Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект по ВЗ, 2 курс.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.66 Mб
Скачать

2 Глава:

– ст.1: Словами первого стиха "и сотворишася небо и земля и все украшение их" обозначается "все, что на земле и что на небе", ибо еврейское слово "цеваам", переведенное как "украшение", точнее передается словом "воинство", каковым именем в Священном Писании иногда называются небесные воинства, т.е. ангелы.

– ст.2: Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать буквально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Если же дела творения закончились шестым днем, то не окончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании новых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премудром устроении его дальнейшего существования. Седьмой день – день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его. Благословением Господь усвояет этому дню особенное значение, делает его достойным сохранения на будущее время, как па­мятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сде­лал этот день священным для человека, который должен в этот день особенно прославлять премудрого, всеблагого и всемогу­щего Творца.

– ст.6: В славянской Библии следующей тексту 70-ти стоит «источник»; но в еврейском подлиннике находится слово эд, более точный перевод которого и дается нашим русским текстом – «пар, туман», как толкуют его и таргумы Ионафана и Онкелоса.

– ст.7: Чтобы яснее уяснить связь этого стиха с предыдущим, следует поставить в начале его слово «тогда», после чего весь этот период примет вполне законченный и определенный вид в следующей форме: «в то время когда были уже созданы небо и земля, но еще не появлялось никаких полевых растений и полевых злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека, но над всей землей висел густой туман, – тогда-то Господь Боги сотворил человека».

Повествование первой главы о сотворении человека бытописатель дополняет указанием, что Господь особенным действием всемогущества и премудрости образовал из персти тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, т.е. вложил в образовавшееся из земного праха тело, душу с ее много­различными способностями. В создании тела человека из земной персти заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли. С другой стороны, в признаке материальности физической природы человека дана мысль о ее разрушимости или смертности. Все это, по словам Иоанна Златоуста, преподает прекрасный урок смирения: чтобы в самом образе нашего творения преподать нам всегдашний урок не мечтать о себе выше меры, для этого Моисей и повествует обо всем с такой тщательностью.

Если душа получила бытие от Божест­венного вдуновения, то, конечно, она от сущности Божией? Такая мысль исполнена крайнего нечестия и хулы. Ибо Божественное Писание словом вдуну (Быт. 2:7) показывает легкость в создании; сверх того, дает разу­меть и природу души, а именно что она есть дух тварный, невидимый, разумный, свободный от телесной де­белости. Надлежит же заметить еще, что если понимать обыкновенное вдыхание, то должно сперва представить себе легкие, мышцы, их сжимающие и стягивающие, соединенную с легкими боевую жилу, гортань и уста. А если божество не телесно, то и вдыхание надлежит понимать боголепно.

Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет са­мых разноречивых догадок и предложений.

Среди многочис­ленных прекрасных райских деревьев были посажены Богом два особенные дерева – древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа были предназначены не столько для поддержания в че­ловеке бессмертия по самому телу, сколько для поддержания его внутренней, духовной (бессмертной) жизни. Древо же познания добра и зла были избраны Богом как орудие и средство испытания и вос­питания человека в послушании Богу. Человек, поселенный в раю, должен был возделывать землю, иметь уход за растениями. Этот труд должен был, прежде всего, развивать и совершенствовать физические силы человека, но с другой стороны, телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать совершенства Творца, Его премудрость и благость, и тем научиться благоговеть пред Ним и любить Его. Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно уда­лялся от зла и стремился к добру, сообразовывал свою волю с Божией. Для человека исполнение заповеди становилось причиною и источником его блаженства, но нарушение ее влекло наказание "в онь же день снести от него, смертию умрете", т.е. человек сделается смертным по телу.

Наречение имен животных, которых Господь привел к Адаму, было знаком владычества человека над животным царством. С другой стороны, изучая рода и свойства животных и нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показал совершенство своего ума, развивая свои умственные способности, полагал начало языку, речи, как средству сооб­щать свои мысли другим.

Словами 24 стиха устанавливается брачный союз между мужем и женой. Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется теснейшим отношением человека к Богу. Этот союз или завет Бога с человеком и является первобытной религией. В силу этого Завета Бог непосредственными откровениями руководит человеком, делает его господином земли и животного мира, поселяет в прекрасном раю и чрез плоды древа жизни дарует ему вечную, бессмертную жизнь. Со стороны человека требовалось только совершенное послушание своему Творцу и, в частности, исполнение данной ему заповеди. Исполнение этого условия давало человеку возможность совершенства и блаженства.

