Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект по ВЗ, 2 курс.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Книга Руфь

Как и многие повествования Ветхого Завета, Книга Руфи анонимна и не содержит ни единого намека на ее автора. Время действия – это время судей (Руфь 1:1).Талмуд фиксирует предание, согласно которому авто­ром является Самуил, однако книга, скорее всего, была написана после Давида (4:22) и значительно позднее описываемых событий, чтобы оправдать описание давно забытого обычая в ст. 7. Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать (4:22).

Литературный жанр и богословие

Со времен фундаментальной статьи Г. Гюнкеля ученые согласны с тем, что по жанру книга Руфи – новелла, короткий рассказ, высокохудожественный по стилю и композиции, в котором развитие сюжета проходит через несколько эпизодов до достижения развязки. Цель рассказа включает также поучение и наставление. Как таковой, он сравним с рассказами об Иосифе (Быт.37:39-50), женитьбе Исаака (гл.24), Иуде и Фамари (гл.38) и придворной историей Давида (2 Цар.9-20). Эти целостные повествования разительно отличаются от собраний преданий, таких как циклы Авраама и Иакова в Быт.12-36. Жанр отмечен возвышенным, почти поэтическим и ритмическим прозаическим стилем. Рассказы служат как развлечению, так и назиданию, сосредоточиваясь на деятельности Божественного провидения в жизни участников. От читателя ожидается и требуется участие в описываемых событиях; он должен учиться, подражая одним примерам и стараясь избегать других.

Как пример этой формы короткого рассказа книга Руфи является шедевром. По­средством совершенных изобразительных приемов, изысканности, явно увлеченно, но вместе с тем крайне немногословно автор рисует людей, которые при необычай­ном великодушии выглядят достоверно. В одной из плоскостей, это и есть цель рас­сказа: создать персонажи, которые живут, любят, роднятся так, чтобы быть воплоще­нием еврейской концепции sedaqa ("праведность", "целостность"), конкретным при­мером жизни в соответствии с Божественным заветом. В рассказе нет злодея. Орфа оставляет свою свекровь лишь после второй просьбы, а ближайший родственник вполне согласен выкупить землю до тех пор, пока требование жениться на Руфи, не ставит под угрозу его собственные наследственные дела. На этом фоне необыкновен­ная доброта и преданность Вооза, верность и обязательность Руфи и благоразумие и настойчивость Ноемини проявляются в их истинном свете. Они почти полностью являются олицетворениями hesed ("любящая верность"). Рассказ преподнесен с таким мастерством, что вызывает лишь восхищение.

Особая черта этой исторической книги: в ней нет ни капли пролитой крови. Почти во всех исторических книгах кровь льется рекой, кроме Песни Песней. Здесь же нет ни одного жестокого действия, все происходит в мире, согласии и любви.

В другой плоскости, рассказ сосредоточивается на происхождении Давида (4 гл.). Родословие в ст. 18-22 – очевидное позднее добавление – также указывает на это. Здесь повествование о земных событиях в жизни простых людей помещается в рамки Божественного промысла. Таким образом, первоначальная цель повествования расширяется, чтобы включать Божественное провидение и заботу в жизнь одной семьи. Она касается жизни всего народа, поскольку в сыне, рожденном Ноемини, начинается история Божественного правления при Давиде. Этим Книга связана с основной темой Библии – историей искупления. В свете этого поразительным пред­ставляется то, что автор определяет Руфь как "Моавитянку" в нескольких местах, где указание на ее этническое происхождение необязательно и даже излишне.

Однако основной замысел Книги – показать милостивое попечительство Божье в жизни этой семьи. Фактически, основное главное действующие Лицо этой драмы – Бог, Чье присутствие в рассказе прослеживается от горькой жалобы Ноемини в 1:20-21: "...не называйте меня Ноеминью (т.е. приятной), а называйте меня Марою (т.е. горькой); потому что Вседержитель послал мне великую горесть. Я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками" к радостному кличу вифлеемских женщин в 4:17: "у Ноемини родился сын". Мило­стивое попечительство Божие становится особенно явным в свете молитв основных персонажей, включая пламенное благословение Воозом Руфи в 2:12, 3:10 и не­ожиданное возвращение надежды к Ноемини в 2:20; каждая из них получает ответ в развязке книги. Это книга о Божественном руководстве событиями жизни всех, кто верит в Него. Именно Богом данного "пристанища" (1:9; 3:1) добиваются "строящая интриги старушка и молодая, умащенная благовониями, женщина с помощью маленьких хитростей".

И все же книга Руфи подчеркивает, что Бог есть причина всего, иначе, чем боль­шинство других ветхозаветных книг. Нет никаких указаний через сны, ангельские посещения или голос с неба, нет пророка с его "так говорит Господь". Бог действует за сценой, через обычные побуждения или события рассказа. Он "везде - однако полностью скрыт за чисто человеческими совпадениями или планами, такими как случайные шаги молодой девушки или рискованный план пожилой женщины". Таким образом, автор подчеркивает один из аспектов Божественного провидения – его тайность. Он скрывает попечительство Божье за обычной человеческой причинно-следственной связью просто потому, что он верит в его скрытую природу. Однако эта богословская концепция, с одной стороны, абсолютной, а с другой стороны, скрытой причинности, – уникальна. Придворная история Давида (2 Цар.9-20) и рассказ об Иосифе (Быт.37:39-50), среди прочих, также подчеркивают полный и постоянный контроль Божий над событиями, – не открыто и сверхъестественно, но неощутимо и естественно, посредством течения земной жизни. Временами Бог действительно открыто вмешивается в ход человеческих событий, чтобы достичь целей искупления. Однако в книге Руфи Он действует гораздо тоньше – через со­бытия и побуждения каждодневной жизни обычных людей, волнения которых мало кого затрагивали вне их прямого окружения. Посредством своей верности и тайного Божественного попечительства этот род был сохранен для Израиля, что было весьма немаловажно, поскольку от него произошли великий Давид и, много поколений спустя, Величайший Сын великого Давида.

Это время – время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести.

Символика книги.

Ближайший родственник, который не может жениться на Руфи, – это указание на закон, который не может спасти грешника, даровать ему жизнь (ветхий закон). Сам Вооз, который готов выкупить Руфь, поскольку другой родственник не может это сделать, символизирует Христа (преломление хлеба), т.е. делает то, чего не может сделать закон: избавляет человека от греха проклятия и смерти. Руфь, не принадлежавшая к избранному народу, является прообразом нас – христиан из язычников.

Есть в книге три женских образа: Орфа (образ мирской женщины, сердце которой принадлежит ее стране и ее богам; она символизирует человека, предпочитающего славу и богатство мира, славе и богатству во Христе); Руфь (женщина, исполненная веры и любви, которая готова покинуть землю свою, чтобы услужить Богу Живому; она являет собой человека, который добровольно избирает Иисуса Христа: «Твой Бог будет моим Богом» и обретает больше того, что он отдал); Ноеминь (личность отпавшая и возвратившаяся, покинувшая на время землю своего Бога, чтобы жить во вражеской стране; она символизирует собою человека, который сворачивает с доброго пути, но после испытаний в земле Моавитской снова возвращается к Богу).

Оппозиция законничеству.

Последователи про­роков справедливо усматривали в действиях Ездры и Неемии край­ность, противоречившую основам веры Израиля. Обособление ста­ло преградой для обращения язычников. Развод с иноплеменница­ми не всегда был религиозно оправдан: ведь многие из них приняли богооткровенную религию. Книга же Руфи преподавала недвусмысленный урок Ездре и всем, кто проповедовал национальную исключительность. История простой моавитянки не сопровождается «моралью», ибо она, как и в расска­зе об Ионе, вытекает из самого повествования: достоинство челове­ка и его праведность не зависят от происхождения, от националь­ной принадлежности. Богу угодны все, кто сохранил веру и любовь.

Учение, содержащееся в Книге Руфи, нашло последователей. Автор книги Иова, изображая святого человека из земли Уц, пока­зывает, что праведность не знает племенных границ. Об этом напоминает и евангелист, приводя имя Руфи среди предков Христа по плоти (Мф. 1:5).

- 3:2: «Веяние хлеба в Палестине в древности и теперь происходит вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для этого ветер со Средиземного моря».

- 3:4: «Откроешь у ног его. Эту сцену проясняет тот факт, что рассказчик стремится противопоставить характер Руфи-моавитянки характеру ее прародительницы, дочери Лота. Для описания действий Руфи используется слово "открывать", то же слово употребляется и в законе, запрещающем кровосмешение (Лев. 18:6-20): "открывать наготу". Здесь же, однако, рассказчик заботливо изменяет это выражение, чтобы подчеркнуть чистоту Руфи в противовес извращенности Лотовой дочери: Руфь открывает "у ног" Вооза; ее прародительница открыла "наготу" своего отца.

Ляжешь. Руфь спокойно лежала у ног Вооза до тех пор, пока он не проснулся (ст. 8 и 9); между ними за всю ночь не произошло ничего противозаконного (ст. 11). Руфь противопоставляется дочери Лота, которая вступила в связь со своим отцом (Быт. 19:33)».

- 3:7: «При патриархальной простоте жизни богатство и именитость Воза не мешали ему непосредственно участвовать в полевых и иных хозяйственных работах, а равно и самому же ночью сторожить на гумне хлеб в снопах и зерне».

Контрольные вопросы:

  1. Почему книгу Руфь считают письменной оппозицией законничеству Ездры?

  2. Основной замысел книги Руфь.

  3. Подтвердите данное выражение ссылками на книгу Руфь: «Писатель книги подчеркивает один из аспектов Божественного провидения – его тайность».

  4. Чем ценна для нас эта книга при раскрытии вопросов относительно ветхозаветного брачного и наследственного законодательства?

(Священное Писание Ветхого завета. Учебное пособие для 2-го класса Киевской Духовной семинарии. Киев. 1991. с.29)

(Иванов Николай, прот. И сказал Бог…Клин.1991. с.).

(Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.19)

(Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М. 2003.с.)

(Филарет Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. ч.1,с.50)

(Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. с.168).

(Симеон новый Богослов. Творения в 3-х томах. СТСЛ, 1993. с.370).

(Свт. Василий Великий. 11-я беседа на Шестоднев п. 6)

(Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Творения ч.2. М., 1993. с.35).

(см. ЖМП, 1960, № 11, с.51).

(Библейская энциклопедия архимандрита Никифора).

(Библейский словарь Брокгауза)

(Егоров Геннадий, свящ. Обзор Ветхого Завета. ПСТГУ

136