения Танидзаки Дзюнъитиро»). Другим крупным исследователем, чья работа привлекалась в ходе написания настоящей работы, является Накамура Мицуо, автор «Танидзаки Дзюнитиро рон» («Разбирая Танидзаки Дзюнъитиро»). Кроме того, особую ценность представляет работа Мицуэ Амано «Сасамэюки-но би» («Красота в «Мелком снеге»»), в которой ученый детально изучает концепцию женской красоты в ранних и поздних произведениях писателя. Наконец, серьезным подспорьем для настоящей работы стали критические статьи современников писателя – Нагаи Кафу, Сато Харуо, Кобаяси Хидэо, Мисима Юкио.
Кроме того, в ходе написания настоящей работы я обращалась к трудам Патрика Квинна, Хитер Браун, Дженнифер Хэджкок и других западных исследователей, занимавшихся изучением архетипа femme fatale в западной культуре.