– ст.9: В древних религиях дерево часто почиталось как символ произрастания из земли в небо, т. е. небесной жизни после смерти. Дерево служило своеобразным мостом, соединяющим два полюса жизни. Вот и в Библии оно выступает в роли определенного способа приобщения, сферы деятельности. В раю, кроме обычной флоры, растут еще особенные "деревья", среди которых конкретно говорится о двух. Первое – это растущее посреди рая "древо жизни", т. е. бессмертия (2:9). Первый человек в раю вкушает плоды от древа бессмертия и поэтому остается физически бессмертным. Св. отцы полагают, что речь идет о некоем райском "канале" непосредственного богообщения и сравнивают плоды этого дерева с Причастием. Т.е. человек бессмертен не сам по себе, а в силу причастности Богу, о чем косвенно говорит и имя первого человека – Адам, "красная земля". Земля, прах – это образы материальной, временной, склонной к распаду основы. У древних часто красный цвет, охра, употребляется в захоронении как символ крови загробной жизни, крови бессмертия. Возможно, поэтому Адам – это одухотворенная материя, обессмерченный прах. Кроме этого, Господь произрастил в раю "древо познания добра и зла" (оригинальный смысл: "познания всего на свете"). Единственный запрет в раю касается именно плодов этого таинственного дерева: "от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь."(2:16-17). Часто говорят о том, что Бог просто решил испытать человека, но мы видим, что это не так, но видим заботливое предупреждение: не ешь, а то умрешь ("ты не знаешь, почему это так, ты не знаешь, что такое смерть, но поверь Мне – это древо опасно"; именно так: заповеди предполагают сыновнее доверие Адама Богу). Примечательно, что запрет на вкушение с этого дерева дан сразу после заповеди "возделывать сад", что как раз и означало взращивать, приумножать, расширять сферу познания. Значит, не познание как таковое запрещает Господь (часто об этом говорят атеисты), а предупреждает о смертельно опасном для человека способе познания. В оригинале "познание добра и зла" звучит как "познание всего на свете" – т.е. всего без разбора, без критерия, без Бога. (Шихляров Лев, свящ.).

Преподобный Максим Исповедник: "Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, то она [природная сила] и названа древом познания добра и зла, то есть, как обладающая ведением добра, когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных. Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку вкушение ее, отлагая это на время, дабы человек прежде - что было весьма справедливо - познал через благодатное причастие Причину свою и через такое вкушение укрепил данное [ему] по благодати бессмертие в причастии и непреложности, а потом уже, став как бы богом в силу обожения, безвредно и в безопасности вместе с Богом созерцал творения Божии и получил ведение о них как бог, а не как человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое познание сущих, благодаря претворению ума и чувства к обожению" (Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Творения ч.2. М., 1993. с.25). Схолия: "Видимая тварь, - говорит он, - обладает и духовными логосами для ума, и природной силой для чувства. И умозрения того и другого находятся, подобно древу, посредине сердца, образно понимаемого в качестве рая". (Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Творения ч.2. М., 1993. с. 184).

– ст.10: Эдем, согласно Библии, находился где-то в районе Месопотамии. Еще древние шумеры упоминали о таинственной местности и в аккадских древних книгах встречалось слово «эдино», которое означает «равнина». С другой стороны, если мы будем искать это место на карте, то увидим, что это не Месопотамия, которую евреи уже хорошо знали, а, скорее всего, условное место, которому придан вид определенной привязанности к местности. Поэтому там названы и реки, которые выходят из Эдема, в том числе известные – Тигр и Евфрат, и другие две неизвестные. Так что вопрос о том, где находился Эдем (по-другому Рай), где росло древо жизни и загадочное древо познания добра и зла, остается открытым. Для нас важно, что это место было, и оно освящено многими преданиями как шумерской, так и иудейской письменности. Есть мнение, что территория, где находился древний Эдем, была на территории современного Персидского залива. Последние исследования говорят о том, что там происходит постоянное движение почвы и часть суши, которая сейчас является побережьем залива, постепенно погружается в воду. Значит, возможно, что много тысячелетий назад часть суши, которая сейчас покрыта морем, была доступной для обитания. Некоторые богословы так трактуют это место: после изгнания Адама и Евы из Рая, чтобы это место не осквернялось их потомками, погрязшими в нечестье, Господь взял это место от земли, закрыв его водами Мирового океана.

– ст.24: В Книге Бытия сказано: "Оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей". Но ведь другого отца, кроме Бога, не было?" На данном примере можно убедиться, что если брать отдельный стих из Священного Писания вне контекста, то можно голову себе сломать над его толкованием. Если мы посмотрим на контекст, то увидим, что эти слова (24-ый стих 2-ая глава) являются продолжением слов Адама, который говорит о жене, что она "плоть от плоти моей и кость от костей моих". Во-первых, эти слова могут быть адресованы Адаму в качестве повеления его потомкам, поскольку уже была дана заповедь "плодитесь и размножайтесь". Во-вторых, эти слова некоторые толкователи усваивают Моисею в качестве писателя Книги Бытия, давшему некоторый комментарий к постановлению о браке. В Евангелии от Матфея Христос эти слова присваивает Богу. Как бы то ни было, относятся они, конечно, к последующим родам, которые должны произойти от Адама и Евы. Кроме того, по объяснению свт. Филарета Московского, заповедь прилепиться к жене своей относится к совокупному жительству, но никак не к отношению к отцу или к матери. Если бы эта заповедь говорила об обязанности навсегда оставить и забыть и отца и мать своих, то отчего же Декалог повелевает: "Почитай отца и мать свою"? Как почитать, если человек от них отлепился навсегда? Так что речь идет о вполне определенной стороне дела и противоречия не наблюдается. Блаженный Иероним Стридонский считал, что здесь заключено пророчество. "Первый человек, Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви, - что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть".